Оценка эффективности налоговых расходов бюджета Ядринского муниципального округа Чувашской Республики по местным налогам за 2022 год
Оценка эффективности налоговых
расходов бюджета Ядринского муниципального округа Чувашской Республики
по местным налогам за 2022 год
Оценка эффективности налоговых расходов проводится в целях мониторинга результатов действия льгот, сокращения потерь бюджета муниципального образования, подготовки предложений о прекращении действия налоговых льгот или их пролонгации. Оценка эффективности налоговых расходов за 2022 год проведена в соответствии с основными положениями постановления Правительства Российской Федерации от 22.06.2019 года № 796 «Об общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов российской Федерации и муниципальных образований», Порядком формирования перечня налоговых расходов Ядринского муниципального округа Чувашской Республики, утвержденного постановлением администрации Ядринского муниципального округа Чувашской Республики от 16.06.2023 № 655, Порядком оценки налоговых расходов Ядринского муниципального округа Чувашской Республики, утвержденного постановлением администрации Ядринского муниципального округа Чувашской Республики от 26.06.2023 № 697.
Согласно статье 56 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговыми льготами (льготами по налогам и сборам) признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Оценка эффективности налоговых льгот произведена на основании данных статической налоговой отчетности Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике:
формы № 5-МН «Отчет о налоговой базе и структуре начисления по местным налогам» за 2021 год;
формы № 5-МН «Отчет о налоговой базе и структуре начисления по местным налогам» за 2022 год.
В зависимости от категории плательщиков определены основные виды налоговых расходов на территории Ядринского муниципального округа Чувашской Республики: социальные, технические и стимулирующие.
В ходе проведения оценки эффективности налоговых расходов осуществлялась оценка их целесообразности и результативности.
Результаты оценки эффективности налоговых расходов учитываются при формировании основных направлений бюджетной и налоговой политики.
1. Сравнительный анализ сумм налоговых льгот, предоставленных в соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами органов муниципальных образований по местным налогам
за 2022 год
Общая сумма выпадающих доходов бюджета муниципального образования в связи с предоставлением налоговых льгот, установленных федеральным законодательством, нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования в 2022 году составила 5489,0 тыс. рублей, что на 26,1% выше уровня 2021 года (4352,0 тыс. рублей).
(тыс. рублей)
Показатели |
2021 год |
2022 год |
Отклонение |
Удельный вес в общем объеме льгот, % |
|
сумма (+, -) |
% |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Льготы, установленные всего: |
4352,0 |
5489,0 |
1137,0 |
126,1 |
100,0 |
в том числе: |
|||||
федеральным законодательством |
3225,0 |
4257,0 |
1032,0 |
132,0 |
77,6 |
нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований |
1127,0 |
1232,0 |
105 |
109,3 |
22,4 |
1.1. Анализ сумм налоговых льгот, предоставленных в соответствии с федеральным законодательством.
Сумма налоговых льгот, предоставленных на федеральном уровне в отношении местных налогов, в 2022 году составила по муниципальному округу 4257,0 тыс. рублей или 77,6% от общей суммы предоставленных налоговых льгот, рост к уровню 2021 года (3225,0 тыс. рублей) на 32,0%, или на 1032,0 тыс. рублей.
|
(тыс. рублей) |
|||
Показатели |
2021 год |
2022 год |
Отклонение |
|
сумма (+, -) |
% |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Льготы, установленные федеральным законодательством по налогам, всего |
3225,0 |
4257,0 |
1032,0 |
132,0 |
из них по: |
||||
местным налогам: |
3225,0 |
4257,0 |
1032,0 |
132,0 |
земельному налогу организаций |
112,0 |
750,0 |
638,0 |
669,6 |
земельному налогу физических лиц |
915,0 |
1019,0 |
104,0 |
111,4 |
налогу на имущество физических лиц |
2198,0 |
2488,0 |
290,0 |
113,2 |
Наибольшая сумма налоговых льгот, установленных федеральным законодательством, в 2022 году приходится на налог на имущество физических лиц – 2488,0 тыс. рублей (58,4% от общей суммы федеральных налоговых льгот), из них в отношении следующих категорий налогоплательщиков:
– пенсионеров по старости (возрасту) – 2087,0 тыс. рублей (в 2021 году – 1876,0 тыс. рублей);
– физических лиц, соответствующих условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года – 183 тыс. рублей (в 2021 году – 130,0 тыс. рублей);
– ветеранов боевых действий – 80,0 тыс. рублей (в 2021 году – 66,0 тыс. рублей);
– налогоплательщиков, имеющих трех и более несовершеннолетних детей –65,0 тыс. (в 2021 году – 50,0 тыс. рублей);
– инвалидов II группы –31,0 тыс. (в 2021 году – 23,0 тыс. рублей);
– физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» – 20,0 тыс. рублей (в 2021 году – 16,0 тыс. рублей);
– пенсионеров, получающих пенсию за выслугу лет – 9,0 тыс. рублей (в 2021 году - 4,0 тыс. рублей);
– граждан, уволенных с военной службы или призывавшихся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия пенсионеров, получающих пенсию за выслугу лет – 7,0 тыс. рублей (в 2021 году - 5,0 тыс. рублей);
– инвалидов с детства – 4,0 тыс. рублей (в 2021 году - 3,0 тыс. рублей);
– военнослужащих, а также граждан, уволенных с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более – 2,0 тыс. рублей (в 2021 году - 1,0 тыс. рублей);
– члены семей военнослужащих, потерявших кормильца – 0 тыс. рублей (в 2021 году - 1,0 тыс. рублей);
– инвалиды I группы – 0 тыс. рублей (в 2021 году – 5,0 тыс. рублей);
– пенсионеры по инвалидности – 0 тыс. рублей (в 2021 году - 15,0 тыс. рублей);
– пенсионеры по случаю потери кормильца – 0 тыс. рублей (в 2021 году - 1,0 тыс. рублей);
– дети-инвалиды – 0 тыс. рублей (в 2021 году - 2,0 тыс. рублей).
Налоговые льготы по земельному налогу физических лиц, установленных пунктом 5 статьи 391 Налогового Кодекса Российской Федерации, за 2022 год составили 1019,0 тыс. рублей, рост к уровню 2021 года (915,0 тыс. рублей) на 11,4%, или на 104,0 тыс. рублей. Количество налогоплательщиков, которым предоставлена льгота в 2022 году, составило 8894 единиц, увеличение на 106 единиц (в 2021 году – 8788 единиц). Основная сумма льготы приходится на освобождение от уплаты земельного налога пенсионеров, получающих пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лиц, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание – 861,0 тыс. рублей, налогоплательщиков, имеющих трех и более несовершеннолетних детей – 74,0 тыс. рублей.
Сумма налоговых льгот по земельному налогу с организаций в соответствии с федеральным законодательством в 2022 году составила 750,0 тыс. рублей, рост к уровню 2021 года (112,0 тыс. рублей) на 638,00 тыс. рублей. Льготами по земельному налогу организаций в 2022 году воспользовались 44 налогоплательщика, в 2021 году количество налогоплательщиков составило 51 единиц (уменьшение на 7 единиц). При этом по данному виду налога увеличилась налоговая база (кадастровая стоимость). Сумма налоговой льготы по земельному налогу в 2022 году приходится на следующие организации:
- организации – в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования – 681,0 тыс. рублей;
- религиозные организации – в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного благотворительного назначения – 69,0 тыс. рублей.
1.2. Анализ сумм налоговых льгот, предоставленных нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Сумма налоговых льгот, предоставленных нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, в 2022 году составила 1232,0 тыс. рублей, рост к 2021 году на 105,0 тыс. рублей или на 9,3%, в том числе в разрезе налогов:
|
(тыс. рублей) |
||||
Показатели |
2021 год |
2022 год |
Отклонение |
||
сумма (+, -) |
% |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Льготы, установленные нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, всего |
1127,0 |
1232,0 |
105,0 |
109,3 |
|
в том числе по: |
|||||
земельному налогу, всего |
1127,0 |
1232,0 |
105 |
109,3 |
|
из них по: |
|||||
- организациям |
1083,0 |
1193,0 |
110,0 |
110,2 |
|
- физическим лицам |
44,0 |
39,0 |
– 5,0 |
88,6 |
|
налогу на имущество физических лиц |
0 |
0,0 |
0 |
0 |
В общей сумме налоговых льгот, предоставленных нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, основная доля приходится на земельный налог организаций, 96,8%.
2. Сравнительный анализ налоговых льгот, предоставленных нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, в разрезе видов налогов
Налоговые правоотношения по вопросам, отнесенным законодательством Российской Федерации и Чувашской Республики о налогах и сборах к ведению органов местного самоуправления, в 2022 году регулировались Решениями Собрания депутатов Большесундырского сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики от 16.03.2021 № 4 «О внесении изменений в решение Собрания депутатов Большесундырского сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики от 28 ноября 2014 года № 2, Собрания депутатов Большечурашевского сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики от 05.03.2021 № 3 «О внесении изменений в решение Собрания депутатов Большечурашевского сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики от 28 ноября 2014 г. № 2, Собрания депутатов Большешемердянского сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики от 25.03.2021 № 1 «О внесении изменений в решение Собрания депутатов Большешемердянского сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики от 28 ноября 2014 года № 3, Собрания депутатов Иваньковского сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики от 26.03.2021 № 2 «О внесении изменений в решение Собрания депутатов Иваньковского сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики от 28 ноября 2014 года № 3, Собрания депутатов Кильдишевского сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики от 18.03.2021 № 2 «О внесении изменений в решение Собрания депутатов Кильдишевского сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики от 28 ноября 2014 года № 2, Собрания депутатов Кукшумского сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики от 17.03.2021 № 1 «О внесении изменений в решение Собрания депутатов Кукшумского сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики от 28 ноября 2014 года № 2, Собрания депутатов Малокарачкинского сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики от 12.03.2021 № 2 «О внесении изменений в решение Собрания депутатов Малокарачкинского сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики от 28 ноября 2014 года № 4, Собрания депутатов Мочарского сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики от 05.03.2021 № 3 «О внесении изменений в решение Собрания депутатов Мочарского сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики от 28 ноября 2014 года № 2, Собрания депутатов Николаевского сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики от 11.03.2021 № 2 «О внесении изменений в решение Собрания депутатов Николаевского сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики от 28 ноября 2014 года № 2, Собрания депутатов Персирланского сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики от 24.03.2021 № 1 «О внесении изменений в решение Собрания депутов Персирланского сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики от 28 ноября 2014 года № 2, Собрания депутатов Советского сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики от 30.03.2021 № 1 «О внесении изменений в решение Собрания депутатов Советского сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики от 28 ноября 2014 года № 2, Собрания депутатов Старотиньгешского сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики от 25.03.2021 № 1 «О внесении изменений в решение Собрания депутатов Старотиньгешского сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики от 28 ноября 2014 года № 2, Собрания депутатов Стрелецкого сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики от 24.03.2021 № 1 «О внесении изменений в решение Собрания депутатов Стрелецкого сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики от 28 ноября 2014 года № 2, Собрания депутатов Хочашевского сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики от 15.03.2021 № 02 «О внесении изменений в решение Собрания депутатов Хочашевского сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики от 28 ноября 2014 года № 1, Собрания депутатов Чебаковского сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики от 01.04.2021 № 2 «О внесении изменений в решение Собрания депутатов Чебаковского сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики от 28 ноября 2014 года № 2, Собрания депутатов Ювановского сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики от 30.03.2021 № 1 «О внесении изменений в решение Собрания депутатов Ювановского сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики от 28 ноября 2014 года № 2, Собрания депутатов Ядринского сельского сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики от 22.03.2021 № 1 «О внесении изменений в решение Собрания депутатов Ядринского сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики от 28 ноября 2014 года № 3, Собрания депутатов Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики от 30.03.2021 № 2 «О внесении изменений в решение Собрания депутатов Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики от 28 ноября 2014 года № 5, Собрания депутатов Ядринского муниципального округа Чувашской Республики от 17.10.2022 № 01 Об утверждении Положения о вопросах налогового регулирования в Ядринском муниципальном округе Чувашской Республики, отнесенных законодательством Российской Федерации и Чувашской Республики о налогах и сборах к ведению органов местного самоуправления.
По земельному налогу организаций в соответствии с Решениями Собрания депутатов в 2022 году полностью освобождены от уплаты налога, подлежащему зачислению в местный бюджет:
а) органы местного самоуправления, финансируемые за счет средств местного бюджета. Льготой воспользовались 19 организаций на сумму 479,0 тыс. рублей;
б) муниципальные учреждения образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, туризма, спортивно-оздоровительной направленности и спортивные сооружения. Льготой воспользовались 25 бюджетных и автономных учреждения на сумму 714,0 тыс. рублей.
Общий объем налогового расхода за 2022 год по данным учреждениям составил 1193 тыс. рублей, или 110,2% к уровню 2021 года. Доля в общем количестве налогоплательщиков составляет 29,1%. В 2022 году льготой воспользовались 44 организации.
Целью применения технических налоговых расходов является оптимизация встречных бюджетных финансовых потоков.
Выпадающие доходы бюджета Ядринского муниципального округа Чувашской Республики в результате применения данной налоговой льготы по земельному налогу обеспечило снижение доли расходов органов местного самоуправления и муниципальных учреждений, финансируемых за счет средств бюджетов различных уровней на:
- 1193 тыс. рублей в 2022 году
- 1083 тыс. рублей в 2021 году
Технические налоговые расходы в отношении органов местного самоуправления и муниципальных учреждений, финансируемых за счет средств бюджетов различных уровней соответствуют задачам Стратегии социально-экономического развития Ядринского муниципального района до 2035 года в части совершенствования методов планирования и управления бюджетным процессом, являются востребованными, не несут в себе значимых отрицательных внешних эффектов в отношении экономического развития муниципального образования, имеют положительные индикаторы бюджетной эффективности и поэтому признаются эффективными и не требующими отмены.
По земельному налогу физических лиц в соответствии с нормативными правовыми актами органов муниципальных образований в 2022 году действовали следующие налоговые льготы:
от уплаты налога освобождены:
Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы;
участники и инвалиды Великой Отечественной войны. Льготой воспользовались 4 налогоплательщика на сумму 0,9 тыс. рублей;
инвалиды 1 группы. Льготой воспользовались 63 налогоплательщика на сумму 16,6 тыс. рублей;
физические лица – в отношении земельных участков, расположенных (отведенных) в садоводческих и огороднических объединениях. Льготой воспользовались 379 налогоплательщика на сумму 21,3 тыс. рублей;
многодетные семьи на период до 3 лет с момента предоставления земельного участка в соответствии с Законом Чувашской Республики от 01 апреля 2011 г. № 10 «О предоставлении земельных участков многодетным семьям в Чувашской Республике». Льготой воспользовались 8 налогоплательщика на сумму 0,5 тыс. рублей.
По физическим лицам льготы, определяемые социальными налоговыми расходами, предоставляются в виде полного освобождения от уплаты налога отдельным категориям налогоплательщиков, относящимся к социально незащищенным группам населения.
Общий объем налогового расхода по земельному налогу за 2022 год, предоставленной данной категории физических лиц, составил 39,0 тыс. рублей, или 88,6 % к уровню 2021 года. Доля налогового расхода в общей величине налога, предъявленного к уплате физическими лицами, составляет 3,7%.
Количество льготников за 2022 год составило 454 человек, или 92,7 % к уровню 2021 года и 2,4% к общему количеству налогоплательщиков – физических лиц.
Социальные налоговые расходы не носят экономического характера и не оказывают отрицательного влияния на показатели достижения целей социально-экономической политики Ядринского муниципального округа Чувашской Республики, и их эффективность определяется социальной значимостью.
Оценка результативности производится на основании влияния налогового расхода на результаты реализации соответствующей муниципальной программы, либо достижение иных целей социально-экономической политики публично-правового образования, не отнесенных к действующим муниципальным программам и включает оценку социальной, экономической или бюджетной эффективности налогового расхода.
Целью социального налогового расхода является социальная поддержка незащищенных групп населения.
Применение налогового расхода способствуют снижению налогового бремени населения, повышению уровня доходов и качества жизни граждан, социальной защищенности населения, снижению социального неравенства, что соответствует направлению социально-экономической политики муниципального образования.
Налоговые расходы носят социальный характер, направлены на поддержку социально незащищенных групп населения, отвечают общественным интересам, являются востребованными, не несут в себе значимых отрицательных внешних эффектов в отношении экономического развития муниципального образования.
Таким образом, социальные налоговые расходы, предоставляемые отдельным категориям граждан, признаются эффективными и не требующими отмены. Чтобы не допустить в дальнейшем снижения уровня доходов у социально-незащищенных слоев населения, целесообразно сохранить имеющиеся льготы.
-
Сравнительный анализ стимулирующих налоговых льгот, предусмотренных нормативными правовыми актами муниципального образования, и оценка их эффективности в разрезе категорий налогоплательщиков
На основании данных, представленных Управлением Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике, для организаций, получивших в соответствии со статьей 25.16 Налогового Кодекса Российской Федерации статус налогоплательщика – участника специального инвестиционного контракта, в отношении земельных участков, используемых для реализации специального инвестиционного контракта, на срок действия специального инвестиционного контракта, льгота по земельному налогу в 2022 году была не востребована (не воспользовалась ни одна организация).
Начальник финансового
отдела администрации Ядринского
муниципального округа Чувашской Республики В.А. Облинова
Исп. Замыгина И.Н.
Тел. 88354722264