Ядринский муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Етĕрне муниципаллă округĕ

Навеки с русским народом (Легенда о Сареево)

Навеки с русским народом

(к 455-летию вхождения Чувашии в состав Российской государственности)

В образованном в 1438 г. Казанском ханстве татары составляли господствующую светскую и духов. элиту и военнослужилое сословие, а поволжские народы, в т.ч. и чуваши оказались под властью казанских феодалов. Чуваши платили большие налоги -  ясак, выполняли разные повинности в пользу хана: поставляли конных и пеших воинов, лошадей, снабжали ханские войска продовольствием.

Лучшие земли края были захвачены татарскими феодалами. На этих землях гнули спину чувашские крестьяне и русские военнопленные. В предании, записанном С.М.Михайловым, историком и этнографом чувашской науки говорится о том, какие унижения испытывали чуваши от угнетателей. В народе сохранилась легенда, очень похожая на быль.

В одной чувашской деревне Сарыево на реке Суре (ныне Сареево Ядринского района)  жил чувашин  Сарый, слывший между своими соплеменниками храбрым богатырем. Деревня названа его именем. Он был высокого роста и очень сильный. Все его уважали за храбрость. Сарый, как и все чуваши, тогда был в зависимости от татарского хана. Ханские войска насильно собирали ясак. При малейшем сопротивлении они жестоко избивали людей, дочиста грабили деревни.

В очередной раз татарские воины приехали в чувашскую деревню собирать налог. Увидев прекрасную дочь-красавицу Сарыя, татарские феодалы задумали ее увезти. Прибыв к нему, они затеяли пир. «Но Сарый был не простак, знал, в чем дело. Хотя и согласился  он пировать с ними, но тогда же распорядился выслать на дорогу и скрыть в лесу свою дружину, состоявшую  из подобных ему наездников, предупредив их, что-де, когда он заиграет в дудку ной, они бы приготовились, когда заиграет в другой раз, садились бы на коня, а когда заиграет в третий раз, то чтобы они мгновенно напали на татар.

Как сказано, так и сделано. Когда татары отправились с дочерью Сарыя, то он, выехав провожать ее, испросил позволение на разлуку с дочерью сыграть печальные песни на дудке ной. И когда он заиграл в третий раз, то бывшая в засаде дружина его, ожидавшая по условию этой решительной минуты, тотчас выскочила из лесу с копьями и, напавши на татар, положила их всех на месте. Так были спасены дочь Сарыя и другие захваченные чуваши.

Рассвирепел хан, узнав о случившемся, и послал свои войска для расправы с непокорными чувашами. Много жестокостей пришлось терпеть чувашам, но ненадолго. Сарый обратился к русскому царю, давши обещание быть вожаком, что бы указывать войскам все дороги и укрепления, какие тогда находились у татар». Он просил московского царя прислать войска и защитить чувашей от ханского засилья. Чуваши видели, что у русских войско многочисленное и хорошо вооружено. Русские тогда жили по соседству с чувашами — за Сурой. Чуваши находились в унизительном положении. Поэтому вскоре представители чувашей и горных марийцев начали обращаться к русским властям за помощью в своей неравной борьбе против ханского засилья. 7 декабря 1546 года в Москву прибыли два представителя. Посланцы просили Ивана IY о помощи и защите (реальным лицом мог быть и Сарый.  С.М.Михайлов отождествлял его с Сарый  богатырем, упоминаемым в русских летописях в 1553 году.), чтобы царь принял чувашский народ в состав Русского государства и освободил их от ханского ига. В 1551 году чуваши, марийцы, мордва были приняты в состав Русского государства. Они были освобождены от ясака на три года. С добровольным вхождением в состав Русского государства чуваши навеки связали свою жизнь с русским народом.

Основание: Димитриев В.А. «Чувашские исторические предания».



Главный специалист по делам архивов

Ядринской районной администрации М.В.Ильина