140 лет со дня рождения К.В.Волкова, одного из ярких представителей советской хирургии и сельского здравоохранения, врача-философа
24 февраля исполняется 140 лет со дня рождения К.В.Волкова, одного из ярких представителей советской хирургии и сельского здравоохранения, врача-философа.
Несмотря на немалое количество книг, статей, посвященных великому ученому, мы до сих пор мало знаем о нем. Находящиеся в Ядринском районном архиве документы Б.П.Яковлева - ученика К.В.Волкова, а также документы известного ядринского краеведа А.В.Изоркина позволяют шире взглянуть на его личность. В упомянутых фондах содержатся брошюры и книжечки с научными трудами Волкова, которые он, в 1928-1929 гг., лично передал Яковлеву – тогда еще, студенту медфакультета Казанского университета и слушателю его лекций.
Из воспоминаний Б.П.Яковлева: «Константин Васильевич часто приезжал в Казань и читал нам лекции. В то время я был студентом Казанского Университета им. Ленина. Здесь, доктор Волков встречался с профессорами и активистами от партийной, комсомольской и профсоюзной организаций, в числе которых пришлось быть и мне. Всех нас интересовала эта встреча. Говорили, что приехал какой-то сельский врач и, что он будет выступать среди профессоров по вопросам философии, и в частности, по диалектике в медицине. Всех поражал контраст: с одной стороны – профессор, а с другой стороны, - сельский врач, который прибыл преподать профессорам не что - иное, а такой сложный, в то время вопрос, как философия. Должен сказать, что в тот период, в стенах университета, среди профессорско-преподавательского состава происходило (если так можно выразиться) некоторое брожение в идеологических вопросах. Да и студенты не были еще достаточно подкованы в вопросах философии. Поэтому выступления К.В.Волкова по диалектике в медицине носили очень важный и конкретный характер и, несомненно, сыграли положительную роль в воспитании студентов и в изменении взглядов профессорско-преподавательского состава. В то же время вышла в журнале его статья «Хирургия в пути», в которой он полемизировал с маститным московским профессором Федоровым по вопросу о путях советской хирургии в духе оптимистического реализма…»
Среди упомянутых документов имеются личные стихи, фотографии.
Хирург живет не в секционном зале,
А в клинике, среди живых людей.
Среди надежд и жалоб, и печалей,
Где вера и неверье – все острей.
Где, чтобы сметь, нужно уметь любить
(В науке так же с веком в дружбе быть),
Где, проверяя все, худа, как жердь.
Сверхштатною сиделкой служит смерть.
Будучи широко образованным человеком, К.В.Волков, также, хорошо разбирался в музыке, театральном и изобразительном искусстве, литературе. Не лишним будет упомянуть, что Волков знал 8 иностранных языков. Им было написано несколько небольших пьес для любительской сцены, которые ставились в Ядрине. Старожилы города Ядрин до сих пор помнят его, как участника художественной самодеятельности, где он выступал в качестве исполнителя различных ролей, песен, читал свои стихи.
Широкой хирургической общественности нашей страны К.В.Волков стал известен, как крупный хирург, признающий хирургический метод лечения больных наложением гастроэнтеростомии. Правда, в дальнейшем, благодаря работам других ученых нашей страны, этот метод стал отходить на второй план, а основное место в хирургической патологии желудка заняла резекция. К.В.Волков не стал «резекционистом», но в тоже время он не был и противником внедрения этого метода в хирургическую практику. В своих воспоминаниях Б.П.Яковлев отмечал, что Константин Васильевич был склонен к наложению анастомоза между желудком и тонкой кишкой и за 26 лет, работая в Ядрине, Волков провел только две резекции желудка.
Признание.
Не лежит душа к резекции
Смерть с резекцией дружит.
А хирург глухой провинции
Каждой жизнью дорожит
И ценой высокой смертности
Окупать радикализм –
Гладко кажется с поверхности.
Но не скрыт ли здесь софизм?
К.В.Волков был, действительно, выдающимся хирургом. Большинство серьезных и сложных операций из области брюшной полости, гинекологии, урологии, отоларингологии, нейрохирургии и др. впервые в Чувашии выполнялись им. За все время работы в Чувашии К.В.Волковым выполнены более 20 тысяч различных операций!
Аппендицит.
Коварный друг аппендицит.
Хирург! Не пропусти момента!
Defense хоть много говорит,
Коварный друг аппендицит…
Коль вздует живот и пульс частит,
На стол, не медля пациента!
Коварный друг аппендицит…
Хирург! Не пропусти момента!
К.В.Волков считал, что в лечении и уходе за хирургическими больными мелочей нет. Поэтому он не ставил задачей, как можно быстрее, научить стажирующегося в лечебнице врача производству той или иной операции, а обращал большое внимание на общемедицинскую подготовку, умение выполнять простые процедуры, оформлять медицинскую документацию. Некоторые врачи, знавшие эти требования К.В.Волкова, склонны были думать нежелание его допускать молодых врачей к непосредственному производству операций. Врач А.М.Бересневич, проработавшая в Ядрине 10 лет, вспоминает, что ей, закончившей клиническую ординатуру, в первые месяцы работы, К.В.Волков поручал выполнять такие назначения и процедуры, которые ей казались обидными, задевающими ее врачебное достоинство. «При дальнейшей работе в лечебнице, - вспоминает Анна Михайловна, - я получила очень многое для специалиста, и в жизни, находясь, долгое время на практической хирургической работе, имела возможность множество раз убеждаться в правильности требований К.В.Волкова в подготовке хирургических кадров».
К.В.Волков не уставал «сеять разумное, доброе, вечное», откликаться на интересы людей, независимо от их возраста, положения и образованности. Люди тянулись к Волкову, обращались к нему за помощью и советом, зная по многочисленным примерам, что найдут самое горячее сочувствие. Сам он оказывал большое влияние на работавших с ним людей. Мария Алексеевна Аникина, проработавшая 10 лет в регистратуре в хирургической лечебнице, вспоминает: «Я проработала у доктора Константина Васильевича Волкова в качестве регистратора с 1929 по 1939 гг. Приезжали к нему из разных городов, сел и деревень всей России. Все просили записать их на прием. Я видела, как Константин Васильевич много и напряженно работал, спрашивала его: «Регистрировать ли больных еще?» Он всегда отвечал: «Записывайте, записывайте всех. Особенно, дальних». Часто приходилось бывать у Волкова в кабинете по просьбе Анны Михайловны Бересневич. Он всегда ласково встречал: «А, Маруся. Я сейчас, иду, иду» . Мне было поручено заведовать еще и больничной библиотекой, выдавать больным книги, а иногда, их читать. Книг было много хороших. Помню, как К.В.Волков собирал весь коллектив и сам читал нам вслух произведения Л.Н.Толстого, рассказы А.П.Чехова, Михаила Шолохова и др. авторов. В летние же часы им часто организовывались коллективные выезды в лес, на реку Урга, где отдыхали все вместе и к вечеру возвращались отдохнувшими. Коллектив был дружный. Константин Васильевич знал всех по имени и по характеру. Он даже часто старался повеселить своими стихами. Припоминаю некоторые из них:
(о рабочем автоклава)
Пар по улице пошел:
Митя топит свой котел.
Под котлом огонь пылает,
Митя пару подбавляет.
(про прачку Сетю)
Как у розового куста
Белье мыла дочиста.
Белье до–чиста стирала
Сама мужа пробирала.
И без соды и без мыла
Было дело, белье мыла.
(про санитарочку молодую)
Ах ты, Оля-Оленька!
Что ты больно тоненька?
Похудеешь поневоле, про себя,
Мекает она. Он напарит да и прочь,
А ты ходишь целую ночь.
(об истопнике)
От тяжелых этих дров
Стал я очень не здоров.
Мне не охнуть, не вздохнуть.
Завалили мне всю грудь.
(о дежурном фельдшере)
Лишь бы дров хватило на ночь,
Пробурчал Иван Иваныч.
(о старшей сестре)
Их Катюша утешает
Всем подарки обещает.
и т.д. Все не упомнишь..»
Как старший товарищ по работе, К. В. Волков был внимателен и отзывчивым учителем. Врач А. М. Бересневич, помощник К. В. Волкова по работе, так писала о своем учителе: «Мне хочется рассказать о том, как много он значил для нас, молодых врачей, со страхом ехавшим в глухие углы, как учил он нас своим примером радостно отдавать все свои силы на служение трудящимся, как заражал он нас своей молодостью, своей жаждой к познанию и усовершенствованию. Работая с ним, постоянно с ним общаясь, мы не замечали того, что живем в
Я думаю, сегодня следует вспомнить Л.Н. Толстого и процитировать, именно, его. В
Основание:
В.А.Алексеев, А.М.Аминев «Сельский врач», Чебоксары, Чувашкнигоиздат, 1977;
К. Сидоров, кандидат медицинских наук, доцент Чувашского государственного университета им. И. Н. Ульянова «Жизнь, отданная народу»;
Ядринский районный архив, фонд № 482 Яковлева Бориса Павловича, хирурга высшей категории, заслуженного врача Чувашской АССР и РСФСР, опись № 1, д.д. №№ 240-256;
Там же, фонд № 478 Изоркина Арсения Васильевича, историка, журналиста, кандидата исторических наук, заслуженного работника культуры Чувашской АССР, лауреата Республиканской журналистской премии им. С.В. Эльгера, опись № 1, д. № 91,опись № 2, д.д. №№ 18, 20-28;
М.В.Ильина, главный специалист-эксперт
Ядринской райадминистрации