Ядринский муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Етĕрне муниципаллă округĕ

Из истории: Э.А.Вестерман – первый директор Ядринского реального училища (к 150 - летию со дня рождения)

Из истории: Э.А.Вестерман – первый директор Ядринского реального училища (к 150 - летию со дня рождения)

«Прежде всего интересы учащихся, а не учащих», - любил повторять Э.А. Вестерман, директор Ядринского реального училища, открытого в 1908 году. Это был опытнейший педагог дореволюционной школы, беззаветно служивший любимому делу. Под его руководством реальное училище стало лучшим учебным заведением Ядрина, центром его общественно-культурной жизни.

В 1908 году в уездном городе Ядрине на средства мецената Михаила Таланцева было построено двухэтажное каменное здание, в котором открыто реальное училище. Это было мужское среднее общеобразовательное учебное заведение, в отличие от классической гимназии, дающее более глубокие знания по естественным и математическим дисциплинам. Его выпускники могли поступать в высшие учебные заведения промышленно-технического профиля. В архивных документах указано: «В верхнем этаже помещаются 5 классов, актовый зал, библиотека, естественно-исторический и физический кабинеты, рисовальный класс». В 1916 году здесь обучалось 290 учеников возрасте от 10 лет и старше, работало 11 преподавателей во главе с директором. В фундаментальной и ученической библиотеках насчитывалось свыше 10 тысяч томов. Здание освещалось электричеством от собственной небольшой электростанции. К счастью для воспитанников, реальное училище не было учебным заведением с казенной муштрой и строгим режимом. Здесь царил либерально-просветительский дух, юноши получали всестороннее воспитание, хорошие знания. Его выпускники работали в разных сферах народного хозяйства. Всемирную славу завоевал Николай Дмитриевич Мордвинов, народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР.

В формировании личности, становлении характера воспитанников большую роль сыграли талантливые, влюбленные в свое дело преподаватели, среди них и первый директор училища Эраст Августович Вестерман. В его послужном списке записано: «1864 года рождения, реформатского вероисповедания, окончивший в 1885 году филологический факультет Дерптского университета, кандидат немецкого и сравнительного языковедения». К тому времени он был весьма опытным педагогом, отработавшим преподавателем немецкого языка в Митавском и Вятском реальных училищах, Самарской гимназии, Казанском Родионовском институте благородных девиц. В Ядринском реальном училище он также исполнял обязанности классного наставника и вел уроки немецкого языка. Его отличали широкая эрудиция, самостоятельные педагогические взгляды и демократизм. Под руководством Вестермана в реальном училище сложился работоспособный и творческий преподавательский коллектив, заинтересованный во всестороннем развитии каждого ученика. Все проблемы решались сообща на заседаниях педсовета, где директор часто повторял: «Прежде всего интересы учащихся, а не учащих». Каждый преподаватель высказывал свое мнение свободно, иногда противоположно мнению директора, решения же принимались большинством голосов. На педсовете обсуждались не только вопросы успеваемости и поведения учеников, но и психолого-педагогические проблемы. Например, о наследственных и приобретенных чертах характеров учеников, выяснение причин их плохой учебы, поведения и т.д. Так, просмотрев кондуитный журнал с записями о недостойном поведении ученика Флерова, Эраст Августович заметил, что «данный ученик не является злым или крайне испорченным мальчиком, но объясняется его поведение тем обстоятельством, что родители, особенно мать, до невозможности избаловали свое единственное дитя, никогда не заставляя его делать то, чего он не хочет. Вследствие этого дисциплина и повиновение для Флерова – понятия совершенно недоступные …». Директор подробно знал о характере, здоровье, условиях учебы, родителях и даже питании каждого воспитанника, часто сам ходил по ученическим домам и квартирам. Он заботился не только об учебе, но и отдыхе учащихся. Например, по его инициативе, «чтобы сделать отдых учащихся более интересным, живым и полезным, по воскресеньям устраивались общие прогулки, чтения с проекционным фонарем или музыкою, литературные утра и вечера, опыты по химии и физике, литературные, драматические, музыкальные репетиции, а в летнее каникулярное время – экскурсии в Москву, Нижний Новгород, Санкт-Петербург и другие города. Вестерман считал, что «ученикам для общего развития надо давать по воскресеньям больше времени для любимых занятий: чтению книг, рисованию и т.д.» По решению педсовета домашние задания на понедельник ни по одному предмету не задавались. Но в то же время Эраст Августович был сторонником строгого соблюдения дисциплины, законов и правил. Ученики реального училища были обязаны регулярно посещать церковь и исполнять обряды. На заседании педсовета 13 мая 1913 года директор поднял вопрос «о слишком неаккуратном посещении учениками церковных служб». Будучи против применения строгих принудительных мер, директор считал недопустимым, чтобы ученики так небрежно относились к посещению церкви… «Было признано необходимым, чтобы классные наставники и вообще все члены педагогического совета сами подавали пример должного отношения к богослужению. Директор просил классных наставников дружески, но серьезно побеседовать с учениками вверенных им классов на данную тему».

Обучение в реальном училище было платным. По правилам, ученики, не внесшие средства, исключались из училища, но директор разрешал принимать исключенных снова после внесения денег, добивался для бедных учеников освобождения от платы, бесплатных учебников и бесплатных завтраков. Наряду с попечителем училища Михаилом Михайловичем Таланцевым Эраст Августович часто жертвовал свои личные средства на устройство экскурсий, чаепитий, покупку призов для учащихся. Он привез в Ядрин богатую личную библиотеку и впоследствии почти все книги передал безвозмездно училищной фундаментальной библиотеке. По предложению Э.А. Вестермана при реальном училище было решено построить православную церковь, большую сумму на ее возведение пожертвовал он сам, немалые по тем временам средства прислали также его отец и брат.

В 1913 году Ядринское реальное училище участвовало на Всероссийской фабрично-заводской, торгово-промышленной, сельскохозяйственной и научно-художественной выставке в Киеве, куда были отправлены фотоснимки и диаграммы, иллюстрирующие постановку учебного дела и состояние здоровья учеников. Были отправлены снимки следующего содержания: «Крестьяне-чуваши в национальных костюмах», «Группа учеников из чуваш: Уледеркин, Афанасьев Алексей, Кузьмин Георгий, Яковлев и Дашков Филипп», «Мещанский домик в Ядрине», «Общий вид Ядрина», «Снимок реального училища со стороны поля», «Ученики на прогулке в лесу», «Праздник древонасаждения», «Прогулка учеников на лодке», «Ученики за полевыми и домашними работами» и др. По мнению директора, записанному в протоколе заседания педсовета 14 марта 1913 года, «участие в выставке представляет значительный интерес, так как с помощью фотоснимков и статданных можно доказать, что простая, близкая к природе жизнь учеников – это залог здоровья, трудоспособности и бодрости подрастающего поколения». В этом же году на Промышленную выставку при 13-м съезде русских естествоиспытателей и врачей в Тифлисе были посланы первый номер ученического рукописного журнала «Любитель природы» и рисунки учеников первых 4-х классов. Позднее эти экспонаты было решено передать в педагогический музей при Управлении Казанского учебного округа.

Директор реального училища пользовался уважением не только в городе, но и в Ядринском уезде. По решению уездного земского собрания он был избран почетным попечителем Балдаевской земской школы. За плодотворную работу на ниве просвещения к имевшимся у него орденам Святой Анны и Святого Станислава в 1911 году добавился орден Святого Владимира 4-й степени, 1912 году – светло-бронзовая медаль в память 100-летия Отечественной войны 1812 года. С 1913 года он – действительный статский советник. Попечитель Казанского учебного округа не раз выражал ему благодарность «за заботу и усердие к предмету своего преподавания». В 1914 году Э.А. Вестерман уволился из-за болезни и переехал в Юрьев.

В педагогической среде Ядрина сохранилась добрая память о нем. В актовом зале реального училища по разрешению попечителя Казанского учебного округа был вывешен его портрет. В 1917 году в училище была учреждена стипендия имени первого директора Э.А. Вестермана. Но только получить ее никому не удалось – нагрянула революция.

Основание: архивные документы, фотографии из личного фонда А.В.Изоркина (Ядринский районный архив).



14 апреля 2014
10:46
Поделиться