Ядринский муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Етĕрне муниципаллă округĕ

История Ядринского уездного исполнительного комитета, Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (как складывалась система власти до образования района)

К началу 1917 г. Россия переживала глубокий кризис, что являлось следствием не разрешенных политических, социально-экономических, социо-культурных противоречий в обществе. Царское самодержавие было не в состоянии покончить с возникшими трудностями, что привело к революционным событиям 1917 г. 25 октября 1917 г. было свергнуто временное правительство и была провозглашена Советская власть. В марте 1917 г. рабочие и солдаты Чувашии на примере Петрограда, Москвы и других центральных промышленных городов, создавали свои органы власти – Советы, преследовавшие цель установления полного народовластия в форме демократической республики на основах свободы и равенства всех граждан, передачи всей земли трудящимся и коренных реформ законодательства в интересах широких слоев народных масс и др. Первыми образовались городские, затем губернские Советы рабочих и солдатских депутатов, в мае-июне 1917 г. – Советы крестьянских депутатов. В период с октября 1917 г. по май 1918 г. на территории Чувашии проходило установление власти Советов как органов государственной власти на местах.

Становление советской власти в Ядринском уезде происходило в непростых условияхПровозгласил переход власти Советам полномочный съезд (созванный только в Ядринском уезде). Ядринский уездный съезд открылся 10 июня 1917 г. Помимо 220 делегатов от селений и волостей, право решающего голоса получили все члены организационного комитета по его созыву, руководителями съезда стали представители учительского союза В.Ф. Каратеев и И.Г. Филиппов, офицеры: поручик Е.А. Кузьмин и прапорщик И.Г. Юхтанов. Кроме основных пунктов – о войне, о земле, о форме государственного правления в России, об Учредительном собрании, также были рассмотрены вопросы о народном образовании, о церкви, об уездном комиссариате. 13 июня 1917 г. был избран исполком Ядринского уездного Совета крестьянских депутатов во главе с эсером С.Б. Борисовым. В середине ноября в г. Ядрин был создан Военно-революционный комитет, организатором которого был представитель Казанского губернского Совета И. Г. Кадыков. Революционный комитет совместно с красногвардейскими отрядами, прибывшими из Казани, начал решительную борьбу против контрреволюционных сил г. Ядрин. 1 - 2 декабря 1917 г. состоялся уездный съезд рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. В его работе приняли участие делегаты селений уезда, предприятий Торгового дома «Братья Таланцевы». Съезд провозгласил передачу власти в уезде и городе Советам, избрал исполком уездного Совета, а его председателем - А.М. Самарина. Исполком состоял из 20 человек, ответственные посты занимали коммунисты – И.Г. Филиппов и В.Ф. Каратеев. 
В первый год структура уездных Советов была многочисленной. Уездный исполком первоначально состоял из секций: рабочей, солдатской и крестьянской, а с января 1918 г. образован президиум. По вопросам отраслевого управления в составе Совета были образованы следующие отделы и подотделы:
управления;
народного хозяйства;
снабжения;
земельный;
военный;
труда;
финансовый;
народного образования;
юстиции;
технический;
социального обеспечения;
медицины и ветеринарии;
здравоохранения;
пенсионный.
По такому же принципу Советы были организованы во всех 17 волостях.
В декабре 1917 г. для борьбы с контрреволюцией при Совете были созданы Революционный трибунал и Судебно-следственная комиссия.
В 1918 г. в Чувашии начинается новый период в революционной борьбе трудящихся – борьба за упрочнение Советской власти. 
27 января 1918 г. председателем президиума исполкома был избран В.И. Волков, товарищем председателя – Г.М. Аникин .
28 февраля 1918 г. на съезде Советов Ядринского уезда был избран президиум исполкома – председатель президиума исполкома – Эльмень, товарищ председателя – Гранитов, секретарь – Каратеев. Так же был определен состав отделов: 
административный отдел – Эльмень, Гранитов, Волков, Каратеев,
технический отдел – Самарин, 
отдел снабжения – Волков, Филиппов и Илларионов,
отдел общего призрения и медицины – Аникин,
отдел народного образования – Каратеев, Филиппов и Сергеев,
финансовый отдел – Гранитов,
военный отдел – Иванов,
юридический отдел – Макаров,
земельный отдел – Майоров,
отдел записи браков – Прохоров,
отдел общественного страхования – Трофимов,
контрольный отдел – Кочергин
следственно-юридическая комиссия – Семенов, Иванов .
19 марта 1918 г. было принято решение присоединить агрономический отдел к земельному, а 22 марта была упразднена должность военного начальника, управление военного начальника было переименовано в учетный отдел .
В 1918 – 1919 гг. в Ядринском уездном исполкоме происходили частая смена руководителей отделов, перевод их из одного отдела в другой. Часто заведующий отделом занимал тот или иной пост не больше месяца, а потом переводился на другой участок работы или в другое учреждение.
12 апреля 1918 г. был избран новый состав исполкома: председатель – Гранитов, товарищи председателя – Филиппов, Каратеев, секретарь – Богатырев. Так же были назначены заведующие отделами, но из-за недостаточности кадрового состава Гранитов возглавил административный и финансовый отделы, Мартяшев - земельный и общественного страхования. Было принято решение проводить заседания исполкома два раза в неделю (по четвергам и субботам). Вопросы выносимые на заседания предварительно предоставлялись на рассмотрение президиуму.
В деревне развернулась борьба между крестьянской беднотой и кулачеством. Для поддержки бедноты и успешной борьбы против кулачества Коммунистическая партия и Советское правительство приняли решение об организации комитетов деревенской бедноты. Декрет об организации комитетов бедноты был принят Советским правительством 11 июня 1918 г. На заседании Ядринского уездного исполкома 3 августа 1918 г. было принято постановление об организации комитетов деревенской бедноты. Уездная и городская милиция, следственная комиссия по борьбе с контрреволюциейсделали все для упрочения Советской власти, охраны общественного порядка, обеспечения безопасности социалистического Отечества от посягательств внешней и внутренней контрреволюции. 
На I Всероссийском съезде Советов председателей губернских исполкомов, проходившем в июле 1918 г., было принято постановление об организации местных Советов и их отделов, в котором говорилось: "…все губернские и уездные исполкомы действуют в полном соответствии с Конституцией Советской России, принятой на V-м Всероссийском Съезде Советов". Работа исполнительного комитета распределялась по отделам. Отделы возглавляли члены исполнительного комитета. Было введено единообразие в названия структурных подразделений исполкомов - комиссариаты стали называться отраслевыми отделами, а должность комиссара была заменена на должность заведующего отделом. При заведующем образовывалась коллегия. Заведующий и коллегия избирались исполкомом. К этому периоду Ядринский уездный исполком состоял из следующих отделов:
отдел управления; 
отдел земледелия;
военный отдел;
отдел социального обеспечения;
отдел народного просвещения;
отдел труда;
отдел финансов;
отдел продовольствия;
совет народного хозяйства;
отдел здравоохранения;
дорожно-строительный отдел;
отдел государственного контроля.
В ведение отдела управления входили вопросы охраны общего революционного порядка, безопасности и прав рабочих и крестьянской бедноты, оказаниясодействия всем другим отделам и представителям Центральной власти в исполнении ими законов, декретов и распоряжений центрального рабоче-крестьянского правительства и всех постановлений Ядринского уездного Совета и его исполкома, наблюдения за правильным исполнением всех декретов, законов и распоряжений Центрального правительства и постановлений Ядринского уездного Совета и исполкома, постоянного инструктирования местных советов по вопросам проведения в жизнь декретов, законов и распоряжений Центральной власти и постановлений Ядринского уездного Совета и исполкома, а так же по вопросы организации советов и их работы. Отдел рассмотривал вопросы образования новых местных административных единиц и изменения прежних границ, наблюдал за правильностью выборов в местные советы. Осуществлял подготовку и созыв местных съездов советов; прием в гражданство РСФСР иностранцев, выдачу пропусков и удостоверений личности, а так же регистрацию удостоверений, выдаваемых другими местными учреждениями, дела о розыске различных лиц и др. Отдел обнародовал декреты, законы и распоряжения Центральной власти и постановленияЯдринского уездного Совета и исполкома, распределял литературу и издавал листовки, разъяснявшие действия центральной и местной власти, вел учет личного состава Ядринского уездного Совета, уездного и волостных исполкомов и ответственных лиц их отделов, командировывал инструкторов для организации и постановки работы местных совето, занимался производством административных ревизий деятельности тех же советов и др. В ведение отдела входили функции статистико-экономического обследования подведомственной территории и страхования.
Отдел земледелия вел учет свободных земель, учет лесовуправлял сельским хозяйствомзанимался организацией обработки земли на коммунальных началах, организацией агрономической помощи и инструкторских курсов по сельскому хозяйству, рассылкой инструкторов и агрономов на места. На специалистов отдела возлагалась работа по организациии складов сельскохозяйственных орудий и машин и заведыванию ими, снабжению сельских хозяйств орудиями, техническими пособиями, распространению сельскохозяйственных знаний, организации сельскохозяйственной статистики.
Военный отдел вел учет годного к военной службе населения, населения прошедшего военное обучение, учетом перевязочных средств и лошадей, организацией вербовочных пунктов, обучением военному делу, формированием частей армий, организацией снабжения войсковых частей довольствием и снаряжением, контролем над деятельностью подведомственных уездных и волостных военных отделов и др.
Отдел социального обеспечения заведовал приютами и домами призрения, начислял и выдавал пенсию, вел борьбу с нищетой, обустраивал ночлежныедома, детские садыплощадкиясли, столовыесоздавал детские трудовые артели, организовывал охрану материнства, оказывал помощь больным и увечным воинам, населению, пострадавшему от общественных бедствий, пожаров, наводнения, погромов и др.
Отдел народного просвещения руководил организацией всеобщего обучения, осуществлял контроль над школами, общими и специальными культурно-просветительными курсами, учитывал и распределял учительский персонал, снабжал учебными пособиями, организовывл общедоступные и специальныебиблиотеки, новые школы и учебные заведения, общеобразовательные и специальные курсы, союзы учащихся, союзы молодежи и содействовалфизическому воспитанию молодежи. В функции работников отдела входила работа по созданию музеев, охране памятников и художественных ценностей и др.
Отдел труда регулировал взаимоотношеня между работодателями и рабочими, организовывал фабричную инспекцию, страховал от болезней, несчастных случаев и безработицы, организовывал совместно с отделом социального дешевых столовых и чайных, снабжением недорогими и удобными квартирами. В его ведение входили организация профессиональных союзов и наблюдение за их деятельностью, курсов повышения квалификации рабочих, наблюдение за правильной постановкой и деятельностью рабочего контроля, охрана материнства, женского и детского труда, организация рабочих артелей и коммун и т. п.
Отдел финансов заведовал общей бухгалтерией исполкома, составлял отчеты о финансовой деятельности, годовые и прочие сметы Совета, наблюдал за правильным расходованием сметных норм другими отделами, занимался исчислением и регулированием местных налогов, их сбором, организацией и управлением податной инспекцией, заведовал местными доходными статьями (сдаваемыми в аренду домов, помещений), вел учет доходов с муниципализированных и национализированных предприятий и общую финансовую деятельность Совета.
На продовольственный отдел были возложены учет и заготовка продовольственных запасов, предметов первой необходимости, заведывание продовольственными складами и запасами, управление мукомольными мельницами, регулирование деятельности кооперативов, организация трудовых потребительских кооперативов, учет ввоза и вывоза продуктов.
Совет народного хозяйства вел учет промышленных предприятий добывающей и обрабатывающей промышленности, снабжал предприятия сырьем и топливом, контролировал производство в национализированных предприятиях, вел учет изготовляемых товаров и распределял их. Отдел проводилмероприятия по усовершенствованию обработки и производства товаров. На него был возложен контроль за строительством новых фабрик, заводов, государственных построек и сооружений, за учетом строительных материалов, промышленной статистикой.
Дорожно-строительный осуществлял контроль за сельскими и грунтовыми дорогами, мостами, ремонтом объектов, заведовал конной почтой, установлением подводной повинности и др.
Отдел государственного контроля вел наблюдение за финансовыми операциями исполкомов волостей и отделов советских учреждений, за деятельностью банков, казначейств, управлял национализированными заводами, фабриками.
Отдел здравоохранения управлял больницами, их строительством, организовывал медицинскую помощь на местах, боролся с вспышками эпидемий, создавал оспопрививательные и противохолерные пункты, санитарные отряды, курсы по обучению санитаров, общего санитарного надзора в уезде, а так же осуществлял управление и контроль за национализированными аптеками, вел учет медицинских средств, персонала, занимался медицинской статистикой и др.
Исполком избирал президиум из трех человек. На них возлагалось руководство заседаниями исполкома, подготовка материала для заседаний, наблюдение за исполнением постановлений исполкома. В состав президиума входили: председатель, товарищ председателя и секретарь. Вся корреспонденция должна была поступать в президиум, который распределял ее по отделам.
Согласно постановлению народного комиссариата юстиции нотариальные отделы, как самостоятельные учреждения, были ликвидированы. 12 февраля 1919 г. при исполкоме был организован юридический отдел, на который были возложены контроль за деятельностью местных судов, уголовно-следственных комиссий, организация общедоступной юридической помощи, создание нотариальных бюро, коллегий общественных защитников и др.
Согласно постановлению VII Всероссийского Съезда Советов (5 - 9 декабря 1919 г. по вопросу о советском строительстве) исполкомы избирались съездами Советов, являлись высшим органом Советской власти на соответствующей территории и подчинялись вышестоящему исполнительному комитету Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) и СНК. Для осуществления местной власти и для исполнения распорядительных документов вышестоящих организаций, при исполкомах образовывались отделы:

отдел управления;
военный отдел;
отдел юстиции;
отдел труда и социального обеспечения;
отдел народного образования;
отдел почт и телеграфов;
отдел финансов;
отдел земледелия;
отдел продовольствия;
отдел государственного контроля;
совет народного хозяйства;
отдел здравоохранения;
отдел статистики;
отдел коммунального хозяйства;
чрезвычайная комиссия.

24 июня 1920 г. ВЦИК СНК РСФСР принял декрет об образовании Чувашской Автономной области и Ядринский уезд вошел в состав ЧАО.Соответственно с 24 июня уездной исполком был переименован в Ядринский уездной исполнительный комитет Совета рабочих, крестьянских и крас­ноармейских депутатов Чувашской Автономной области. 
Деятельность и структурная часть уисполкома без коренных преобразований организационной структуры продолжалась до 1923 г. Согласно Постановлению II сессии ВЦИК X созыва об упрощении советского аппарата в июле 1923 г. были внесены значительные изменения в строениеуисполкомов: финансовый и продовольственный отделы «сливались» в один - финансово-продовольственный; упразднялся отдел управления, часть его полномочий перешла к президиуму, часть в управление милицией; отдел труда заменялся инспекцией труда и был образован новый – общий отдел .
Общий отдел состоял из шести отделений: 
общая канцелярия (на правах отделения общего отдела);
финансово-материальный (бухгалтерия);
отделение местного хозяйства;
отделение народного образования;
отделение здравоохранения;
отделение социального обеспечения.
Общий отдел уисполкома действовал на основании особой инструкции ВЦИКа от 08 октября 1923 г. и объединял четыре бывших самостоятельных отделауисполкома: местного хозяйства, народного образования, социального обеспечения и здравоохранения, ставших отделениями Общего отдела, к которым прибавились канцелярия и финансово-материальная часть. В связи с этим в Ядринском уисполкоме были упразднены соответствующие отделы .
Образование громоздкого общего отдела не удовлетворяло полностью требованиям повышения оперативного управления уездного советского аппарата. 16 октября 1924 г. II сессия ВЦИК XI созыва утвердила новое «Положение об уездных съездах Советов и уездных исполнительных комитетов». Согласно Положению на уездный исполком возлагалось проведение в пределах уезда, декретов и распоряжений центральной власти и мероприятий областногоисполнительного комитета, охрана революционного порядка и безопасности в уезде, борьба с контрреволюционными выступлениями, бандитизмом, наблюдение за правильным функционированием в уезде судебных учреждений и за надлежащей постановкой юридической помощи населению; общее руководство в деле землеустройства и землепользования в пределах уезда, руководство подчиненными ему торговыми и промышленными предприятиями, наблюдение за работой частной кустарной промышленности, осуществление надзора за рынками и ярмарками местного значения, оказание помощи хлебозаготовительным организациям. В области социального обеспечения на уездный исполнительный комитет возлагалось: оказание содействия крестьянским обществам взаимопомощи, содействие кооперативным и трудовым артелям инвалидов, организация агрономических и ветеринарных пунктов, принятие мер к обеспечению уезда школами, проводение мероприятий по борьбе с детской беспризорностью, организация здравоохранения и коммунального дела и др. В области охраны здоровья - принятие всех необходимых мер по предупреждению распространения заразных болезней и организация борьбы с ними, организация санитарного надзора и лечебного дела, снабжения медикаментами. В области благоустройства и жилищного дела - наблюдение за содержанием улиц, площадей, мест общего пользования, дорог, мостов, переправ, организация мероприятий по противопожарной охране и по строительству и ремонту муниципализированных домов, городских сооружений, больниц, школ. Предусматривалась организация работы по содействию Красной Армии, в проведении очередных призывов и военных мобилизаций, борьбе с дезертирством, организации всеобщего военного обучения.
Деятельность Ядринского уисполкома в соответствии с положением осуществлялась через отделы:

общий отдел;
земельный отдел;
военный отдел;
финансово-налоговый отдел.
Функции военного отдела осуществлялись Ядринским уездным военным комиссариатом, действующим на основании Положения об уездных военных комиссариатах.
Кроме вышеперечисленных отделов при уисполкоме состояли:
управление милиции;
инспекция труда;
статистическое бюро;
два уполномоченных (Государственного Политического Управления и областного суда).
Отделы общий и финансово-налоговый уисполкома подразделялись на отделения, а структура этих отделов не могла быть изменена уездным исполкомом без особого разрешения Президиума ВЦИК. Общий отдел состоял из отделений: местного хозяйства; народного образования; здравоохранения; социального обеспечения. Финансово-налоговый отдел уисполкома состоял из подотделов: налогового, местных финансов, канцелярии, приходно-расходной кассы. Во главе отделов уисполкома стояли заведующие, избираемые уездным исполкомом сроком на один год. Отделы руководили и контролировали деятельность всех подчиненных исполкому учреждений и предприятий.
Совещание по советскому строительству при областном исполнительном комитете Чувашской автономной области (ЧАО) от 25-27 апреля 1925 г. решило создать при президиумах уисполкомов организационную часть в составе инструкторов и консультантов по советскому строительству . В сентябре 1925 г. организационные части уисполкомов были сформированы и стали называться организационными отделами. Общий отдел со второй половины 1926 г. был упразднен, а его отделения снова стали самостоятельными отделами уисполкома.
21 апреля 1925 г. на заседании Президиума ВЦИК было провозглашено преобразование Чувашской автономной области в Чувашскую Автономную Социалистическую Советскую Республику (ЧАССР). По проекту Конституции Республики, утвержденному 31 января 1926 г. на I учредительном съезде Советов ЧАССР, предусматривалось, что «органами местной власти являются уездные и волостные съезды, уездные и волостные исполнительные комитеты…» 
Ядринский уездный исполком являлся исполнительным распорядительным органом Советской власти на территории Ядринского уезда, избиравшимся уездным съездом Советов и бывшим подотчетным ему. Ядринский уездный исполком в своей деятельности был подотчетен ЦИК и СНК ЧАССР, ему же были подведомственны все волостные Советы крестьянских депутатов Ядринского уезда.
Во исполнение Постановления Президиума ВЦИК РСФСР от 05 сентября 1927 г., ЦИК и СНК ЧАССР от 12 сентября 1927 г. постановили все существующие уездные и волостные исполнительные комитеты к 01 октября 1927 г. ликвидировать в связи с переходом на новое административное деление ЧАССР . Ядринский уездный исполнительный комитет Совета рабочих и крестьянских депутатов прекратил свое существование.

Список использованной литературы:


1- Собрание узаконений и распоряжений Рабоче-крестьянского правительства РСФСР, 1925, № 26, ст. 184.

2 – БУ «Государственный исторический архив Чувашской Республики», ф. № 238, оп.1, д.30, л.30, д.111, л.369, д.222, л.90, ф.172, оп.1, д.43, л.1.

3 -Нестеров В.А. Населенные пункты Чувашской АССР (1917-1981 годы). – Чебоксары: Чув. кн. Изд-во, 1981, л.15.

4-А.А.Нелидов. История государственных учреждений СССР, М., 1962, л.288), (ф.172, оп.1, д.43, л.1).

5-БУ «Государственный исторический архив Чувашской Республики», ф. № 238, НСА

 

Главный специалист – эксперт

Ядринской районной администрации М.В.Ильина