Ядринский муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Етĕрне муниципаллă округĕ

Об утверждении Положения о системе критериев для сохранения муниципальных унитарных предприятий на основе оценки бюджетной и социальной эффективности

В целях повышения эффективности деятельности муниципальных унитарных предприятий Ядринского района Чувашской Республики, определения оснований для сохранения муниципальных прав собственности на эти объекты, п о с т а н о в л я ю: 1. Утвердить прилагаемое Положение о системе критериев для сохранения муниципальных унитарных предприятий на основе оценки бюджетной и социальной эффективности (приложение № 1). 2. Управлению экономики, имущества и по взаимодействию с предприятиями АПК Ядринской районной администрации: 2.1. Довести утвержденное Положение до сведения руководителей муниципальных унитарных предприятий. 2.2. Обеспечить применение утвержденной системы критериев при принятии решения о сохранении муниципальных унитарных предприятий в муниципальной собственности. 3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на управление экономики, имущества и по взаимодействию с предприятиями АПК Ядринской районной администрации. Глава Ядринского района Е. М. Яранский Приложение № 1 к постановлению главы Ядринского района Чувашской Республики от 30.06.2008 № 375 Положение о системе критериев для сохранения муниципальных унитарных предприятий на основе оценки бюджетной и социальной эффективности 1. Система критериев для сохранения муниципальных унитарных предприятий Ядринского района Чувашской Республики (далее - муниципальных предприятий) на основе оценки бюджетной и социальной эффективности является необходимым и достаточным условием для принятия управленческих решений, направленных на повышение эффективности использования муниципальной собственности и сохранения вышеуказанных объектов в составе муниципальной собственности Ядринского района Чувашской Республики (далее - муниципальное образование). Основной задачей системы критериев является формирование оптимального состава муниципальной собственности максимальным образом соответствующей компетенции муниципального образования. 2. Оценка социальной и бюджетной эффективности предприятий проводится муниципальной балансовой комиссией, созданной Ядринской районной администрацией Чувашской Республики (далее - Комиссия), по данным бухгалтерской отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и долговых обязательствах муниципальных предприятий в случае необходимости принятия решения об их сохранении в муниципальной собственности согласно прилагаемой Методике оценки социальной и бюджетной эффективности (далее - Методика). 3. Порядок и сроки предоставления бухгалтерской отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и долговых обязательствах муниципальных предприятий утверждаются в соответствующем постановлении главы Ядринского района Чувашской Республики. 4. В настоящем Положении под критериями понимаются показатели, характеризующие финансово-экономическое положение муниципального предприятия, являющиеся основанием для принятия решения о сохранении прав собственности муниципального образования на эти объекты. 5. Критериями принятия решения о сохранении муниципальных предприятий (далее - критерии оценки), являются любые из ниже перечисленных: а) социальная эффективность - общественная значимость и полезность товаров, работ и услуг, производимых (оказываемых) муниципальными предприятиями; б) бюджетная эффективность предприятий - положительное влияние результатов деятельности предприятия на доходы и/или расходы местного бюджета; в) отсутствие альтернативного предложения аналогичных товаров, работ и услуг, производимых (оказываемых или реализуемых) муниципальными предприятиями со стороны частных предприятий; г) отсутствие возможности производства товаров, работ и услуг частными предприятиями на договорной основе, на основе субсидий и дотаций из Ядринского районного бюджета Чувашской Республики; д) присутствие риска повышения цен на отдельные виды социально значимых товаров, работ и услуг, производимых (оказываемых или реализуемых) муниципальными предприятиями, в случае прекращения их деятельности; е) стабильная положительная динамика основных показателей производственно-хозяйственной деятельности, включая: 1) показатели рентабельности, 2) высокий процент использования основных средств, 3) положительное состояние расчетов с контрагентами, 4) показатели дебиторской и кредиторской задолженности. 6. Если деятельность муниципальных предприятий не соответствует вышеназванным критериям, то она может быть признана эффективной в случае удовлетворения нижеприведенным критериям экономической эффективности: а) положительная динамика экономической эффективности и показателя чистой прибыли муниципальных предприятий; б) обеспечение достаточного уровня заработной платы работников. 7. Оценка показателей бюджетной и социальной эффективности предприятий осуществляется в соответствии с Методикой оценки бюджетной и социальной эффективности (прилагается). 8. В целях принятия решения о сохранении муниципальных предприятий, товары, работы и услуги признаются общественно значимыми, если удовлетворяется любое из следующих условий: а) потребителем товаров, работ и услуг является население муниципального образования; б) производимые работы и услуги включены в Перечень бюджетных услуг, по которым должен производиться учет потребности в их предоставлении, утверждаемый постановлением главы Ядринского района Чувашской Республики. в) иные показатели, предусмотренные Методикой оценки бюджетной и социальной эффективности. 9. Критерий по оценке наличия альтернативного предложения аналогичных товаров и услуг, производимых (оказываемых или реализуемых) муниципальным предприятием, соблюдается в том случае, если в распоряжении Ядринской районной администрации Чувашской Республики есть информация о производстве таких товаров (работ, услуг) со стороны частных предприятий. Управление экономики, имущества и по взаимодействию с предприятиями АПК Ядринской районной администрации Чувашской Республики (далее – Управление) при этом также обеспечивает проведение мониторинга предложений товаров, работ и услуг, аналогичных производимым (оказываемым) муниципальными предприятиями. Управление в рамках проведения мониторинга вправе обращаться с запросами в структурные подразделения администрации. При отсутствии у Управления документального подтверждения фактов альтернативного предложения товаров, работ, услуг, устанавливается отсутствие данного предложения на рынке муниципального образования. 10. Факт присутствия риска повышения цен на отдельные виды социально значимых товаров, работ и услуг, производимых (оказываемых или реализуемых) муниципальными предприятиями, в случае прекращения их деятельности определяется Комиссией. При этом Комиссия вправе сделать запрос по поводу присутствия риска повышения цен в соответствующие структурные подразделения Ядринской районной администрации Чувашской Республики. 11. В целях проведения оценки под социально значимыми товарами, работами и услугами понимаются: а) медицинские товары, медикаменты, медицинская техника и протезно-ортопедические изделия, а также медицинские услуги; б) технические средства и материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов; в) услуги по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях; г) услуги по перевозке пассажиров; д) ритуальные услуги; е) услуги в сфере образования, услуги в сфере культуры и искусства; ж) ремонтно-реставрационные, консервационные и восстановительные работы, выполняемые при реставрации памятников истории и культуры; з) выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств Ядринского районного бюджета Чувашской Республики; и) услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха; к) иные услуги по предложениям структурных подразделений Ядринской районной администрации Чувашской Республики с приложением обоснований такого включения. 12. Под достаточным уровнем заработной платы работников муниципального предприятия подразумевается размер, в 2 раза превышающий установленную на момент оценки Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики величину прожиточного минимума. 13. Критерии оценки используются Управлением для: а) анализа деятельности муниципальных предприятий; б) оценки эффективности сохранения прав собственности на муниципальные предприятия на основании оценки бюджетной и социальной эффективности; в) уточнения перечня для сохранения или приватизации муниципальных объектов недвижимого имущества; г) получения аналитической информации для принятия управленческих решений и определения мер, направленных на повышение эффективности использования муниципальной собственности. 14. В случае если муниципальные предприятия не соответствуют критериям, указанным в настоящем Положении, Комиссия: 1) выдвигает предложения об изменении организационно-правовой нормы муниципальных предприятий о целесообразности смены руководства; 2) выдвигает предложения о включении объекта в прогнозный план программу приватизации; 3) вырабатывает рекомендации и предложения по повышению эффективности работы данных хозяйствующих объектов или их перепрофилированию. 15. Результаты оценки бюджетной и социальной эффективности деятельности муниципальных предприятий, а также результаты оценки сохранения прав собственности на муниципальные предприятия предоставляются Управлением главе Ядринского района Чувашской Республики, а также публикуются в печатных средствах информации и сети Интернет в течение 10 рабочих дней после завершения оценки Комиссией. 16. Решение о сохранении прав собственности на муниципальные предприятия принимается главой Ядринского района Чувашской Республики на основании предложений комиссии. Приложение к положению о системе критериев для сохранения муниципальных унитарных предприятий на основе оценки бюджетной и социальной эффективности Методика оценки бюджетной и социальной эффективности 1. Общие положения 1.1. Настоящая методика расчета социально-бюджетной эффективности (далее - Методика) разработана с целью оценки деятельности муниципальных унитарных предприятий (далее - предприятий) при необходимости принятия решения о сохранении прав собственности на указанные объекты. 1.2. Оценка социальной и бюджетной эффективности деятельности предприятий проводится по данным отчетности об их деятельности и долговых обязательствах. 2. Основные понятия Методики 2.1. Бюджетная эффективность деятельности предприятия - влияние результатов деятельности предприятия на доходы и расходы Ядринского районного бюджета Чувашской Республики. 2.2. Социальная эффективность деятельности предприятия - социальные последствия деятельности предприятия для населения в целом, которые выражаются в изменении уровня и качества жизни населения. Социальная эффективность включает в себя общественную значимость и общественную полезность деятельности предприятия. 2.3. Общественная значимость деятельности предприятия - социально-экономические последствия деятельности предприятия для населения в целом, в том числе определяемые долей населения, на которую распространяются выгоды от реализации продукции (товаров, работ, услуг) данного предприятия. 2.4. Общественная полезность деятельности предприятия - степень желания населения получать выгоды от реализации продукции (товаров, работ, услуг) предприятия, которая выражается в создании новых или повышении эффективности, предоставляемых населению товаров, работ, услуг, а также экономическом развитии территории или улучшении экологической обстановки. Под повышением эффективности товаров, работ, услуг понимается снижение их себестоимости, повышение их качества, обеспечение бесперебойности их предоставления, расширение круга населения, имеющего к ним доступ. 3. Общая схема оценки эффективности Перед проведением оценки эффективности деятельности предприятия определяются общественная значимость и общественная полезность деятельности предприятия. Далее определяется эффективность деятельности предприятия с точки зрения влияния на основные параметры бюджета - бюджетная эффективность. 4. Оценка общественной значимости и общественной полезности Оценка общественной значимости деятельности предприятия осуществляется с использованием следующих инструментов: 1) методом экспертных оценок (рекомендуется привлечение специалистов не из числа сотрудников Ядринской районной администрации Чувашской Республики); 2) путем изучения общественного мнения населения по вопросам товаров, работ, услуг, связанных с деятельностью предприятия, включая проведение социологических опросов и отдельных исследований потребностей независимыми экспертами; 3) анализ содержания и частоты обращений в Ядринскую районную администрацию Чувашской Республики населения по вопросам, связанным со сферой деятельности предприятия; 4) оценка интенсивности использования результатов деятельности предприятия со стороны населения (косвенно свидетельствует о востребованности и общественной значимости). Общественная значимость деятельности предприятия определятся долей населения, являющейся потребителем производимых данным предприятием товаров, работ, услуг. Общественная полезность деятельности предприятия, как правило, должна быть оценена в количественных показателях. Для ее оценки в зависимости от особенностей деятельности предприятия могут применяться следующие показатели: а) социальные последствия деятельности предприятия, в том числе создание новых рабочих мест, улучшение условий труда, индекс реального роста заработной платы; б) влияния деятельности предприятия на экономическое развитие муниципального образования (рост физического объема производства, развитие новых сегментов товарных рынков, развитие отдельных отраслей экономики и др.); в) создание новых товаров, работ, услуг; г) снижение себестоимости товаров, работ, услуг; д) повышение качества товаров, работ, услуг; е) обеспечение бесперебойности их предоставления; д) расширение потенциальных потребителей результатов деятельности предприятия - расширение круга населения, имеющего к ним доступ. Если количественная оценка общественной полезности деятельности предприятия по отдельным показателям не представляется возможной, то достаточно будет провести качественную оценку и описание степени выполнения указанных выше показателей. 5. Оценка бюджетной эффективности Показатели бюджетной эффективности рассчитываются на основании определения величины и направления потока (притока и оттока) бюджетных средств, который образуется в результате деятельности предприятия. К притокам средств для расчета бюджетной эффективности относятся: а) притоки от налогов, сборов и иных обязательных платежей, установленных действующим законодательством, особенно в части поступлений, формирующих доходную часть Ядринского районного бюджета Чувашской Республики; б) доходы от лицензирования, конкурсов и тендеров на разведку, строительство и эксплуатацию объектов, предусмотренных деятельностью предприятия; в) платежи в погашение кредитов, выданных из Ядринского районного бюджета Чувашской Республики; г) платежи в погашение налоговых кредитов или инвестиционных налоговых кредитов. К оттокам бюджетных средств относятся: а) предоставление бюджетных ресурсов в виде инвестиционного кредита; б) предоставление бюджетных средств на безвозмездной основе (субсидирование); в) бюджетные дотации, связанные с проведением определенной ценовой политики и обеспечением соблюдения определенных социальных приоритетов. Отдельно учитываются: а) налоговые льготы, отражающиеся в уменьшении поступлений от налогов и сборов. В этом случае оттоки не возникают, но уменьшаются притоки денежных средств в доходы Ядринского районного бюджета Чувашской Республики; б) муниципальные гарантии. Оттоки при этом отсутствуют, однако возможный риск выполнения обязательств перед кредитором по муниципальной гарантии уменьшает бюджетную эффективность. При оценке бюджетной эффективности проекта учитываются также изменения доходов и расходов бюджетных средств, если предприятие участвует в реализации каких-либо инвестиционных проектов, и проект оказывает на них влияние, в том числе: а) прямое финансирование предприятия, участвующего в реализации инвестиционного проекта; б) изменение налоговых поступлений от предприятия, деятельность которого улучшается или ухудшается в результате реализации инвестиционного проекта; в) выделение из Ядринского районного бюджета Чувашской Республики средств для переселения и трудоустройства граждан в случаях, предусмотренных инвестиционным проектом. Приведенный список притоков и оттоков не является исчерпывающим, а может пополняться в зависимости от конкретных условий. Основным показателем бюджетной эффективности является чистый доход, который определяется как разница между притоками и оттоками бюджетных средств. В случае оценки показателей деятельности предприятия за несколько лет, необходимо использовать механизм дисконтирования.
Постановление
375
30 июня 2008 года
01 апреля 2009 года
Поделиться