ОТЧЕТ о работе Контрольно-счетного органа Ядринского района Чувашской Республики за 2020 год
ОТЧЕТ
о работе Контрольно-счетного органа
Ядринского района Чувашской Республики за 2020 год
Контрольно-счетный орган Ядринского района Чувашской Республики является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля, который образован Ядринским районным Собранием депутатов Чувашской Республики.
Контрольно-счетный орган осуществляет свою деятельность на основе принципов законности, объективности, эффективности, независимости и гласности. Отчет является одной из форм реализации принципа гласности и ежегодно представляется Ядринскому районному Собранию депутатов Чувашской Республики
Контрольно-счетный орган в отчетном периоде осуществлял свою деятельность на основе действующего законодательства Российской Федерации, Чувашской Республики и решений Ядринского районного Собрания депутатов Чувашской Республики в соответствии с планом работы Контрольно-счетного органа на 2020 год, утвержденным распоряжением председателя Контрольно-счетного органа и согласованным с Главой Ядринского района.
Приоритетным направлением деятельности Контрольно-счетного органа в 2020 году было проведение комплекса контрольно-ревизионных и экспертно-аналитических мероприятий, связанных с решением задач, вытекающих из требований бюджетного законодательства и Положения о Контрольно-счетном органе Ядринского района.
В этих целях особое внимание уделялось контролю за формированием и исполнением Ядринского районного бюджета, оценке эффективности и целевого использования средств бюджета, контролю за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, исполнением бюджетных полномочий главными распорядителями (администраторами) средств Ядринского районного бюджета, проведению работы по повышению уровня финансовой дисциплины всех участников бюджетного процесса, экспертизе проектов нормативных правовых актов, результаты которых позволили оценить действенность мер, принимаемых органами местного самоуправления, эффективность использования бюджетных средств, направляемых на реализацию важнейших задач.
Общая характеристика контрольных мероприятий и основные оценки по их результатам
Контрольно-ревизионная деятельность в 2020 году являлась одной из основных для КСО Ядринского района. Она осуществлялась по всем направлениям деятельности в соответствии с утвержденным Планом работы.
Контрольно-счетным органом было проведено 13 контрольных мероприятий, запланированных в 2020 году.
Объем проверенных средств составил 997 657,2 тыс. руб. Выявлено 238 нарушений на общую сумму 591,4 тыс. руб. Из общей количества финансовых нарушений:
нецелевое использование бюджетных средств выявлено на сумму 3,2 тыс. рублей (1 нарушение);
неэффективное использование бюджетных средств – 591,4 тыс. рублей (10 нарушений);
7 нарушений, выявлено в ходе исполнения исполнения бюджета;
102 нарушений ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской (финансовой) отчетности;
24 нарушения в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью - 151,2 тыс. рублей;
86 нарушений при осуществлении муниципальных закупок - 610,5 тыс. рублей.
В проверяемых учреждениях в основном выявлены нарушения бюджетного законодательства, нормативных правовых актов Российской Федерации по ведению бухгалтерского учета и формированию отчетности, Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ, Трудового кодекса и других нормативно-правовых актов Чувашской Республики и органов местного самоуправления.
Отчеты по результатам контрольных мероприятий доводились до Главы Ядринского района Чувашской Республики.
Следует отметить, что при осуществлении контроля КСО Ядринского района обращает внимание на соблюдение принципа эффективности использования бюджетных средств, определенного статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, который предусматривает, что при составлении и исполнении бюджетов получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств. В 2020 году по итогам проведенных контрольных мероприятий выявлено10 случаев несоблюдения принципа эффективности использования бюджетных средств на общую сумму 591,4 тыс. рублей.
Анализ выявленных нарушений и недостатков в 2020 году показывает что:
- еще недостаточен уровень профессиональной подготовки специалистов, ответственных за ведение бухгалтерского учета;
- недостаточен контроль за соблюдением действующего законодательства при расходовании средств бюджета;
- не осуществляется внутренний контроль фактов хозяйственной жизни экономического субъекта.
Обобщая результаты проведенной в отчетном периоде контрольной работы, КСО Ядринского района считает, что выявленные проверками нарушения не носили характер злоупотреблений, а, как правило, не должным образом соблюдали существующее законодательство в области учета и отчетности.
Всем проверенным учреждениям направлены представления, а так же оказана методическая и консультативная помощь для принятия конкретных мер по устранению выявленных недостатков. В представлениях устанавливался контрольный период для исправления нарушений.
От всех проверенных учреждений получены ответы о выполнении представлений Контрольно-счетного органа Ядринского района.
Учитывая, что большинство выявленных нарушений по результатам контрольных мероприятий не подлежит устранению в проверяемом периоде, учреждениями приняты меры по не допущению аналогичных нарушений в последующей работе.
По фактам выявленных контрольными мероприятиями финансовых нарушений в Прокуратуру Ядринского района, в соответствии с заключенным соглашением, направлено 4 материала проверок, по результатам которых возбуждено 4 дела об административных правонарушениях и наложен штраф в сумме 40.0 тыс. рублей.
Внешняя проверка годового отчёта об исполнении Ядринского районного бюджета за 2019 год предусмотрена статьёй 264.4 БК РФ и включает в себя внешнюю проверку бюджетной отчётности главных распорядителей (администраторов) средств бюджета.
Контрольно-счётным органом проведена внешняя проверка бюджетной отчётности главных распорядителей бюджетных средств за 2019 год, предметом которой являлась оценка достоверности показателей бюджетной отчётности. По результатам проверки подготовлено 4 заключения.
При проверке соблюдения порядка составления и представления бюджетной отчётности рассматривались:
- полнота предоставленной бюджетной отчётности на соответствие требованиям «Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», утвержденной приказом Минфина РФ № 191н от 28.12.2010г. (с изменениями);
- обязательность проведения инвентаризации активов и обязательств учреждений;
- согласование между собой результатов финансовых операций по данным бухгалтерского учёта и данных отчётности, а так же внутренняя согласованность соответствующих форм отчётности (соблюдение контрольных соотношений).
По результатам внешней проверки бюджетной отчётности главных распорядителей бюджетных средств, установлены отдельные факты нарушения Инструкции о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчётности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждённой приказом Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н (далее - Инструкция № 191н).
Так, в нарушение пункта 164 Инструкции № 191н «Сведения об исполнении мероприятий в рамках целевых программ» (ф. 0503166) в графе 1 не указано наименование муниципальной программы (подпрограммы, основного мероприятия (отдельных их этапов), по которым в приложении отражены результаты исполнения мероприятий за отчетный период, в нарушение пункта пункта 11 Инструкции № 191н бюджетная отчетность отделом социального развития представлена не в полном объеме.
Сопоставление данных бюджетной отчетности главных распорядителей бюджетных средств, с данными отчета об исполнении Ядринского районного бюджета, представленного в КСО, расхождений кассовых расходов не установлено.
Общая характеристика экспертно-аналитической деятельности и основные оценки ее результатов.
Экспертно-аналитические мероприятия были направлены на обеспечение единой системы контроля за исполнением Ядринского районного бюджета. Данные мероприятия осуществлялись на стадиях:
- предварительного контроля, в части проведения экспертизы проекта Ядринского районного бюджета на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов;
- текущего контроля, за исполнением бюджета района в 2020 году;
- последующего контроля, за исполнением Ядринского районного за 2019 год.
Всего в 2020 году подготовлено и направлено в Ядринское районное Собрание депутатов, а также Главе Ядринского района 13 экспертных заключений.
В целях контроля за соблюдением порядка формирования и рассмотрения бюджета Контрольно-счетным органом проведена экспертиза проекта Ядринского районного бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, экспертиза проекта бюджета Ядринского городского поселения Ядринского района на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
Проект решения о Ядринском районном бюджете и представленные одновременно с ним документы и материалы в целом соответствовали требованиям Бюджетного кодекса РФ. Общие требования к структуре и содержанию проекта решения о бюджете, установленные Бюджетным кодексом РФ и Положением о регулировании бюджетных правоотношений в Ядринском районе Чувашской Республики, разработчиками были соблюдены.
Проект решения Собрания депутатов Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики «О бюджете Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» (далее - проект решения) внесен на рассмотрение Собрания депутатов Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики в срок, установленный статьей 30 решения Собрания депутатов Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики от 31.10.2013 № 2 «Об утверждении Положения о регулировании бюджетных правоотношений в Ядринском городском поселении Ядринского района Чувашской Республики». Перечень документов и материалов, представленных Собранию депутатов Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики одновременно с проектом решения, не соответствует ст. 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункту 1 статьи 33 решения Собрания депутатов Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики «Об утверждении Положения о регулировании бюджетных правоотношений в Ядринском городском поселении Ядринского района Чувашской Республики». Одновременно с проектом решения не представлены:
- основные направления бюджетной политики поселения на очередной финансовый год и плановый период;
- предварительные итоги социально-экономического развития поселения за истекший период текущего финансового года и ожидаемые итоги социально-экономического развития поселения за текущий финансовый год;
- расчеты по статьям классификации доходов бюджета поселения и источников финансирования дефицита бюджета поселения на очередной финансовый год и плановый период;
- реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств бюджета поселения, в том числе за счет субвенций бюджетам поселений;
- перечень публичных нормативных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств бюджета поселения и расчетами по ним на очередной финансовый год и плановый период;
- паспорта муниципальных программ поселения;
- данные по прогнозному плану (программе) приватизации муниципального имущества поселения на очередной финансовый год и плановый период;
- предложения о порядке индексации заработной платы работников муниципальных казенных учреждений поселения, денежного содержания муниципальных служащих поселения в очередном финансовом году и плановом периоде.
Состав показателей, представленных для рассмотрения и утверждения в проекте решения, не соответствует требованиям статьи 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьи 32 решения Собрания депутатов Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики «Об утверждении Положения о регулировании бюджетных правоотношений в Ядринском городском поселении Ядринского района Чувашской Республики».
В 2020 году проведена внешняя проверка годовой бюджетной отчетности Ядринского районного бюджета Чувашской Республики за 2019 год и внешняя проверка отчета об исполнении бюджета Ядринского городского поселения Ядринского района чувашской Республики за 2019 год.
Контрольно-счетный орган в течение 2020 года подготовил 5 заключений на проекты решения Ядринского районного Собрания депутатов «О внесении изменений в решение Ядринского районного Собрания депутатов «О Ядринском районном бюджете Чувашской Республики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».
В 2020 году КСО проведена финансово-экономическая экспертиза проектов муниципальных правовых актов и подготовлено 4 заключения. Экспертные заключения Контрольно-счетного органа, подготовленные по результатам проведенных экспертно-аналитических мероприятий, с указанными в них выводами, рекомендациями и предложениями представлялись в Ядринское районное Собрание депутатов Чувашской Республики в установленные сроки.
В течение финансового года КСО осуществлял текущий контроль за исполнением Ядринского районного бюджета за 2020 год, при этом подготовлена информация о ходе исполнения Ядринского районного бюджета за первый квартал, первое полугодие и 9 месяцев 2020 года, которая размещена на сайте Ядринской районной администрации в системе Интернет.
Взаимодействие с государственными органами, органами местного самоуправления и муниципальными органами
Контрольно-счетный орган Ядринского района в своей работе взаимодействует с органами местного самоуправления Ядринского района, Контрольно-счетной палатой Чувашской Республики, является членом Совета контрольно-счетных органов Чувашской Республики и Совета по противодействию коррупции Ядринского района Чувашской Республики.
С Контрольно-счетной палатой Чувашской Республики проводятся совместные контрольные мероприятия.
Между Управлением Федерального казначейства по Чувашской Республике и Контрольно-счетным органом Ядринского района района заключен договор об обмене электронными документами.
С Прокуратурой Ядринского района заключено соглашение о сотрудничестве, предметом которого является порядок организации сотрудничества и взаимодействие сторон по вопросам, входящим в их компетенцию и представляющим взаимный интерес.
В соответствии с пунктом 11 Федерального закона Российской федерации от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» в отчетном периоде между Ядринским районным Собранием депутатов Ядринского района Чувашской Республики и всеми Собраниями депутатов сельских и городского поселения Ядринского района заключены соглашения о передаче полномочий по осуществлению внешнего финансового контроля Контрольно-счетному органу Ядринского района.
Однако на поселенческом уровне вопросы контроля исполнения бюджетов, проведения внешней проверки бюджетной отчетности главных распорядителей бюджетных средств так и остались в 2020 году нерешенными.
По запросу ОМВД России по Ядринскому району в 2020 году проведено исследование материалов проверки правомерности выплаты премии муниципальным служащим и Главам Большечурашевского и Большемердянского сельских поселений.
Информационная и иная деятельность Контрольно-счетного органа.
Информационная деятельность КСО Ядринского района состоит в информировании органов местного самоуправления и населения района по результатам проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Указанные материалы имеют открытый доступ и размещаются на официальном сайте муниципального образования «Ядринский район» на банере Контрольно-счетный орган Ядринского района. Также материалы проверок в течении года направлялись Главе Ядринского района и в Ядринское районное Собрание депутатов Чувашской Республики.
Председатель Контрольно-счетного
органа Ядринского района
Чувашской Республики И.В. Ефимова