Ядринский муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Етĕрне муниципаллă округĕ

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"

10 января 2009 г. вступил в силу Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

Данным федеральным законом закрепляются основные принципы противодействия коррупции, а также организационно-правовые основы предупреждения и борьбы с ней.

Федеральным законом определено понятие коррупции, под которым понимается:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение
взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное
незаконное   использование   физическим   лицом   своего   должностного
положения вопреки законным интересам общества и государства в целях
получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг
имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для
третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу
другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта,
от имени или в интересах юридического лица.

Под противодействием коррупции определена деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и
последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по   выявлению,   предупреждению,   пресечению,  раскрытию  и
расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных
правонарушений.

ФЗ установлено, что органы прокуратуры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

Законом установлены меры профилактики коррупции:

1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;

3) предъявление в установленном законом порядке квалификационных
требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или
муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы,  а также  проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;

4) установление   в   качестве   основания для   увольнения   лица,
замещающего должность государственной или муниципальной службы,
включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами
Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или
муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер
юридической    ответственности    непредставления    им    сведений    либо
представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих
доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также
представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и
обязательствах  имущественного  характера  своих  супруги  (супруга)  и
несовершеннолетних детей;

5) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов
государственной   власти,   органов   государственной   власти   субъектов
Российской  Федерации,  органов  местного  самоуправления  правила,  в
соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение
государственным  или  муниципальным   служащим  своих  должностных
обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении
его   на   вышестоящую   должность,   присвоении   ему   воинского   или
специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его
поощрении.

ФЗ закреплена обязанность государственных и муниципальных служащих представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Указанные сведения представляются представителю нанимателя (работодателю):

-гражданином, претендующим на замещение должности государственной или муниципальной службы, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации,

-служащим, замещающим должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Кроме сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера возложена обязанность по их предоставлению также своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Порядок представления указанных сведений устанавливается федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Впервые указанные сведения подаются за 1 квартал 2010 года.

Проверка достоверности и полноты указанных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей осуществляется представителем нанимателя (руководителем) или лицом, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем), самостоятельно или путем направления в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации, запроса в правоохранительные органы или государственные органы, осуществляющие контрольные функции, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Непредоставление государственным или муниципальным служащим сведений является правонарушением, влекущим освобождение государственного или муниципального служащего от замещаемой должности государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с требованиями федерального закона государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Законом закреплено понятие конфликта интересов на государственной или муниципальной службе, под которым понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

Под личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, понимается возможность получения государственным или муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

Законодательством установлены следующие дополнительные ограничения для государственных и муниципальных служащих:

Гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых договоров сообщать представителю нанимателя (работодателю) сведения о последнем месте своей службы.

Несоблюдение гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, после увольнения с государственной или муниципальной службы данного требования влечет прекращение трудового договора, заключенного с указанным гражданином.

Работодатель при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Неисполнение работодателем данной обязанности является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Зам. прокурора района

советник юстиции                                                                   Г.П. Сокрашкин.