Гендерный разрыв в науке: что покажет перепись
Среди докторов наук мужчин в два раза больше, чем женщин. В чем причина «научного неравенства», сохранится ли оно в ближайшее десятилетие и сколько всего в России ученых?
По результатам последней Всероссийской переписи населения, в России насчитывалось 596 тысяч кандидатов наук и 124 тысячи докторов наук. Причем чем выше было звание, тем сильнее гендерный разрыв. Если среди кандидатов наук женщин было 265 тысяч, или 44%, то среди докторов наук — 41 тысяча, 33%.
Главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН имени Н.Н. Миклухо-Маклая Владимир Зорин полагает, что «дисбаланс объясняется во многом объективными причинами. По его мнению, аспирант, который становится кандидатом наук, еще молод, не обременен большим хозяйством. В дальнейшем не все готовы совмещать семейную жизнь и науку, что, вероятно, больше относится к женщинам. Это одна из причин гендерного дисбаланса. А вторая состоит в том, что в технических и гуманитарных науках разнятся сроки работы над диссертациями. Образно говоря, для того чтобы вырастить доктора наук – гуманитария, а именно в этих отраслях больше женщин — нужно времени больше, чем «технаря» - рассуждает ученый.
Впервые вопрос о наличии ученой степени был включен в раздел «Образование» во время переписи 2010 года. Эти сведения важны не сами по себе, а как источник данных для построения моделей развития экономики и демографических прогнозов. Как подчеркивает Проректор РЭУ им. Г.В. Плеханова Дмитрий Штыхно, «на основе данных об образовательном уровне можно оценить качество трудовых ресурсов региона, особенно если речь идет о размещении наукоемких производств или исследовательских центрах. Во взаимосвязи с другими показателями в том числе, показателями дохода, распределение "мозгов" дает понимание, насколько эффективны система подготовки кадров высшей квалификации и их последующее использование». По его словам, «с 1990 годов и далее в течение пары десятков лет российская наука не рассматривалась молодёжью как привлекательное направление для трудоустройства. Отсюда и дефицит идей, и дефицит кадров, и проблемы с администрированием и организацией хозяйственной деятельности научных организаций. Если вузы с 2010 годов работали над формированием стратегий повышения конкурентоспособности и повышением эффективности своей деятельности, то для научных организаций эта работа началась сравнительно недавно. Следует использовать возможности, которые представляет Год науки и технологий для обозначения проблем и поиска путей их решения, причем только общими усилиями» - резюмирует эксперт.