Ядринский муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Етĕрне муниципаллă округĕ

П А С П О Р Т муниципальной программы Ядринского района Чувашской Республики «Социальная поддержка граждан» на 2016–2020 годы

тветственный исполнитель муниципальной программы

Отдел организационно-контрольной, кадровой работы и по вопросам местного самоуправления, отдел бухгалтерского учета и отчетности, правовой сектор Ядринской районной администрации Чувашской Республики;

Отдел социального развития Чувашской Республики

 

Соисполнители муниципальной программы

Финансовый отдел Ядринской районной администрации Чувашской Республики;

Отдел экономики и промышленности Ядринской районной администрации Чувашской Республики;

Отдел информационного обеспечения Ядринской районной администрации Чувашской Республики;

Отдел образования Ядринской районной администрации Чувашской Республики;

 

Подпрограммы муниципальной программы

Социальная защита населения;

Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций;

Доступная среда

 

 

 

Цель муниципальной программы

создание условий для роста благосостояния граждан - получателей мер социальной поддержки;

повышение доступности социального обслуживания граждан

 

Задачи муниципальной программы

выполнение социальных гарантий, предусмотренных действующим законодательством для муниципальных служащих;

повышение качества социальных услуг и эффективности деятельности органов социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;

повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;

 

Целевые индикаторы и показатели Муниципальной программы

достижение к 2021 году:

доля муниципальных служащих, получающих различные меры социальной поддержки в общей численности муниципальных служащих 100 процентов;

Срок реализации муниципальной программы

 

2016–2020 годы

 

Объемы финансирования муниципальной программы с разбивкой по годам реализации

Прогнозируемые объемы финансирования на реализацию муниципальной программы в 2016–2020 годах составляют 24 284 586,0 рублей, в том числе:

2016 год − 2 746 500,0 рублей;

2017 год − 6 171 786,0  рублей;

2018 год − 5 122 100,0  рублей;

2019 год − 5 122 100,0 рублей;

2020 год − 5 122 100,0  рублей;

из них средства :

федерального бюджета — 1 090 000,00 рублей, в том числе:

2017 год — 1 090 000,00 рублей;

республиканского бюджета Чувашской Республики — 250 043,00 рублей, в том числе:

2017 год — 250 043,00 рублей;

Ядринского районного бюджета — 22 944 543,0  рублей (94,5%), в том числе:

2016 год − 2 746 500,0 рублей;

2017 год − 4 831 743,0  рублей;

2018 год − 5 122 100,0  рублей.

2019 год − 5 122 100,0  рублей;

2020 год − 5 122 100,0  рублей;

 

Объемы и источники финансирования муниципальной программы уточняются при формировании районного бюджета на очередной финансовый год и плановый период

 

Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы

обеспечение равного доступа к социальным услугам как городского, так и сельского населения;

улучшение качества жизни муниципальных служащих, повышение достигнутого уровня обеспечения мерами социальной поддержки муниципальных служащих, проведение мероприятий социального характера с привлечением лиц, нуждающихся в социально-психологической поддержке

I. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы, 
в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере 
и прогноз ее развития

Повышение уровня и качества жизни населения определено Стратегией социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года как одна из стратегических целей государственной политики Чувашской Республики.

Обязательства государства в сфере социальной поддержки граждан определены федеральными законами «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». В республике данные вопросы регулируются законами Чувашской Республики  «О социальной поддержке тружеников тыла военных лет, ветеранов труда и ветеранов труда Чувашской Республики», «О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий», «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг», «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан», «О квотировании рабочих мест для инвалидов в организациях Чувашской Республики», постановлениями Кабинета Министров Чувашской Республики от 20 октября 2005 г. № 258 «О социальном обслуживании населения в Чувашской Республике», от 10 февраля 2011 г. № 48 «О предоставлении мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также об оказании государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно».

В настоящее время в Ядринском районе Чувашской Республике проживают 7,5 процента общей численности населения инвалиды. Это 1899 человек. Из них 206 человек – инвалиды 1 группы, 826 – инвалиды 2 группы, 1021 – 3 группы, 114 – дети–инвалиды до 18 лет.  В России за последние годы отмечается тенденция к увеличению числа инвалидов и ветеранов. Их социальная поддержка характеризуется системой мер, обеспечивающих им социальные гарантии в соответствии с действующим законодательством.

Одними из основных направлений социальной защиты инвалидов являются их реабилитация и интеграция в общество.

Ведется работа по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. Ядринской районной администрацией проведена инвентаризация всех существующих объектов социальной инфраструктуры, составлены списки объектов, подлежащих приспособлению для доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, установлены сроки их переоборудования.

Несмотря на принятые меры, многие объекты социокультурной инфраструктуры на сегодняшний день остаются недоступны для посещений инвалидами с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, по зрению, по слуху. Недостаточно эффективно решаются вопросы их трудоустройства, что в настоящее время является актуальным.

В целях формирования на территории Чувашской Республики организационных, социально-экономических условий для социальной поддержки граждан, обеспечения доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения необходимо принять муниципальную программу Ядринского района Чувашской Республики «Социальная поддержка населения» на 2016–2020 годы (далее – муниципальная программа), которая включает в себя подпрограмму «Социальная защита населения», включающую ведомственную целевую программу «Социальная защита населения Ядринского района Чувашской Республики» на 2016–2020 годы, подпрограмму «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Ядринском районе Чувашской Республики».

II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации 
муниципальной программы, цели, задачи и показатели (индикаторы) 
достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых 
конечных результатов муниципальной программы, срок ее реализации

Приоритеты в сфере социальной поддержки граждан в 2016–2020 годах будут направлены на создание условий для осуществления мер по повышению степени социальной защищенности населения, улучшению положения граждан пожилого возраста, инвалидов и маломобильных групп населения, других лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе на:

реализацию системы мер социальной поддержки отдельных категорий граждан;

формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов;

развитие инфраструктуры по оказанию социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам.

Цель муниципальной программы – создание условий для роста благосостояния граждан - получателей мер социальной поддержки, повышение доступности социального обслуживания граждан.

Для достижения цели муниципальной программы предполагается решение следующих задач:

выполнение социальных гарантий, предусмотренных действующим законодательством для муниципальных служащих;

повышение качества социальных услуг и эффективности деятельности органов социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов

Реализация муниципальной программы позволит:

обеспечение равного доступа к социальным услугам как городского, так и сельского населения;

улучшение качества жизни муниципальных служащих, повышение достигнутого уровня обеспечения мерами социальной поддержки муниципальных служащих, проведение мероприятий социального характера с привлечением лиц, нуждающихся в социально-психологической поддержке.

Оценка результатов реализации муниципальной программы будет проводиться на основе системы индикаторов реализации мероприятий муниципальной программы за оцениваемый период.

Сведения о показателях (индикаторах) муниципальной программы, подпрограммы «Социальная защита населения», подпрограммы «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Ядринском районе Чувашской Республики» и их значениях приведены в приложении № 1 к муниципальной программе.

Состав показателей (индикаторов) муниципальной программы определен исходя из принципа необходимости и достаточности информации для характеристики достижения цели и решения задач муниципальной программы. Аналогичный принцип использован при определении состава показателей (индикаторов) подпрограмм муниципальной программы (табл. 1).

Таблица 1

Цель 
муниципальной программы

Задачи 
муниципальной
программы

Показатели (индикаторы) 
муниципальной
программы

1

2

3

Созданиеусловий для роста благо-состояния граж-дан - получателей мер социальной поддержки;

повышение доступности социального обслуживания граждан

выполнение социальных гарантий, предусмотренных действующим законодательством для муниципальных служащих;

повышение качества социальных услуг и эффективности деятельности органов социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов

обеспечение равного доступа к социальным услугам как городского, так и сельского населения;

улучшение качества жизни муниципальных служащих, повышение достигнутого уровня обеспечения мерами социальной поддержки муниципальных служащих, проведение мероприятий социального характера с привлечением лиц, нуждающихся в социально-психологической поддержке

Срок реализации Государственной программы – 2016–2020 годы.

 

III. Обобщенная характеристика основных мероприятий 
муниципальной программы, 
подпрограмм муниципальной программы

Задачи муниципальной программы будут решаться в рамках реализации подпрограмм «Социальная защита населения» и «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Ядринском районе Чувашской Республики» настоящей Государственной программы.

Подпрограмма «Социальная защита населения». Ответственный исполнитель – Отдел организационно-контрольной, кадровой работы и по вопросам местного самоуправления, отдел бухгалтерского учета и отчетности, правовой сектор Ядринской районной администрации Чувашской Республики. Срок начала реализации подпрограммы – 2016 год, окончания реализации – 2020 год.

В рамках решения задачи «Выполнение социальных гарантий, предусмотренных действующим законодательством для муниципальных служащих» планируется осуществление следующих программных мероприятий:

доля муниципальных служащих, получающих различные меры социальной поддержки в общей численности муниципальных служащих.

Нереализация ведомственной целевой программы будет препятствовать созданию благоприятных условий для предоставления социальных гарантий гражданам, нуждающимся в социальной защите.

 

Подпрограмма «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Ядринском районе Чувашской Республики» содержит мероприятия, направленные на   активизацию потенциала социально ориентированных некоммерческих организаций как ресурса социально-экономического развития Ядринского района Чувашской Республики, способствующего формированию и распространению инновационной практики социального предпринимательства, позволяющего для решения социальных проблем дополнительно мобилизовать внебюджетные средства и привлечь в социальную сферу трудовые ресурсы добровольцев; дополнительное стимулирование развития гражданского общества и общественной инициативы, совершенствование инфраструктурных условий для формирования механизма партнерских отношений между некоммерческими организациями и органами местного самоуправления Ядринского района Чувашской Республики на основе взаимного доверия и открытости, заинтересованности в позитивных изменениях. Ответственный исполнитель – отдел социального развития Ядринской районной администрации Чувашской Республики. Срок начала ее реализации – 2016 год, окончания реализации – 2020 год.

Показатели мероприятий подпрограммы «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Ядринском районе Чувашской Республики» связаны с индикаторами муниципальной программы.

 

Подпрограмма "Доступная среда" включает в себя 2 основных мероприятия.

Основное мероприятие 1. Повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения

В рамках выполнения данного мероприятия требуется проведение работ по адаптации приоритетных объектов социальной инфраструктуры к потребностям инвалидов и других маломобильных групп населения (оборудование входной зоны помещений и путей движения зон оказания услуг, санитарно-гигиенических помещений, прилегающих территорий); приспособлению остановок общественного пассажирского транспорта и пешеходных переходов вблизи социально значимых объектов к обслуживанию инвалидов и других маломобильных групп населения.

 

Основное мероприятие 2. Преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблемам инвалидов и к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения

В рамках выполнения данного мероприятия планируются реализация мероприятия по формированию сети базовых образовательных организаций, осуществляющих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития; проведение мероприятий по социокультурной реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов; размещение в средствах массовой информации материалов, направленных на формирование толерантного отношения к лицам с ограниченными возможностями и их проблемам.

 

IV. Обоснование объема финансовых ресурсов, 
необходимых для реализации Государственной программы

Финансовое обеспечение реализации муниципальной программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Чувашской Республики, Ядринского районного бюджета Чувашской Республики.

Общий объем финансирования муниципальной программы на 2016–2020 годы составит 24 284 586,0 рублей, в том числе:

2016 год − 2 746 500,0 рублей;

2017 год − 6 171 786,0  рублей;

2018 год − 5 122 100,0  рублей.

2019 год − 5 122 100,0 рублей;

2020 год − 5 122 100,0  рублей;

из них средства :

федерального бюджета — 1 090 000,00 рублей, в том числе:

2017 год — 1 090 000,00 рублей;

республиканского бюджета Чувашской Республики — 250 043,00 рублей, в том числе:

2017 год — 250 043,00 рублей;

Ядринского районного бюджета — 22 944 543,0  рублей (94,5%), в том числе:

2016 год − 2 746 500,0 рублей;

2017 год − 4 831 743,0  рублей;

2018 год − 5 122 100,0  рублей.

2019 год − 5 122 100,0  рублей;

2020 год − 5 122 100,0  рублей;

            Объемы и источники финансирования муниципальной программы уточняются при формировании районного бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

V. Анализ рисков реализации муниципальной  программы

и описание мер управления рисками реализации

муниципальной программы

К рискам реализации муниципальной программы, которыми могут управлять ответственный исполнитель, соисполнители муниципальной программы, уменьшая вероятность их возникновения, следует отнести следующие:

1. Организационные риски, связанные с ошибками управления реализацией муниципальной программы, в том числе отдельных ее исполнителей, неготовностью организационной инфраструктуры к решению задач, поставленных муниципальной программой, что может привести к нецелевому и/или неэффективному использованию бюджетных средств, невыполнению ряда мероприятий муниципальной программы или задержке в их выполнении.

2. Финансовые риски, которые связаны с финансированием муниципальной программы в неполном объеме как за счет бюджетных, так и внебюджетных источников. Данный риск возникает по причине значительной продолжительности муниципальной программы, а также высокой зависимости ее успешной реализации от привлечения внебюджетных источников.

3. Непредвиденные риски, связанные с кризисными явлениями в экономике Чувашской Республики, с природными и техногенными катастрофами и катаклизмами, что может привести к снижению бюджетных доходов, ухудшению динамики основных макроэкономических показателей, в том числе повышению инфляции, снижению темпов экономического роста и доходов населения, а также потребовать концентрации бюджетных средств на преодоление последствий таких катастроф.

Анализ вышеуказанных рисков, их распределение по уровням их влияния на реализацию муниципальной программы приведены в табл. 2.

 Таблица 2

Наименование риска

Уровень влияния

Меры по снижению риска

1

2

3

Организационные риски:

неактуальность прогнозирования и запаздывание разработки, согласования и выполнения мероприятий муниципальной программы;

пассивное сопротивление отдельных организаций проведению основных мероприятий муниципальной программы и мероприятий республиканских целевых программ, включенных в муниципальную программу

умеренный

повышение квалификации и ответственности персонала ответственного исполнителя и соисполнителей для своевременной и эффективной реализации предусмотренных мероприятий;

координация деятельности персонала ответственного исполнителя и соисполнителей и налаживание административных процедур для снижения данного риска

Финансовые риски:

дефицит бюджетных средств, необходимых для реализации основных мероприятий муниципальной программы и республиканских целевых программ, включенных в муниципальную программу;

недостаточное привлечение внебюджетных средств, предусмотренных в республиканских целевых программах, включенных в муниципальную программу

высокий

обеспечение сбалансирован-ного распределения финансовых средств по основным мероприятиям муниципальной программы и республиканским целевым программам, включенным в муниципальную программу, в соответствии с ожидаемыми конечными результатами

Непредвиденные риски:

резкое ухудшение состояния экономики вследствие финансового и экономического кризиса;

природные и техногенные катастрофы и катаклизмы

высокий

осуществление прогнозиро-вания социально-экономи-ческого развития с учетом возможного ухудшения экономической ситуации

Таким образом, из вышеперечисленных рисков наибольшее отрицательное влияние на реализацию муниципальной программы может оказать реализация финансовых и непредвиденных рисков, которые содержат угрозу срыва ее реализации.

Поскольку в рамках реализации муниципальной программы практически отсутствуют рычаги управления непредвиденными рисками, наибольшее внимание будет уделяться управлению финансовыми рисками за счет:

ежегодного уточнения финансовых средств, предусмотренных на реализацию мероприятий муниципальной программы, в зависимости от достигнутых результатов;

определения приоритетов для первоочередного финансирования;

привлечения внебюджетных источников финансирования.