Ядринский муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Етĕрне муниципаллă округĕ

Методические рекомендации по организации антитеррористической безопасности на объектах потребительского рынка Чувашской Республики

Настоящие методические рекомендации разработаны для руководителей предприятий и организаций, функционирующих на потребительском рынке Чувашской Республики, с целью выработки единого подхода в вопросах практической организации антитерроистической безопасности объектов потребительского рынка (предприятий розничной торговли, общественного питания, бытового сервиса, рынков и др.), разработки инструкции по их антитеррористической безопасности, а также инструкций должностным лицам, организации контроля за поддержанием системы безопасности объектов в постоянной готовности к предотвращению террористических актов и минимизации возможного ущерба в случае их совершения.

Главными задачами противодействия терроризму на объектах потребительского рынка (далее  объектах) являются:

выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению террористических действий;

предупреждение, выявление, пресечение террористических действий и минимизация их последствий;

осуществление комплекса организационных и технических мер и мероприятий во взаимодействии с правоохранительными органами и МЧС.

 

Общие требования к организации антитеррористической защиты объектов.

На обеспечение безопасности объектов существенное влияние оказывают такие факторы, как высокая уязвимость в террористическом отношении, большая вероятность возникновения чрезвычайных ситуации с тяжелыми последствиями, рост социальной напряженности и организованной преступности. Стратегию реагирования на ЧС, вызванные диверсионно-террористическими актами можно условно разделить на следующие составляющие:

Предотвращение причин возникновения ЧС.

Недопущение действий и процессов, которые создают предпосылки для формирования угроз возникновения ЧС, профилактика негативных факторов и условий, способствующих их развитию.

2. Предотвращение самих ЧС.

В случаях, когда причины, порождающие данную ЧС, устранить невозможно или не удается, на первое место выступает необходимость непосредственного и адекватного отреагирования на реальную и непосредственную угрозу безопасности объектов, недопустимость выхода ситуации из под контроля, гарантировать безопасность персонала предприятий, населения путем заблаговременного оповещения, эвакуации, срочного укрытия и т.п.

Смягчение последствий возможной ЧС.

Подразумевает ориентацию на максимальное ослабление и локализацию всех последствий ЧС, которую нельзя или не удалось предотвратить.

 

  

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ТИПОВЫЕ ИНСТРУКЦИИ

для должностных лиц по организации

антитеррористической безопасности объектов

 

I.Общие обязанности руководителя объекта (лица, его замещающего, администратора (заведующего отделом, дежурного и т.д., всего персонала объекта при угрозе проведения террористического акта или возникновения ЧС.

 

1.1.Руководитель.

С получением сообщения об угрозе совершения террористического акта (возникновения ЧС, 

обязан:

оценить реальность угрозы для персонала и покупателей (клиентов, посетителей и др. и объекта в целом;

уточнить у персонала сложившуюся на момент получения сообщения обстановку и возможное нахождение подозрительных лиц (предметов на объекте или вблизи него;

отдать распоряжение о доведении полученного сообщения до органов ГО и ЧС, ФСБ и МВД, руководителей соседних предприятий;

обязать персонал немедленно докладывать при обнаружении подозрительных лиц (предметов) ему лично;

организовать немедленную эвакуацию персонала и покупателей (клиентов, посетителей и др.) с территории объекта;

осуществлять контроль доведения сообщения об угрозе совершения террористического акта до территориальных органов ГО и ЧС, МВД, ФСБ;

до прибытия сил, планируемых для участия в аварийно-спасательных и других неотложных работах, приступить к проведению первоочередных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности персонала и покупателей (клиентов, посетителей и др.);

с прибытием оперативной группы территориальных органов ГО и ЧС, МВД, ФСБ доложить обстановку, передать управление ее руководителю и далее действовать по его указаниям, принимая все меры по обеспечению проводимых оперативной группой мероприятий;

обеспечить для спецподразделений условия для проведения мероприятий по предотвращению, локализации или ликвидации последствий террористического акта(ЧС);

обеспечить спасение и эвакуацию пострадавшего персонала и населения, локализацию последствий ЧС;

доложить о происшедшем и принятых мерах в администрацию муниципального образования.

 

1.2. Администратор (заведующий отделом, дежурный и т.д.

С получением сообщения об угрозе проведения террористического акта (возникновения ЧС,

обязан:

1.2.1 При получении сообщения из официальных источников (территориальных органов ФСБ, ГК иЧС, МВД и др.:

обратной связью проверить достоверность полученного сообщения;

записать в журнале полученных и отданных распоряжений дату и время получения сообщения, от кого принято;

по окончании разговора незамедлительно доложить о нем руководителю объекта или лицу, его замещающему.

1.2.2.      При получении сообщения от анонимного источника по телефону:

зафиксировать точное время начала разговора и его продолжительность;

включить звукозаписывающую аппаратуру, при ее наличии, либо подробно записать полученное сообщение, при этом необходимо как можно больше узнать о лице, передающем информацию, и обстоятельствах планируемых им действий;

в ходе разговора постараться определить пол, примерный возраст звонившего и особенности его речи, а также присутствующий при разговоре звуковой фон (шумы, издаваемые транспортными средствами, аппаратурой, голосами людей и др.;

попытаться получить от звонившего ответы на следующие вопросы:

а куда, кому, и по какому номеру звонит этот человек?

б выдвигаются ли им какие-либо требования, если выдвигаются, то какие?

в как и когда с ним можно связаться?

г кому вы должны сообщить об этом звонке?

в ходе разговора предложить звонившему соединить его с руководством объекта;

по окончанию разговора незамедлительно доложить о нем руководителю объекта или лицу, его замещающему;

после доклада полученного сообщения руководителю объекта (лицу, его замещающего надлежит:

а довести сообщение об угрозе до территориальных органов до органов МВД, ФСБ и ГО и ЧС;

отдать распоряжение на немедленную эвакуацию персонала и покупателей (клиентов, посетителей и т.д.;

по прибытии руководства объекта доложить об обстановке и действовать по его указанию.

1.3. Персонал объекта обязан:

при выходе на работу тщательно осматривать свои рабочие места, а также подсобные помещения на предмет возможного обнаружения взрывных устройств или подозрительных предметов  мин, снарядов, гранат, самодельных взрывных устройств  в сумках, дипломатах, свертках и т.д.;

особое внимание обращать на подозрительное поведение неизвестных лиц, наличие у них каких-либо предметов, свертков и т.д.;

при появлении внутри или вблизи объекта вооруженных лиц незамедлительно ставить в известность своих руководителей для последующего информирования территориальных органов ФСБ, ГО и ЧС, МВД.

 

II. При обнаружении на территории объекта или в непосредственной близости от него предмета, похожего на взрывное устройство.

2.1. Руководитель.

С получение информации об обнаружении на территории объекта или в непосредственной близости предмета, похожего на взрывное устройство, 

обязан:

оценить обстановку и полученную информацию;

лично или через секретаря (администратора, дежурного и т.д. сообщить в территориальные органы МВД, ФСБ, ГО и ЧС;

при этом обязательно сообщить наименование организации и ее адрес, что, где, когда обнаружено, от кого поступила информация, проинформировать об опасности ЧС руководителей других предприятий;

до прибытия оперативно-следственной группы дать указание персоналу находиться на безопасном расстоянии от обнаруженного предмета, не приближаться к нему, не трогать, не вскрывать и не перемещать находку и обеспечить нахождение покупателей, клиентов, посетителей на безопасном расстоянии. Зафиксировать время его обнаружения;

организовать ограждение и перекрытие доступа сотрудников и других лиц к месту его обнаружения;

отдать распоряжение о запрещении пользования радио и мобильной связью вблизи обнаруженного предмета;

отдать распоряжения персоналу об эвакуации, выключении электроприборов и электрооборудования, о нераспространении сведений о сложившейся ситуации, соблюдении организованности, не допускать паники и самостоятельных действий персонала;

проверить выполнение отданных распоряжений;

обеспечить возможность беспрепятственного подъезда к месту обнаружения предмета, похожего на взрывное устройство, автомашин правоохранительных органов, скорой медицинской помощи, пожарной охраны, ГО и ЧС и аварийных служб;

обеспечить присутствие лиц, обнаруживших находку, до прибытия оперативно-следственной группы и фиксирование их установочных данных;

с прибытием оперативной группы территориального органа МВД доложить ее сотрудникам обстановку и передать управление ее руководителю, далее действовать по его указаниям, принимая все меры по обеспечению проводимых оперативной группой мероприятий, предоставить руководителю план объекта и указать место нахождения подозрительного предмета;

приступить в случае необходимости к эвакуации сотрудников и покупателей(клиентов, посетителей согласно имеющимся планом эвакуации, с учетом обхода места обнаружения подозрительного предмета;

получив указание о возможности возвращения на рабочие места, возобновить режим повседневной работы сотрудников;

доложить о происшедшем и принятых мерах в администрацию муниципального образования.

 

2.2. Администратор (заведующий отделом, дежурный и т.д.

С получением информации об обнаружении на территории объекта или в непосредственной близости предмета, похожего на взрывное устройство, 

обязан:

немедленно доложить о происшедшем:

а руководителю объекта (лицу, его замещающему;

б в территориальные органы МВД, ФСБ, ГО и ЧС тел. 01

в оповестить весь руководящий состав объекта или лиц в соответствии с распоряжением руководителя объекта;

провести эвакуацию персонала и покупателей (клиентов, посетителей с угрожаемых участков;

при прибытии групп правоохранительных органов и ГО и ЧС действовать по их указаниям.

 

2.3. Персонал объекта обязан:

при обнаружении подозрительного предмета (получении информации о заложенном взрывном устройстве немедленно сообщить руководителю объекта;

не нарушать (не трогать, не перемещать, не открывать, не развязывать и т.д. целостность обнаруженных предметов;

осмотреть помещение и постараться запомнить приметы посетителей, их поведение, место нахождения;

принять меры к закрытию и опечатыванию касс и других помещений, где хранятся материальные ценности;

выключить электроприборы, проверить наличие и состояние средств оказания первой медицинской помощи;

оставаясь на рабочем месте, выполнять указания руководителя;

подготовиться к эвакуации по распоряжению руководителя, организованно покинуть помещение, соблюдая меры предосторожности.

 

 

III При получении по телефону сообщения об угрозе минирования объекта (минировании.

3.1. Руководитель:

При получении сообщения (информации об угрозе минирования объекта лично, 

обязан:

при наличии автоматического определителя номера сразу записать определившийся номер телефона в тетрадь;

при наличии звукозаписывающей аппаратуры извлечь кассету с записью разговора и принять меры к ее сохранности. Установить на ее место другую;

при отсутствии определителя номера и звукозаписывающей аппаратуры:

а дословно запомнить разговор и зафиксировать его на бумаге;

б по ходу разговора отметить пол звонившего и особенности его (ее речи:

голос (громкий, тихий, грубый, веселый, невнятный и т.д.;

темп речи (быстрый, медленный;

произношение (отчетливое, искаженное, с заиканием, шепелявое, с акцентом или диалектом;

манера речи (развязная, с издевкой, с нецензурными выражениями;

состояние (спокойное, возбужденное.

в в ходе разговора обязательно отметить:

звуковой фон (шум автомашин или железнодорожного транспорта, музыка, звук телерадиоапаратуры, голоса и др.;

тип звонка (городской или междугородный;

зафиксировать точное время начала разговора и его продолжительность;

попытаться получить от звонившего ответы на следующие вопросы:

а куда, кому, и по какому номеру звонит этот человек?

б выдвигаются ли им какие-либо требования, если выдвигаются, то какие?

в выступает ли в роли посредника или представляет группу лиц?

г на каких условиях он (она или они согласны отказаться от задуманного?

д как и когда с ним можно связаться?

г кому вы должны сообщить об этом звонке?

добиться от звонящего максимально возможного промежутка времени для принятия решений или совершения каких-либо действий;

если возможно, еще в процессе разговора сообщить в правоохранительные органы, а если такой возможности нет - по окончании разговора;

если есть опасения, что телефон прослушивается преступниками, перезвонить с другого номера телефона;

проинформировать об опасности ЧС руководителей соседних предприятий;

отдать распоряжение о поиске подозрительных предметов в предполагаемых местах минирования;

организовать эвакуацию персонала и покупателей (клиентов, посетителей и т.д. с всего объекта;

с прибытием оперативной группы территориального органа МВД доложить обстановку, передать управление ее руководителю и далее действовать по его указаниям, принимая все меры по обеспечению проводимых оперативной группой мероприятий;

доложить о происшедшем и принятых мерах в администрацию муниципального образования.

3.2. Персонал объекта обязан:

По распоряжению руководителя, организованно покинуть помещение.

 

IY. При захвате заложников на объекте.

4.1. Руководитель

С получением информации о захвате заложников на территории объекта,

обязан:

сообщить лично или через секретаря, дежурного, администратора и т.д. :

в территориальные органы МВД , ФСБ, ГО и ЧС;

при этом обязательно сообщить наименование организации и ее адрес, от кого поступила информация, требования лиц, захвативших заложников и место их нахождения, проинформировать об опасности ЧС руководителей соседних предприятий;

принять меры к пресечению возможной паники, в случае необходимости подготовить эвакуацию сотрудников, посетителей и т.д.;

не допускать действий, которые могут спровоцировать нападающих к применению оружия и человеческим жертвам;

при необходимости выполнять требования преступников, если это не связано с причинением ущерба жизни и здоровью людей. Не противоречить преступникам, не рисковать жизнью окружающих и своей собственной;

инициативно не вступать в переговоры с террористами;

принять меры к беспрепятственному проходу (проезду на объект сотрудников правоохранительных органов, машин скорой медицинской помощи и территориального органа ГК и ЧС;

с прибытием оперативной группы территориального органа МВД доложить обстановку, передать управление ее руководителю и далее действовать по его указаниям, принимая все меры по обеспечению проводимых оперативной группой мероприятий;

доложить о происшедшем и принятых мерах в администрацию муниципального образования.

4.2. Действия персонала.

при наличии возможности без риска для жизни окружающих и своей собственной нажать КТС, выведенную на пульт вневедомственной охраны МВД;

постараться запомнить приметы преступников, отличительные черты их лица, одежду, имена, клички, возможные шрамы и татуировки, особенности речи ми манеры поведения, тематику разговоров, вооружение, средства передвижения и т.д.;

не допускать действий, которые могут спровоцировать нападающих к применению оружия и привести к человеческим жертвам;

по своей инициативе не вступать в переговоры с террористами;

стараться спокойно переносить лишения, оскорбления и унижения, не смотреть в глаза преступникам, не вести себя вызывающе;

при необходимости выполнять требования нападающих, действовать с максимальной задержкой, но без риска для жизни окружающих и своей собственной;

на совершение любых действий спрашивать разрешение у преступников;

при наличии возможности (отсутствии угрозы себе и окружающим сообщить сотрудникам правоохранительных органов информацию о складывающейся ситуации и преступниках.

При проведении спецслужбами операции по освобождению от преступников руководитель и сотрудники обязаны неукоснительно соблюдать следующие требования:

лечь на пол лицом вниз, голову закрыть руками и не двигаться;

не бежать навстречу сотрудникам спецслужб или от них, так как они могут принять Вас за преступника;

если есть возможность, держаться подальше от проемов дверей и окон;

при ранении постараться не двигаться с целью уменьшения потери крови.

 

V. При совершении на объекте террористического акта (взрыв, поджог и т.д. или крупной ЧС.

5.1. Руководитель обязан:

оценит обстановку;

обеспечить своевременное оповещение персонала;

лично или через секретаря, дежурного, администратора и т.д.:

сообщить в территориальные органы МВД, ФСБ , ГО и ЧС;

при этом обязательно сообщить наименование объекта, адрес, характер происшествия, другие детали, проинформировать об опасности ЧС руководителей соседних предприятий;

- с прибытием оперативной группы территориальных органов МВД доложить обстановку, передать управление ее руководителю и далее действовать по его указаниям, принимая все меры по обеспечению проводимых оперативной группой мероприятий;

организовать оказание медицинской помощи пострадавшим и эвакуацию их в лечебные учреждения, вывод персонала в безопасные места;

доложить о происшедшем и принятых мерах в администрацию муниципального образования.