Ядринский муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Етĕрне муниципаллă округĕ

120 лет со дня открытия церкви в с. Николаевское

120 лет со дня открытия церкви  в с. Николаевское

(во имя св. Николая Мирликийского Чудотворца

Хочашевской волости Ядринского уезда Казанской губернии)

В 1551 г. Чувашский край отделился от Казанского ханства и вошел в состав Централизованного русского государства. Для усиления влияния русского государства на присоединенных территориях была развернута работа по строительству городов-крепостей и христианизации нерусских народностей.
В 1720-1722 гг. Петр I издал несколько указов о христианизации народов Поволжья.
В первые же годы массовой христианизации в чувашских селениях начали возводить церкви (в основном на народные деньги). К 1764 г. было выстроены 62 церкви, к середине XIX в. их число достигло 150, а к началу XX в. действовали свыше 400 церквей.
Управлением церквями на территории Чувашии занимались Казанская и Симбирская духовные консистории. Казанская духовная консистория была учреждена в 1744 г., Симбирская – в 1832 г. Они являлись высшими органами духовной власти, ведали духовным управлением и судом, регистрацией актов гражданского состояния и расторжения браков.

195 лет назад, в 1824 г. (взамен обветшалой деревянной, возведенной в 1795 г.) в с. Хочашево на средства прихожан была выстроена каменная церковь с главным престолом в честь Преображения Господня. Престолов в ней было два: с главным престолом в честь Преображения Господня (06 августа) и придел: во имя Св. Николая Чудотворца (06 декабря и 09 мая (прим.: по старому стилю). В приходе Спасопреображенской церкви значились следующие населенные пункты: с. Хочашево, д. Яуши с окол. Лебедкино, Бархаткино, Салугино, Якимкино; д. Лапракасы, д. Семикеи, д. Нижние Яуши, д. Аккозино с окол. Верхний, Кузнечный, Саваткино, д. Алешкино, д. Хорамалы, д. Верхние и Нижние Ачаки, д. Бобылькасы, д. Хирле-сиры.
При церкви были двухклассные училища (мужское и женское), женская церковно-приходская школа, две смешанных земских - в с. Хочашево, в д. Лапракасах.

В 1885 г. жители селений Яушевского общества Спасопреображенской церкви Ядринского уезда Казанской губернии: Лебедкино, Бархаткино, Якимкина, Салугино, Савтакино вышли с просьбой об открытии в деревне Лебедкино церковно-приходской школы. На собственные средства прихожане приобрели дом под школу стоимостью 155 рублей. Собрали средства на отопление и освещение помещения в размере 60 рублей. Денег же на содержание учителя не имелось. 20 сентября 1885 г. по их просьбе председатель Ядринской уездной управы Россоловский с заявлением обратился в Ядринское уездное Земское Собрание о назначении денежного пособия на содержание учителя школы. Инициатива населения была одобрена Епархиальным Училищным Советом. Распоряжением Епархиального начальства Училищного Совета от 01 ноября 1885 г. церковно-приходская школа в д. Лебедкино была открыта, на должность законоучителя был назначен священник с. Байгильдино Цивильского уезда Казанской губернии Николай Афонский. Богослужения совершались на славянском и чувашском языках. Учителем первым в школе был Попов Александр Алексеевич (Флоренцев). Первыми выпускниками в 1888 г. были Ильин Артемий, Скворцов Филипп, Сорокин Степан.

Годом раньше до открытия школы, в 1884 г., с целью выбора места для строительства церкви, в д. Лебедкино прибыл архиерей Николай Васильевич Хомяков. Сначала церковь планировали выстроить в д. Бархаткино. Но жители деревни отказались, сообщили, что против церкви как таковой они ничего не имеют, т.к. испытывают трудности совершаемых церковных треб (крещение младенцев, венчание, отпевание умерших) из-за отдаленности церкви с. Хочашево, но и расходы по ее содержнию взять на себя не могут, строительства церкви в Бархаткино они не одобряют. Поэтому возводить новую церковь решили на пустом месте в околотке Лебедкино. Тогда, в предполагаемом приходе будущей церкви проживало четыреста пятьдесят семь душ обоего пола. На строительство храма в размере 5000 рублей пожертвовал потомственный почетный гражданин г. Санкт-Петербурга Михаил Михайлович Хомяков (ему за пожертвование в январе 1902 г. начальство Казанской Епархии объявило благодарность), были добавлены средства прихожан. Работы по возведению начаты в мае 1899 г. и окончены в конце августа. М.М.Хомяков выделил, также, средства на необходимую церковную утварь В октябре того же года храм был освещен. Освещение свершили благочинный 1-го Ядринского округа, священник А.И.Аргентов, местный священник Н.Никонов, священники соседних церквей И.Громов, А.Богоявленский, В.Радеев, дьяконы с. Чемеево - Зиновьев, с. М.Чурашево — Екатерининский. В журнале «Известия Казанской епархии 1900 года 15 апреля №8» описывается открытие церкви следующим образом: «Одиннадцатого октября 1899 года было совершено освящение вновь построенного храма в деревне Лебеткино. Строительство храма было начато в мае 1899 года и окончено в конце августа месяца. И в такое сравнительно короткое время храм построен благодаря щедрому пожертвованию Петербургского купца Михаила Михайловича Хомякова. Торжество освящения началось еще накануне служением всеобщего бдения, который совершал посреди храма местный священник Н. Никонов. На литию и величание выходило все собравшееся духовенство во главе с благочинным отцом Аргентовым. Пели два хора певчих: ученики Хочашевской земской школы под управлением местного псаломщика Н. Рождественского и ученики Яушевской (Лебедкинской) церковно-приходской школы под управлением своего учителя А. Смородинова. Несмотря на ненастную погоду (так как в этот день с раннего утра шел мокрый снег) народу собралось очень много. На другой день в 5 часов утра священником с. Ямаши В. Радаевым в сослужении диакона Екатерининского и при пении хора певчих из с.Тораева под управлением псаломщика того же села Л. Сироткина было совершена утреня, а в 8 часов начался благовест и в Божественной литургии. Около 9-ти часов утра было совершено освящение воды, а затем преступлено было к совершению и самого чина освящения храма. Богомольцев исключительно инородцев-чуваш к этому времени собралось такое множество, что храм, несмотря на свою обширность, не мог вместить всех собравшихся помолиться, и очень многие принуждены были стоять вне храма. По окончании освящения храма началось служение Божественной литургии, во время которой вместо причастного стиха местным священником Н. Никоновым сказано было краткое поучение на чувашском языке. После божественной литургии отслужен был молебен св. Николаю Мирликийскому Чудотворцу, с провозглашением многолетия государю императору и всему царствующему дому, святейшему Синоду, высокопреосвященнейшему Арсению с богохранимою пастою, храмоздателю св. храма сего и, наконец, всем прочим благотворителям оного. Затем все священнослужащие, а также некоторые светские лица приглашены были священником Н. Никоновым в нарочито отведенную квартиру, где предложены были чай и скромная трапеза...»

Церковь во имя св. Николая Мирликийского Чудотворца прихода с. Хочашево Ядринского уезда построили деревянной и теплой. Длина ее с колокольней составляла 12,5 саженей, ширина 3 саж. 2 аршина, высота до верхнего карниза 2,5 саженей. Иконостас был трехярусным, длиной 3,5 саж., и высотой 3 саж. Колокольня 3-ярусная, высота 9 саж. Церковь обслуживала деревни Лебедкино (с. Николаевское), Яуши, Якимкино, Салугино, Бархаткино и Кузнечное. Образовался Николаевский церковный округ из 6 населенных пунктов и они вышли из Хочашевского церковного округа, где праздновался «Никола День», который отмечается 19 декабря и 22 мая. С образованием Николаевского церковного округа церковным праздником был выбран Семик, который празднуется за 3 дня до Троицы в четверг.

Указом Святейшего Синода от 08 марта 1900 г. при церкви был открыт самостоятельный приход с причтом из священника и псаломщика, причту было назначено жалованье в 400 рублей, в т.ч. священнику- 300 рублей, псаломщику- 100 рублей. В октябре этого же года земский начальник 2-го участка Ядринского уезда подписал разрешение Яушевскому сельскому обществу Хочашевской волости о выделении 400 рублей из мирского капитала на постройку в д. Лебедкино домов церковнослужителей. Первым священником был назначен Николай Михайлович Никонов. Ему и его семье было предоставлено жилье в д. Лебедкино рядом с церковью. (После закрытия церкви, после 1936 года в этом доме располагались медицинский пункт, пожарная охрана, дом специалистов сельхозпредприятия.) Жена священника Никонова Мария Петровна умерла 24 февраля 1902 г. от чахотки. Сам же Никонов умер в 1911 году. Он и его супруга похоронены рядом с церковью. Первым псаломщиком церкви был назначен Никита Трофимов. Ему тоже построили жилье напротив церкви. Он переселился в этот дом из деревни Яуши. Недалеко от него предоставили жилье священнику Павлу Демидову, который служил с 1911 по 1929 годы. Когда начались репрессии против священников, он отрекся от сана. После него был приглашен отец Данилов из д. Нижние Мочары. Он служил до 1935 года, вплоть до закрытия церкви.

В 1936 году сняли крышу церкви и переделали под клуб, а колокольню – под библиотеку и читальный зал. Жители села, особенно, после военные годы, ходили сюда отдыхать, общаться, читать газеты. Восьмигранник от крыши молебельной части церкви увезли в село Советское. Из других частей построили конюшню и дом для доярок, где располагались первое время правление колхоза, сепараторная. Было время, когда здесь держали и ягнят, и маленьких телят. В доме доярок всегда было чисто и уютно. В начале 60-х годов рядом с церковью построили новое здание правления, здание для медицинского пункта. Впоследствии здесь располагался ветпункт. Потом Дом доярки перевезли в мехпарк совхоза «Выльский». В одной части здания была почта, а в другой – диспетчерская. Всю церковную утварь, иконы, колокола перевезли в с. Красные Четаи.

В начале 2000 г. по инициативе уроженца с. Николаевское Жучкова Виталия Дмитриевича начались ремонтные и реставрационные работы здания бывшей церкви. Значимый вклад в это благородное дело внесли уроженцы д. Бархаткино и с. Николаевское, ныне живущие в Москве, Николай и Геннадий Маркелов, Елена и Николай Федоровы. Большую спонсорскую помощь оказали семьи Федоровых, Леонтьевых, Ивановых, Еремеевых, СХПК «Выльский», ООО «Союз», ядринские предприниматели М. Арсентьева, Л. Спасова и мн. другие. Для восстановленной церкви семьи Федоровых, Сорокиных, Демидовых подарили иконы.

05 июня 2014 года состоялось освящение храма в честь святителя Николая , архиепископа Мир Ликийских, чудотворца в с. Николаевское Ядринского района Чувашской Республики.

Чин освящения и первую Божественную литургию совершил Глава Чувашской митрополии митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава в сослужении Преосвященнейщего Феодора епископа Алатырского и Порецкого. Сегодня местным настоятелем местной религиозной организации православного прихода храма Святителя Николая с. Николаевское Ядринского района Чувашской Республики Чебоксарско-чувашской Епархии русской православной церкви (Московский патриархат) является Беспалов Михаил Иванович. Руководит Федорова Маргарита Семеновна.

(Примечание: деревня (околоток) Лебедкино образовалась в результате переселения с оврага Киль-сорть-варь, где люди раньше жили в землянках. Деревня Яуши образовалась из переселенцев с оврага Ток-касси-варь. Название получила от переселенцев из деревни Яуши Вурнарского района. Название деревни Лебедкино упоминалось в документальных записях с 1620 по 1899 годы. Новое название «село Николаевское» получило в конце 1899, начале 1900 гг.: возможно, от имени архиерея «Николая» Хомякова, который первым прибыл в Лебедкино, выбрав место для строительства храма и способствовал его строительству вместе с Михаилом Хомяковым, либо от названия главного центрального престола храма в честь Святителя Николая.)

При написании статьи использованы:

  • документы БУ «Государственный исторический архив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии фонда № 225 «Чебоксарское духовное правление»;

  • -копии Известий по Казанской епархии, издаваемые при Казанской духовной академии за 1895-1906 годы;

  • Л. Ю. Браславский «Православные храмы Чувашии».

Главный специалист – эксперт

Ядринской районной администрации М.В.Ильина



23 мая 2019
14:39
2019 год
Поделиться