Ядринский муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Етĕрне муниципаллă округĕ

К 125 -летию со дня рождения Скворцова Георгия Степановича, уроженца д.Орабакасы, новатора сельскохозяйственного производства, садовода-селекционера, награжденного орденом Трудового Красного Знамени

К 125 -летию со дня рождения Скворцова Георгия Степановича, уроженца д.Орабакасы, новатора сельскохозяйственного производства, садовода-селекционера, награжденного орденом Трудового Красного Знамени

Среди немногих первых коммун Чувашии самой стойкой, гордо пронесшей через десятилетия идею крестьянского единства, оказалась коммуна «Чăмăртанни» (Единение), зародившаяся в декабре 1918 года в Ядринском уезде. В течение многих лет во главе ее стоял один из ее организаторов Г.С.Скворцов.

Родился Георгий Степанович Скворцов 31 января 1889 года в д. Орабакасы Балдаевской волости Ядринского уезда (ныне Ядринского района Чувашской АССР). Для того времени у него было солидное образование: после начальной школы в д. Персирланы в 1902 году Георгий окончил Хочашевское второклассное училище. С шестилетним образованием, конечно, можно было поступить в учительскую семинарию или в другие училища городского типа, но для того, чтобы жить вдали от дома, нужны были средства. Поэтому Георгий Скворцов занялся, кроме крестьянского хозяйства, бондарным ремеслом. Свои знания продолжил пополнять самообразованием: выписал журнал «Вестник знания» с богатым приложением, организовал в своей деревне кружок молодежи. Для чтения в нем брал книги из библиотеки Торгового дома братьев Таланцевых в Ядрине. Получаемые знания, особенно по садоводству, проверял на практике: Скворцовы стали разводить плодово-ягодные культуры, способствовали развитию садоводства в своей и соседних деревнях.

Георгий Скворцов был одним из организаторов сельского потребительского общества, куда в 1910 году, вступили крестьяне д. Орабакасы и д. Чербаи, являлся членом его правления. Общество развило активную деятельность, открыло несколько лавок, его отделение было создано в волостном центре в с. Балдаево. Через год Скворцова призвали на военную службу – потребительское общество распалось, так как торговля оказалось убыточной.

Г.С.Скворцов служил на Дальнем Востоке, на Русском острове, в3-м Владивостокском артиллерийском полку. В 1914 году попал на фронт, служил рядовым в 320-м пехотном Чембарском полку 80-й пехотной дивизии. Воевал на разных фронтах против германцев и австро-венгров, в конце 1916 года оказался на Румынском фронте. Солдатом был храбрым: награжден Георгиевским крестом 4-й и 3-й степеней, Георгиевской медалью 4-й степени.

Из действующей армии Георгий Степанович выбыл по болезни. Находясь в составе русских войск в Румынии, заболел сыпным тифом. После выздоровления получил двухмесячный отпуск на родину. На фронт больше не попал: в середине апреля 1917 года был зачислен писарем в управление воинского начальника.

Увиденное и пережитое на войне не прошло даром, Скворцов стал сторонником пролетарской революции. В августе 1917 года солдаты караульной команды и управления уездного воинского начальника выдвинули Георгия Степановича председателем Ядринского Совета солдатских депутатов. Эта организация внесла большой вклад в революционную борьбу рабочих и крестьян уезда за Советскую власть. Толчком для активной деятельности солдат Ядрина послужил поход на Петроград генерала Корнилова, метившего в диктаторы России. В те дни, когда повсюду под руководством большевиков мобилизовались силы для отпора генералам-монархистам, Ядринский Совет солдатских депутатов присоединился к Советам и военным комитетам частей и гарнизонов, выступившим против авантюры Корнилова, послал в адрес штаба военного округа призыв защитить революцию.

Вскоре грянул Великий Октябрь. Ядринская буржуазия не признала власть большевиков, стала распускать, используя местную кадетскую газету «Сурский листок», всевозможные нелепые слухи и небылицы о пролетарской революции. В это время в Ядрин прибыл известный чувашский революционер-интернационалист И.Г.Кадыков, направленный из Казани. Об этом Г.С.Скворцов вспоминал так: «В последних числах ноября 1917 года в один из вечеров заходит в общежитие писарей (в дом Цыганова) человек средних лет, одетый в поношенную дубленую шубу. На голове надета полинялая черная ушанка. Лицо побритое, с давно зажившим шрамом. Черноволосый. Зашедший спрашивает председателя командного комитета. Я отрекомендовался. В свою очередь он сообщил, что прибыл из Казани помочь нам в организации в Ядрине и уезде Советской власти, что его фамилия Кадыков».

На время пребывания в Ядрине Кадыков квартировал в общежитии солдат. Скворцов стал одним из его активных помощников. К ним присоединился матрос Черноморского флота К. П. Поздеев, прибывший в село Никольское Ядринского уезда в отпуск.

И.Г.Кадыков выступил на собрании солдат местного гарнизона. На базе Совета солдатских депутатов был создан Ядринский военно-революционный комитет, который стал организатором подготовки и созыва первого уездного съезда Советов. В состав комитета вошел и Г.С.Скворцов. Кадыков и члены военно-революционного комитета созывали в городе и селениях собрания и митинги. Полную поддержку нашла идея установления Советской власти на собрании рабочих маслобойного завода. Рабочие взяли на себя расходы по созыву уездного съезда Советов. Ревком разослал во все волости распоряжение о выборе делегатов. Съезд открылся 1 декабря 1917 года и работал два дня. Г.С.Скворцов работал в качестве секретаря президиума. Съезд провозгласил в городе и уезде Советскую власть. Георгий Степанович был избран в состав исполкома уездного Совета.

В феврале 1918 года, до созыва второго уездного съезда Советов, Скворцова демобилизовали из армии. До лета он жил и работал в деревне, а потом попросился на службу в Ядринский уездной военный комиссариат. Приняли в агитационно-вербовочной отдел, где он работал на различных должностях: делопроизводителем, заведующим библиотекой, экспедитором, исполнял обязанности заведующего. На военной службе находился до апреля 1922 года, испытав за это время много перемещений по службе в военном комиссариате. В 1919 году, будучи организатором агитационно-просветительского отдела, выезжал в селения уезда для подготовки населения к закупкам лошадей для Красной армии, был членом закупочной комиссии. Участвовал в проведении Недели красноармейского пайка.

В августе 1920 года Скворцова назначили военным комиссаром Балдаевской волости. В октябре того же года включили в состав уездной комиссии по борьбе с дезертирством, через четыре месяца выдвинули ее председателем, а еще через некоторое время - помощником начальника мобилизационного отдела уездного военкомата.

В октябре 1918 года Георгий Степанович вступил в ряды РКП(б). Уком партии привлекал его для проведения политических кампаний – для перерегистрации ячеек сочувствующих РКП (б), проведения перевыборов волостных и сельских Советов, Недели красной молодежи. В декабре 1919 года по разнарядке губкома партии Скворцов был направлен в Казанский государственный университет на четырехмесячные курсы пролетарской школы общественных наук. С возвращением в Ядрин, на место военной службы, одновременно числился инструктором исполкома уездного Совета.

Приезжая урывками домой, Скворцов проводил большую политико-воспитательную работу среди односельчан. Он и его единомышленники дружно откликнулись на призыв В.И.Ленина и партии к деревенской бедноте сообща работать на земле, совместными усилиями, применяя сельскохозяйственные машины и передовые приемы земледелия, создать для крестьян новую жизнь. Воодушевленная этими идеями беднота деревни Орабакасы на изъятых у Балдаевской церкви землях 10 декабря 1918 года организовала трудовую сельскохозяйственную коммуну. Само ее название «Чăмăртанни» - «Единение» - точно отражало стремление крестьянской бедноты того бурного времени. Г.С.Скворцов был одним из организаторов коммуны и ее членом, добился ее регистрации в уездном земельном отделе. Хотя служил, но все годы оставался членом коммуны. Правда, до поры до времени он не мог участвовать непосредственно в сельскохозяйственном производстве.

Небольшая по численности коммуна – всего 24 человека со всеми членами семей – имела 49 десятин земли. Большое давление и постоянное угрозы испытывали коммунары со стороны кулаков и отсталых элементов деревни. Трое мужчин коммунаров добровольно пошли в 1919 году в Красную Армию. Но кто остался на месте, те еще теснее сплачивались, сообща выдерживая трудности. Постоянно приходил на помощь и Г.С.Скворцов, служивший неподалеку в городе.

В июле 1919 года в жизни Георгия Степановича произошло памятное событие: его направили в Москву на Всероссийский съезд производственных коммун, сельскохозяйственных артелей и товариществ по совместной обработке земли.

Несмотря на сложности становления, в жизни коммунаров было много поучительного. На отведенных в одном месте участках они ввели пятипольный севооборот, применяли сеялки, жнейки, молотилку и другие сельскохозяйственные орудия. В 1919-1920 годах коммуна сняла с каждой десятины больше хлеба, чем индивидуальные крестьянские хозяйства своей и соседних деревень.

После демобилизации Г.С.Скворцова из рядов Красной Армии коммунары выдвинули его своим руководителем. Коммуна выдержала голодные 1921-1922 годы и в дальнейшем под руководством Георгия Степановича серьезно взялась за подъем урожайности сельскохозяйственных культур. Проводились многочисленные опыты по изучению почвы, выявлению оптимальных сроков и способов сева, сортоиспытания. С 1926 года была введена 10-польная система земледелия. На землях коммуны были введены новые сорта зерновых, крупяных и кормовых культур, прижились новые сорта пшеницы и бобы.

Опытное поле коммунаров стало известно по всей округе. Огромен был интерес к их жизни и делам. Участвуя на многочисленных съездах (волостных, уездных, республиканских), сельских сходах и собраниях, Георгий Степанович прежде всего рассказывал об интересующих земледельцев опытах. В коммуне с десятины собирали до 80 пудов овса и до 164 пудов гороха. По общей урожайности с десятины коммунары ежегодно обгоняли крестьян соседних селений в два-три раза. Даже в голодный 1921 год, когда повсеместно на полях все выгорело-высохло, этот небольшой коллектив собрал в круг с десятины по 21 пуду зерна. В 1922 году каждая десятина дала 82, в 1924 году – 103, в 1925 году -114, в 1927 году – 204 пуда зерна.

В 1927 году, участвуя во Всесоюзной сельскохозяйственной выставке, коммуна «Чăмăртанни» удостоилась Диплома I степени.

С приобретением коров (а это было крайне необходимо, так как у коммунаров в общей сложности имелось 16 детей) начали возделывать новую высокоурожайную кормовую культуру турнепс.

В коммуне было покончено с уравниловкой как на работе, так и в быту. В летнее время действовал десятичасовой рабочий день, зимой – семи - восьмичасовой. Существовали календарные дни отдыха. Рабочие часы стали основной формой учета труда. При болезни выдавался средний заработок. Из принципа «Каждому – по труду» отменили общий стол.

В 1927 году Георгию Степановичу была оказана высокая честь: очередной съезд Советов Чувашской автономной республики послал его делегатом на XIII Всероссийский и IY Всесоюзный съезды Советов. Он был избран членом ЦИК СССР.

В зиму 1930 года вожак коммунаров сильно застудил легкие. Открылся туберкулез. Потребовалось хирургическое вмешательство. Георгию Степановичу была назначена местная пенсия. Но он не оставил работу в коммуне. В 1935 году в жизни коммунаров произошли крупные изменения: коммуна перешла на примерный устав сельскохозяйственной артели. А затем объединилась с соседним Чербаевским колхозом.

В последующем периоде жизни Г.С.Скворцова было еще немало важных событий. Начиная с 1938 года вплоть до середины 50-х годов на всех выборах избирался членом Чербайского сельского Совета. Был депутатом Ядринского районного Совета. В 1940 году стал участником Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. В 1950 году за активное участие в социалистическом строительстве и большой вклад в развитие сельского хозяйства Георгий Степанович Скворцов награжден орденом Трудового Красного Знамени. За использование передовых приемов в земледелии и достижение успехов в развитии сельского хозяйства ему вручена Почетная грамота Президиума Верховного Совета Чувашской АССР.

До конца жизни Георгий Степанович занимал активную жизненную позицию, многие годы был селькором, печатался в районной и республиканской печати.

Благодарные потомки сохранили жилой дом коммуны. Он перевезен в д. Персирланы и отремонтирован. В нем создан музей. Изготовлен бюст Г.С.Скворцова.

Основание: Ядринский районный архив, фонд личного происхождения А.В.Изоркина.

Главный специалист – эксперт Ядринской районной администрации                                           М.В.Ильина

 



04 февраля 2014
16:31
Поделиться