Ядринский муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Етĕрне муниципаллă округĕ

Троицкая церковь

До конца 1708 г. Ядринский уезд  прямо подчинялся Приказу Казанского дворца в Москве. По указу Петра I от 18 декабря 1708 г. «Для всенародной пользы» Россия была разделена на несколько губерний, в том числе и Казанскую губернию. По законоположению о губерниях от 1775 года Казанская губерния с центром в г.  Казань стала делиться на уезды.   Ядринский уезд вошел в ее состав.

В те годы  жизнь Ядрина, с момента его основания, находилась под бдительным оком не  только воевод и других служилых чинов, но и священнослужителей.  В начале 17 века один за другим в городе были воздвигнуты Казанский мужской монастырь, монастырь Архангельский девичий; построены деревянные церкви. Южнее Ядринской крепости (Казанский монастырь) и посада был выкорчеван дубовый лес и воздвигнута Троицкая церковь. Согласно документам Центрального государственного архива Чувашской Республики фонда № 301 Троицкая церковь г. Ядрина, начала строиться в 1735 г. купцами Беляковыми.

«В архивах обнаружилась рукопись озаглавленная «Летопись, заведенная с 1867 г. по приходской Троицкой церкви г. Ядрина», который в старину принадлежал к епархии Нижегородской.  Есть вступление к летописи Троицкой церкви: «… Церковь сия начата строиться в 1735 г. ядринским купцом Алексеем Васильевичем Беляковым – по благословению Нижегородского епископа Дамаскина. Эта церковь  начата строиться в благодарность Господу Богу за прекращение голода,  три года до начатия сей церкви, свирепствовавшего около Ядрина и доведшего жителей до крайнего истощения…».¹

Судьба ядринских монастырей и церквей находилась в те годы в плачевном состоянии. С течением времени они ветшали, так как в начале 18 века Петр I  подчинил себе монастырские доходы, а позднее, в 1764 г. Екатерина II отняла у монастырей  земли и доходные статьи. Ядринские монастыри пришли в упадок. Но не ослабла в городе власть церквей. Упрочнило свое положение ядринское духовенство, находя большую материальную поддержку со стороны богатых купцов. Так, в декабре  1829 г. взамен  обветшалой деревянной Троицкой церкви была воздвигнута каменная. Строительство шло под руководством бывшего при этой  церкви протоиерея Григория Магнитского и ядринского мещанина Ефима Пономарева. Реконструкция была произведена за счет добровольных пожертвований прихожан. Церковь четырехпрестольная, во имя Святой Троицы («Живоначальной Троицы» - главный престол), во имя иконы Казанской Богоматери, во имя Богоматери «Живописного Источника» и во имя  Покрова Пресвятой Богородицы. «Главный храм и один придел холодные, остальные теплые, длина с колокольней 26 саж. 1,5 арш., наибольшая ширина 12 саж, высота до верхнего карниза 6 саж. 2 арш. Иконостас в главном храме: длина 11 саж.  2 арш., высота 5 саж. 2 арш., в теплом приделе: длина 3 саж. 2 арш., высота 3 саж. Колокольня 3-ярусная: высота 10 саж.2

По «ведомости о церкви Троицкой г. Ядрина Казанской епархии за

1845 г.»  видно, что по состоянию на 19 февраля 1845 год, притч состоял из  протоиерея, дьякона, дьячка и пономаря. Их избирало и назначало Казанское епархиальное руководство. Приходы Казанской епархии входили в третий пояс, по которому  протоиерею Троицкой церкви было установлено годовое жалование   в размере  72 руб., дьякону - 54 руб. 55 коп., дьячку -

36 руб., пономарю -34 руб. Церковь в этот период обслуживала прихожан г. Ядрина (часть) и д. Полянки. Численность прихожан была следующей: 579 мужчин и 677 женщин. По клировым ведомостям за 1845 г. видно, что Ядринский церковный приход землей не обладал.  Церковь не имела не пахотной земли, не сенокосных угодий.  Лишь немного десятин земли, отведенных под жилые постройки для притча. 3. Приходское духовенство существовало за счет  руги (пуд ржи и несколько фунтов овса с каждого венца (семьи)), добровольного приношения прихожан, платы за религиозные требы.

Согласно архивным документам Троицкой церкви г. Ядрина за 1883 г., в целях улучшения быта православного духовенства, дьяконские места были упразднены и в церкви служили  священник и псаломщик. Священником был Яков Иванович Смирнов, окончивший курсы Казанской духовной семинарии II разряда в 1877 г. (жена – Вера Петровна, сын – Владимир). Фамилию псаломщика установить не возможно, по причине затухающего текста документа и  неразборчивого почерка.  На этот год церковь обслуживала 2599 (1282 мужчин, 1317 женщин) прихожан г. Ядрина,  дер. Стрелецкая Слобода, с. Никольское, с. Выселок, с. Полянки.

История и деятельность Троицкой церкви хорошо прослеживается по «Ведомости о церкви» за 1898 г. С этого года священником становится Владимир Николаевич Никольский 1847 года рождения, который имел духовное звание,  окончил полный курс по II разряду Казанской духовной семинарии. При церкви имелся дом для священника, где Никольский проживал с женой Евгенией Михайловной и детьми Юлией, Валентиной, Николаем, Александром. Жалование Никольского составляло 300 руб.  Псаломщиком числился Николай Владимирович Михайлов, дьяконом - Селингушевский Е.П.. Жалование дьякона составляло 150 руб., псаломщика -100 руб. Одной из заметных должностей в приходе была должность церковного старосты. Им был Александр Максимович Бурашников. Он избирался на 3 года и также утверждался в должности Казанским епархиальным архиреем. В обязанность Бурашникова   входила только продажа свечей, но с течением времени круг его обязанностей  расширился и он стал поверенным прихода. За церковью было закреплено 620 квадратных саж. земли, на которой располагался церковный дом. При церкви действовала земская школа, (основанная в 1890 г. )  и в ней обучалось 35 мальчиков и 36 девочек.  Церковь на 1898  год обслуживала 648 мужчин и 666 женщин г. Ядрина, д. Стрелецкой Слободы, с. Никольское и с. Выселок.

В некоторых церквах Чувашии в разное время появлялись так называемые чтимые и чудотворные иконы. В клировой ведомости Троицкой церкви за 1898 г.обнаружена интересная  запись : «В церкви имеется икона «Распятого Спасителя», выполненная замечательным итальянским писцом, а еще имеется и почитается чудотворный образ Киево-печерской Божьей  Матери, которая по-другому называется Зарубленною. Эта икона ошибочно почитается иконой знамения по причине происшедшего от нее чуда знамения: при возведении нового иконостаса в холодной церкви старые иконы переписывались вновь (так как  они упали когда-то в реку Суру). Переписывалась вновь и икона Киево-печерской Божьей  Матери плотником Алексеем. У него ничего не получалось и в отчаянии он нанес два удара топором.  У него сразу же отнялись руки. События подтверждают все жители г. Ядрина, которые хорошо помнят плотника и это происшествие. Почитаемы  иконы Казанской Божьей Матери и икона Божьей Матери перед сими иконами часто служатся молебны и возжигаются свечи. С 22 октября 1897 г. перед иконою Казанской Божьей Матери горит неугасимая лампада».5

В  1914 г. Троицкая церковь  обслуживала прихожан г. Ядрина и д. Стрелецкой Слободы (456 мужчин, 472 женщины). Фамилии и состав священнослужителей не изменились. При церкви к этому году появилась  церковная библиотека, в которой находились книги для чтения в  количестве 240 томов. Так же при церкви действовало высшее начальное училище (основано в 1913 г.) и земская школа. В земской школе по состоянию  на 9 февраля1914 г. обучались 41 мальчик, 41 девочка. Смотрителем в школе был О. Л. Васильев. На тот год действовало и Никольская церковно-приходская школа, в которой учились 21 мальчик и 16 девочек. Учителем был крестьянин Иван Синдячкин (в 1901 г. учителем был М. Щетинин),  а в Стрелецкой земской школе обучались 50 мальчиков и 59 девочек, а учительницей была назначена Надежда Лотова (в 1901 г. была Мария Жезлова). Законоучителем в этих школах являлся священник Владимир Никольский.6

Война, начавшаяся  в 1914 году, революции февраля и октября 1917 года поставили Троицкую церковь перед необходимостью адаптации к иным условиям существования. Переворот вызвал противоречивые чувства: чувство радости и торжества у одних, чувство страха и недоумения у других. В конце 1918 года новое правительство  приняло Декрет о свободе совести и об отделении церкви от государства. Т.о. церковное имущество было поставлено вне закона и жалованье духовенству больше не выдавалось. Под влиянием печати и агитации сократилось число, посещающих церковь. Почувствовалось охлаждение к церковно-приходским проблемам…

Троицкая церковь просуществовала до 1938 г. 1  ноября 1938 г. в г. Ядрине прошло заседание Ядринского районного исполнительного комитета Чувашской АССР. На этом заседании ознакомились  с постановлением Президиума Верховного Совета Чувашской АССР от 11 октября 1938 г. «О ликвидации Троицкой церкви», рассмотрели вопрос о закрытии Троицкой церкви в г. Ядрине. В результате Ядринский районный исполнительный комитет постановил:

  1. Ликвидировать Троицкую церковь.

  2. Здание передать в распоряжение Ядринского районного исполнительного комитета для переоборудования.

  3. Создать комиссию для изъятия ценностей церкви и здания церкви.7

А 3 ноября 1938 г. комиссия в составе: представителя по вопросам культов Кочергиной Ф., представителя Ядринского горсовета Абакумовой П.К., инспектора финоргана Ильина В.И. и представителя церковного совета Кожельниковой В.И. произвела изъятие ценностей, находившихся в Троицкой церкви:

«чашки серебряные – 6 шт., кресты серебряные - 2, звездницы серебряные -  2, тарелочки серебряные – 6, ложки серебряные – 1, дарохранительница – 1, гробница малого размера – 1, украшения от икон – 2, коробочка серебряная со стенкой – 1, копье  -2, серебряный столовый прибор – 1, престол дубовый – 1, запрестольные иконы – 7, предалтарные иконостаты – 47, прочие иконы 23, канделябры серебряные – 2, канделябры медные –2, умывальник медный  –1, таз медный –1, ковш серебряный подаренный Екатериной II (стоимость 30 руб.) – 1, сосуд для освещения воды – 1, шкафы – 4, печки железные –2, ковры – 4, стол – 1,диван –1, стулья – 2, скатерти –12, платки шелковые – 3, прочая утварь, лом цветного металла».8  Изъятое комиссия передала Ядринскому  РайФО для переотправки по назначению – заводу «Вторцветмет» и тресту «Цветметаллолом» согласно заключенного договора с  НКФ  РСФСР.

11  мая 1939 г. постановлением Ядринского районного исполнительного комитета Чувашской АССР  № 29 бывшее молитвенное здание по ул. Карла Маркса переходит в Ядринский райпотребсоюз.

Таким образом,  церковь прекратила свое существование и в последующие годы в ней располагались: пекарня,  водокачка, база райпо. После того, как рухнул верх колокольни в ночь с 5 на 6 июня 1983 г. церковь несколько лет оставалась совершенно бесхозной.  Лишь в 1989 г. она была отреставрирована и возвращена верующим. 31 марта 1990 г. начались богослужения в зимней церкви – сооружении, соединяющим собственно храм с колокольней. В храме, на своде,  сохранились фрагменты росписи по сухой штукатурке.  Изображение 4 евангелистов и на внутренних плоскостях арок  - розетки, выполненные с легкой голубоватой подцветкой.

Сохранились фрагменты боковых частей алтаря. Троицкая церковь и в настоящее время не утратила первоначальный облик, имеет прежнюю величественность, обладает прекрасными пропорциями.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. А.В. Изоркин «Ядрин», Чебоксары, 1998 г.

  2. ЦГА ЧР, фонд № 301, опись № 1, дело № 33, л. 1-3.

  3. ЦГА ЧР, фонд № 301, опись № 1, дело № 51, л. 18-20.

  4. ЦГА ЧР, фонд № 301, опись № 1, дело № 53, л. 37-45.

  5. ЦГА ЧР, фонд № 301, опись № 1, дело № 51, л. 81., фонд № 449, опись № 2, дело № 7.

  6. ЦГА ЧР, фонд № 202, опись № 2, д.д.№ № 1529, 1533, 1546,  фонд № 172, опись № 1, д.д.№ № 86,87.

  7. ЦГА ЧР, фонд № 706, опись № 1, дело № 273, л. 1-5.

  8. ЦГА ЧР, фонд № 706, опись № 1, дело № 273, л. 6-13.



Главный специалист по делам архивов

Ядринской районной администрации М.В. Ильина