Порядок проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов Ядринского района Чувашской Республики и их проектов

Приложение №1
к постановлению

главы Ядринского района 

Чувашской Республики

от _27_ 03. 2008 №__160_

 

Порядок
проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов Ядринского района   Чувашской Республики и их проектов

 

 I. Общие положения

 1.1. Настоящий Порядок определяет процедуру проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов Ядринского района  Чувашской Республики и их проектов в целях выявления и устранения несовершенства правовых норм, которые повышают вероятность коррупционных действий, а также порядок участия граждан и организаций в проведении антикоррупционной экспертизы действующих актов и проектов актов.

 1.2. Антикоррупционной экспертизе подлежат постановления и распоряжения главы Ядринского района  Чувашской Республики, распоряжения и приказы должностных лиц местного самоуправления (далее - действующий акт) и проекты данных актов (далее - проект акта).

 1.3. Субъектами проведения антикоррупционной экспертизы действующих актов и проектов актов являются:

 структурные подразделения Ядринской районной администрации Чувашской Республики в установленной сфере деятельности (далее - орган исполнительной власти Ядринского района);

 уполномоченный главой Ядринского района  Чувашской Республики орган исполнительной власти Ядринского района  Чувашской Республики  по реализации антикоррупционной политики (далее - уполномоченный орган).

 1.4. Для целей настоящего Порядка используются следующие основные понятия:

 коррупциогенные нормы - нормы, содержащие коррупционные факторы;

 коррупциогенный фактор - явление или совокупность явлений, порождающие коррупцию или способствующие ее распространению;

 превентивные антикоррупционные нормы - положения муниципальных нормативных  правовых актов Ядринского района  Чувашской Республики, специально направленные на предотвращение коррупции.

 

 II. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы действующих актов и проектов актов

 2.1. Антикоррупционная экспертиза действующих актов и проектов актов проводится по решению Кабинета Министров Чувашской Республики в соответствии с пунктом 4 статьи 8 Закона Чувашской Республики "О противодействии коррупции", главы Ядринского района  Чувашской Республики.

 2.2. Орган исполнительной власти Ядринского района   проводят антикоррупционную экспертизу:

 действующих актов в установленной сфере деятельности, в том числе изданных ими нормативных правовых актов, в соответствии с утверждаемыми ими планами;

 подготавливаемых ими проектов актов.

 Уполномоченный орган проводит антикоррупционную экспертизу действующих актов и проектов актов по поручению главы Ядринского района  Чувашской Республики.

 2.3. Антикоррупционная экспертиза проектов актов проводится уполномоченным органом в срок до 5 рабочих дней, а особо сложных - 10 рабочих дней.

 Антикоррупционная экспертиза действующих актов проводится органом исполнительной власти Ядринского района  и уполномоченным органом в срок до 15 рабочих дней.

 2.4. Антикоррупционная экспертиза действующих актов и проектов актов проводится в соответствии с Методическими рекомендациями по проведению антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов Ядринского района  Чувашской Республики и их проектов, содержащих норму права (далее - Методические рекомендации).

 2.5. Результат антикоррупционной экспертизы проекта акта оформляется органом исполнительной власти Ядринского района, его разработавшим, записью в пояснительной записке к проекту, подтверждающей проведение разработчиком антикоррупционной экспертизы и отсутствие в проекте коррупционных норм.

 По результатам проведенной уполномоченным органом антикоррупционной экспертизы проекта акта и при выявлении коррупциогенных факторов составляется заключение.

 В случае, если при проведении уполномоченным органом антикоррупционной экспертизы проекта акта в его тексте коррупционных норм не выявлено, им осуществляется визирование проекта без составления заключения.

 В случае, если при проведении антикоррупционной экспертизы действующего акта выявлены коррупциогенные нормы, уполномоченным органом, органом исполнительной власти Ядринского района  составляется заключение( приложение №1).

 2.6. В заключении отражаются следующие сведения:

 перечень норм, отвечающих признакам коррупционности в соответствии с коррупциогенными факторами;

 рекомендации по изменению формулировок правовых норм для устранения коррупциогенности;

 наличие в действующем акте (проекте акта) превентивных антикоррупционных норм и рекомендации по их включению.

 2.7. Заключение о коррупциогенности действующего акта (проекта акта) направляется уполномоченным органом органу исполнительной власти Ядринского района  в установленной сфере деятельности (разработавшему проект акта).

 2.8. Орган исполнительной власти Ядринского района  по результатам заключения о коррупциогенности действующего акта, разработанного им проекта акта обязан в целях ликвидации или нейтрализации коррупциогенных факторов соответственно подготовить проект решения о внесении изменений в действующий акт, доработать соответствующий проект акта с учетом вышеуказанного заключения.

 

 III. Порядок участия организаций и граждан в проведении антикоррупционной экспертизы действующих актов и проектов актов

 

 3.1. Организации и граждане вправе обратиться в орган исполнительной власти Ядринского района, уполномоченный орган с ходатайством о проведении антикоррупционной экспертизы действующего акта.

 3.2. Органом исполнительной власти Ядринского района, уполномоченным органом по обращениям организаций, граждан проводится антикоррупционная экспертиза действующего акта в соответствии с настоящим Положением и Методическими рекомендациями в течение 15 рабочих дней.

 Заключение по результатам антикоррупционной экспертизы действующих актов в обязательном порядке направляется организациям, гражданам, направившим ходатайство о ее проведении.

 3.3. Орган исполнительной власти Ядринского района  в целях обеспечения участия организаций и граждан в проведении антикоррупционной экспертизы проектов актов при их разработке вправе, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики, обязан:

 размещать информацию о разработке проекта акта в сети Интернет на своем официальном сайте;

 размещать проект акта в сети Интернет на своем официальном сайте;

 рассматривать предложения, поступившие от организаций и граждан;

 проводить публичное обсуждение проекта акта.

 3.4. Орган исполнительной власти Ядринского района, уполномоченный орган вправе направлять действующие акты, проекты актов на независимую антикоррупционную экспертизу, которая проводится саморегулируемыми или иными организациями, осуществляющими свою деятельность в соответствующей сфере.

 3.5. По инициативе общественных объединений, а также граждан может быть проведена общественная антикоррупционная экспертиза действующих актов, проектов актов.

 Материалы общественной антикоррупционной экспертизы подлежат рассмотрению уполномоченным органом в порядке, установленном пунктом 3.2 настоящего Порядка.

 

 

Приложение №2
к постановлению

главы Ядринского района 

Чувашской Республики

от _27_ 03. 2008 №__160_

 

 Методические рекомендации
по проведению антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов Ядринского района   Чувашской Республики и их проектов

 

 I. Общие положения

 

 1.1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях выявления наиболее типичных и формализованных проявлений коррупциогенности в муниципальных нормативных правовых актах Ядринского района  Чувашской Республики и их проектах (далее - нормативный правовой акт), и определяют методику проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, основные коррупциогенные факторы.

 1.2. Цели проведения антикоррупционной экспертизы:

 выявление в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов, создающих возможности совершения коррупционных действий и (или) принятия коррупционных решений;

 выработка предложений и рекомендаций по устранению в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов, включению в него превентивных антикоррупционных норм.

 1.3. Предметом антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов являются:

 соблюдение установленных Конституцией Российской Федерации предметов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской федерации, ведения субъектов Российской Федерации;

 соблюдение установленной законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики компетенции при регулировании правоотношений;

 полнота правового регулирования правоотношений;

 соответствие Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, нормативным правовым актам Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, иным нормативным правовым актам федеральных органов государственной власти, Конституции Чувашской Республики, законам Чувашской Республики и иным нормативным правовым актам органов государственной власти Чувашской Республики; Уставу Ядринского района  Чувашской Республики и муниципальным правовым актам Ядринского района  Чувашской Республики;

 соблюдение установленного порядка разработки и принятия нормативного правового акта.

 1.4. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов проводится должностными лицами структурных подразделений Ядринской районной администрации Чувашской Республики (далее - орган исполнительной власти Ядринского района), уполномоченным главой Ядринского района  Чувашской Республики органом исполнительной власти Ядринского района  Чувашской Республики по реализации антикоррупционной политики  (далее - уполномоченный орган).

 Орган исполнительной власти Ядринского района, уполномоченный орган вправе направить нормативный правовой акт на независимую антикоррупционную экспертизу, которая проводится саморегулируемыми или иными организациями, осуществляющими свою деятельность в соответствующей сфере.

 

 II. Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов

 

 2.1. При проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов выявляются и оцениваются следующие коррупциогенные факторы:

 а) широкие дискреционные (реализуемые по собственному усмотрению) полномочия органов исполнительной власти Ядринского района  Чувашской Республики и их должностных лиц (например, отсутствие сроков для совершения должностными лицами обязательных действий в отношении граждан и организаций, оценочные формулировки обстоятельств, являющихся основанием для совершения таких действий, возможность должностного лица по своему усмотрению начинать и завершать юридические процедуры);

 б) повышенные требования к лицу, предъявляемые для реализации его права (например, большой перечень документов, которые необходимо представить для реализации прав, необходимость получения большого числа согласований, экономически необоснованные размеры платы за оказание муниципальных услуг, установление большого числа специальных признаков, которыми должно обладать физическое лицо или организация для занятия определенным видом деятельности или получения государственной поддержки);

 в) отсутствие административных процедур (например, недостаточно четкое установление порядка принятия должностным лицом решений, отсутствие гарантий прав физического лица или организации на представление необходимых документов и пояснений);

 г) отсутствие или дефекты конкурсных процедур при предоставлении какого-либо права или преимущества, выделении физическим лицам и организациям средств из бюджета Ядринского района  Чувашской Республики (например, отсутствие механизма обеспечения достаточного количества участников конкурса, низкая информированность потенциальных участников конкурса о его проведении, недостаточный период времени между объявлением конкурса и окончанием приема заявок участников, необоснованное применение закрытого конкурса, отсутствие четких критериев конкурсного отбора);

 д) большое количество отсылочных (бланкетных) норм (например, необоснованное наделение должностного лица правом разрабатывать и принимать нормативные акты);

 е) наличие в нормативном правовом акте пробела в правовом регулировании отношений, которые призван регулировать данный нормативный правовой акт;

 ж) коллизии правовых норм (например, несоответствия между нормативными правовыми актами, разными по юридической силе или имеющими одинаковую юридическую силу);

 з) наличие юридико-лингвистической коррупциогенности (например, использование в нормативном правовом акте неясных формулировок, терминов, понятий и категорий оценочного характера);

 и) отсутствие положения, предусматривающего ответственность должностного лица за правонарушения;

 к) отсутствие механизма контроля за деятельностью органа исполнительной  власти Ядринского района  и их должностных лиц.

 2.2. Лицом, проводящим антикоррупционную экспертизу нормативного правового акта (далее - эксперт), могут быть выявлены и иные коррупциогенные факторы.

 2.3. В ходе проведения антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта эксперт оценивает коррупциогенные факторы, указанные в пункте 2.1 настоящих Методических рекомендаций, в их совокупности, степень их влияния на уровень коррупциогенности нормативного правового акта, рассматривает возможность устранения или уменьшения действия данных факторов.

 В случае выявления в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов, устранение или уменьшение действия которых невозможно, эксперт обосновывает это в отношении каждого фактора в отдельности и предлагает возможные способы нейтрализации коррупционных рисков.

 2.4. В случаях, установленных Порядком проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов Ядринского района  Чувашской Республики и их проектов, содержащих норму права, по результатам проведения антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта экспертом составляется заключение.

 

Приложение №1

к Порядку проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов Ядринского района  Чувашской Республики и их проектов

 

Заключение по результатам проведения антикоррупционной экспертизы

 

(наименование нормативного правового акта ( проекта нормативного правового акта)

 

Коррупциогенный фактор

Норма анализируемого нормативного правового акта (проекта)

Возможные корруционные проявления

Предложения и рекомендации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лицо, ответственное за проведение

антикоррупционной экспертизы                  _______________                  (ф.и.о)

                                                                               (подпись)

 

 

дата