Из истории Шемердянской стороны
В прошлом, особенно у бесписьменных народов, исторические знания передавались из поколения в поколение главным образом пересказами преданий. Большая часть преданий базируется на воспоминаниях и рассказах очевидцев о былой жизни и борьбе, на переживаниях участников событий.
Сохранились предания о возникновении с. Большие Шемердяны.
О чувашском улбуте (феодале) Шемердене записаны предания в двух вариантах. Первая запись была сделана учителем - чувашем из дер. Большой Сундырь К. Ф. Соловьевым в конце 60-х годов XIX века. Более подробно предание, записанное в 1910 году неизвестным жителем села Большие Шемердяны Балдаевской волости Ядринского уезда (ныне Ядринского района) На месте села Большие Шемердяны, говорится в предании, жили три брата — подчинявшиеся Казани чувашские улбуты. Шемердень (у К. Ф. Соловьева — Шемердень, у анонима — Шеменей), Хмарка (Кумарка) и Тоганаш. Их слуги (крепостные) были из четаевских деревень. Слуги им обрабатывали землю, строили дома, ловили в лесу птиц и зверей луками и тенетами. Шемердень был очень воинственным. Он часто с вооруженными слугами совершал походы против соседних народов. С войны он привозил награбленное добро, продовольствие. По возвращении с походов Шемердень устраивал пиры, щедро угощал воинов. Поэтому слуги любили ходить с ним в походы. Однако, Шемердень был злым барином. Он сильно притеснял слуг, работавших в его хозяйстве, враждовал и с братьями, Тоганаша хотел даже убить. Хмарка и Тоганаш со своими слугами ушли от Шемерденя. Первый основал селение Кумаркино, второй — Тоганаши (ныне Красночетайского района) После ухода братьев, сердитый, Шемердень еще сильнее стал угнетать своих слуг. И они стали отходить от него, осели в деревнях Сеткасы, Ойкасы, Тукасы, Яровойкасы и др. Слуги покидали его с проклятиями, говоря: «Не садитесь на шемерденево место, не выстругав его». Эта пословица до сих пор бытует. Оставшиеся при Шемердене слуги и после его смерти продолжали жить в Большом Шемердянове. По записи К. Ф. Соловьева, Шемерденю четаевские деревни были даны в рабство. Владетель этот имел связи с русскими князьями. Один из потомков Хмарки жил у татар до 60 лет и стал мусульманином. Потом он возвратился в дер. Кумаркино, но его там не приняли, он вынужден был основать дер. Малое Кумаркино. Еще Н. И. Золотницкий отождествлял фольклорного Шемерденя с историческим князем Шемерденем Чурачиковым (Чураковым), который в 1529 году в составе казанского посольства побывал в Москве и участвовал в переговорах с великим князем Василием III. Предания, как будто, дают основание для такого отождествления.
Основание: В. Д. Димитриев «Чувашские исторические предания»
Главный специалист-эксперт
Ядринской райадминистрации М.В.Ильина