Об утверждении Положения о системе критериев для сохранения муниципальных унитарных предприятий на основе оценки бюджетной и социальной эффективности
В целях повышения эффективности деятельности муниципальных унитарных предприятий Ядринского района Чувашской Республики, определения оснований для сохранения муниципальных прав собственности на эти объекты, п о с т а н о в л я ю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о системе критериев для сохранения муниципальных унитарных предприятий на основе оценки бюджетной и социальной эффективности (приложение № 1).
2. Управлению экономики, имущества и по взаимодействию с предприятиями АПК Ядринской районной администрации:
2.1. Довести утвержденное Положение до сведения руководителей муниципальных унитарных предприятий.
2.2. Обеспечить применение утвержденной системы критериев при принятии решения о сохранении муниципальных унитарных предприятий в муниципальной собственности.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на управление экономики, имущества и по взаимодействию с предприятиями АПК Ядринской районной администрации.
Глава Ядринского района Е. М. Яранский
Приложение № 1
к постановлению главы
Ядринского района
Чувашской Республики
от 30.06.2008 № 375
Положение о системе критериев для сохранения муниципальных унитарных предприятий на основе оценки бюджетной и социальной эффективности
1. Система критериев для сохранения муниципальных унитарных предприятий Ядринского района Чувашской Республики (далее - муниципальных предприятий) на основе оценки бюджетной и социальной эффективности является необходимым и достаточным условием для принятия управленческих решений, направленных на повышение эффективности использования муниципальной собственности и сохранения вышеуказанных объектов в составе муниципальной собственности Ядринского района Чувашской Республики (далее - муниципальное образование).
Основной задачей системы критериев является формирование оптимального состава муниципальной собственности максимальным образом соответствующей компетенции муниципального образования.
2. Оценка социальной и бюджетной эффективности предприятий проводится муниципальной балансовой комиссией, созданной Ядринской районной администрацией Чувашской Республики (далее - Комиссия), по данным бухгалтерской отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и долговых обязательствах муниципальных предприятий в случае необходимости принятия решения об их сохранении в муниципальной собственности согласно прилагаемой Методике оценки социальной и бюджетной эффективности (далее - Методика).
3. Порядок и сроки предоставления бухгалтерской отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и долговых обязательствах муниципальных предприятий утверждаются в соответствующем постановлении главы Ядринского района Чувашской Республики.
4. В настоящем Положении под критериями понимаются показатели, характеризующие финансово-экономическое положение муниципального предприятия, являющиеся основанием для принятия решения о сохранении прав собственности муниципального образования на эти объекты.
5. Критериями принятия решения о сохранении муниципальных предприятий (далее - критерии оценки), являются любые из ниже перечисленных:
а) социальная эффективность - общественная значимость и полезность товаров, работ и услуг, производимых (оказываемых) муниципальными предприятиями;
б) бюджетная эффективность предприятий - положительное влияние результатов деятельности предприятия на доходы и/или расходы местного бюджета;
в) отсутствие альтернативного предложения аналогичных товаров, работ и услуг, производимых (оказываемых или реализуемых) муниципальными предприятиями со стороны частных предприятий;
г) отсутствие возможности производства товаров, работ и услуг частными предприятиями на договорной основе, на основе субсидий и дотаций из Ядринского районного бюджета Чувашской Республики;
д) присутствие риска повышения цен на отдельные виды социально значимых товаров, работ и услуг, производимых (оказываемых или реализуемых) муниципальными предприятиями, в случае прекращения их деятельности;
е) стабильная положительная динамика основных показателей производственно-хозяйственной деятельности, включая:
1) показатели рентабельности,
2) высокий процент использования основных средств,
3) положительное состояние расчетов с контрагентами,
4) показатели дебиторской и кредиторской задолженности.
6. Если деятельность муниципальных предприятий не соответствует вышеназванным критериям, то она может быть признана эффективной в случае удовлетворения нижеприведенным критериям экономической эффективности:
а) положительная динамика экономической эффективности и показателя чистой прибыли муниципальных предприятий;
б) обеспечение достаточного уровня заработной платы работников.
7. Оценка показателей бюджетной и социальной эффективности предприятий осуществляется в соответствии с Методикой оценки бюджетной и социальной эффективности (прилагается).
8. В целях принятия решения о сохранении муниципальных предприятий, товары, работы и услуги признаются общественно значимыми, если удовлетворяется любое из следующих условий:
а) потребителем товаров, работ и услуг является население муниципального образования;
б) производимые работы и услуги включены в Перечень бюджетных услуг, по которым должен производиться учет потребности в их предоставлении, утверждаемый постановлением главы Ядринского района Чувашской Республики.
в) иные показатели, предусмотренные Методикой оценки бюджетной и социальной эффективности.
9. Критерий по оценке наличия альтернативного предложения аналогичных товаров и услуг, производимых (оказываемых или реализуемых) муниципальным предприятием, соблюдается в том случае, если в распоряжении Ядринской районной администрации Чувашской Республики есть информация о производстве таких товаров (работ, услуг) со стороны частных предприятий.
Управление экономики, имущества и по взаимодействию с предприятиями АПК Ядринской районной администрации Чувашской Республики (далее – Управление) при этом также обеспечивает проведение мониторинга предложений товаров, работ и услуг, аналогичных производимым (оказываемым) муниципальными предприятиями.
Управление в рамках проведения мониторинга вправе обращаться с запросами в структурные подразделения администрации.
При отсутствии у Управления документального подтверждения фактов альтернативного предложения товаров, работ, услуг, устанавливается отсутствие данного предложения на рынке муниципального образования.
10. Факт присутствия риска повышения цен на отдельные виды социально значимых товаров, работ и услуг, производимых (оказываемых или реализуемых) муниципальными предприятиями, в случае прекращения их деятельности определяется Комиссией.
При этом Комиссия вправе сделать запрос по поводу присутствия риска повышения цен в соответствующие структурные подразделения Ядринской районной администрации Чувашской Республики.
11. В целях проведения оценки под социально значимыми товарами, работами и услугами понимаются:
а) медицинские товары, медикаменты, медицинская техника и протезно-ортопедические изделия, а также медицинские услуги;
б) технические средства и материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;
в) услуги по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях;
г) услуги по перевозке пассажиров;
д) ритуальные услуги;
е) услуги в сфере образования, услуги в сфере культуры и искусства;
ж) ремонтно-реставрационные, консервационные и восстановительные работы, выполняемые при реставрации памятников истории и культуры;
з) выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств Ядринского районного бюджета Чувашской Республики;
и) услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха;
к) иные услуги по предложениям структурных подразделений Ядринской районной администрации Чувашской Республики с приложением обоснований такого включения.
12. Под достаточным уровнем заработной платы работников муниципального предприятия подразумевается размер, в 2 раза превышающий установленную на момент оценки Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики величину прожиточного минимума.
13. Критерии оценки используются Управлением для:
а) анализа деятельности муниципальных предприятий;
б) оценки эффективности сохранения прав собственности на муниципальные предприятия на основании оценки бюджетной и социальной эффективности;
в) уточнения перечня для сохранения или приватизации муниципальных объектов недвижимого имущества;
г) получения аналитической информации для принятия управленческих решений и определения мер, направленных на повышение эффективности использования муниципальной собственности.
14. В случае если муниципальные предприятия не соответствуют критериям, указанным в настоящем Положении, Комиссия:
1) выдвигает предложения об изменении организационно-правовой нормы муниципальных предприятий о целесообразности смены руководства;
2) выдвигает предложения о включении объекта в прогнозный план программу приватизации;
3) вырабатывает рекомендации и предложения по повышению эффективности работы данных хозяйствующих объектов или их перепрофилированию.
15. Результаты оценки бюджетной и социальной эффективности деятельности муниципальных предприятий, а также результаты оценки сохранения прав собственности на муниципальные предприятия предоставляются Управлением главе Ядринского района Чувашской Республики, а также публикуются в печатных средствах информации и сети Интернет в течение 10 рабочих дней после завершения оценки Комиссией.
16. Решение о сохранении прав собственности на муниципальные предприятия принимается главой Ядринского района Чувашской Республики на основании предложений комиссии.
Приложение
к положению о системе критериев для сохранения муниципальных унитарных предприятий на основе оценки бюджетной и социальной эффективности
Методика оценки бюджетной и социальной эффективности
1. Общие положения
1.1. Настоящая методика расчета социально-бюджетной эффективности (далее - Методика) разработана с целью оценки деятельности муниципальных унитарных предприятий (далее - предприятий) при необходимости принятия решения о сохранении прав собственности на указанные объекты.
1.2. Оценка социальной и бюджетной эффективности деятельности предприятий проводится по данным отчетности об их деятельности и долговых обязательствах.
2. Основные понятия Методики
2.1. Бюджетная эффективность деятельности предприятия - влияние результатов деятельности предприятия на доходы и расходы Ядринского районного бюджета Чувашской Республики.
2.2. Социальная эффективность деятельности предприятия - социальные последствия деятельности предприятия для населения в целом, которые выражаются в изменении уровня и качества жизни населения. Социальная эффективность включает в себя общественную значимость и общественную полезность деятельности предприятия.
2.3. Общественная значимость деятельности предприятия - социально-экономические последствия деятельности предприятия для населения в целом, в том числе определяемые долей населения, на которую распространяются выгоды от реализации продукции (товаров, работ, услуг) данного предприятия.
2.4. Общественная полезность деятельности предприятия - степень желания населения получать выгоды от реализации продукции (товаров, работ, услуг) предприятия, которая выражается в создании новых или повышении эффективности, предоставляемых населению товаров, работ, услуг, а также экономическом развитии территории или улучшении экологической обстановки. Под повышением эффективности товаров, работ, услуг понимается снижение их себестоимости, повышение их качества, обеспечение бесперебойности их предоставления, расширение круга населения, имеющего к ним доступ.
3. Общая схема оценки эффективности
Перед проведением оценки эффективности деятельности предприятия определяются общественная значимость и общественная полезность деятельности предприятия.
Далее определяется эффективность деятельности предприятия с точки зрения влияния на основные параметры бюджета - бюджетная эффективность.
4. Оценка общественной значимости и общественной полезности
Оценка общественной значимости деятельности предприятия осуществляется с использованием следующих инструментов:
1) методом экспертных оценок (рекомендуется привлечение специалистов не из числа сотрудников Ядринской районной администрации Чувашской Республики);
2) путем изучения общественного мнения населения по вопросам товаров, работ, услуг, связанных с деятельностью предприятия, включая проведение социологических опросов и отдельных исследований потребностей независимыми экспертами;
3) анализ содержания и частоты обращений в Ядринскую районную администрацию Чувашской Республики населения по вопросам, связанным со сферой деятельности предприятия;
4) оценка интенсивности использования результатов деятельности предприятия со стороны населения (косвенно свидетельствует о востребованности и общественной значимости).
Общественная значимость деятельности предприятия определятся долей населения, являющейся потребителем производимых данным предприятием товаров, работ, услуг.
Общественная полезность деятельности предприятия, как правило, должна быть оценена в количественных показателях. Для ее оценки в зависимости от особенностей деятельности предприятия могут применяться следующие показатели:
а) социальные последствия деятельности предприятия, в том числе создание новых рабочих мест, улучшение условий труда, индекс реального роста заработной платы;
б) влияния деятельности предприятия на экономическое развитие муниципального образования (рост физического объема производства, развитие новых сегментов товарных рынков, развитие отдельных отраслей экономики и др.);
в) создание новых товаров, работ, услуг;
г) снижение себестоимости товаров, работ, услуг;
д) повышение качества товаров, работ, услуг;
е) обеспечение бесперебойности их предоставления;
д) расширение потенциальных потребителей результатов деятельности предприятия - расширение круга населения, имеющего к ним доступ.
Если количественная оценка общественной полезности деятельности предприятия по отдельным показателям не представляется возможной, то достаточно будет провести качественную оценку и описание степени выполнения указанных выше показателей.
5. Оценка бюджетной эффективности
Показатели бюджетной эффективности рассчитываются на основании определения величины и направления потока (притока и оттока) бюджетных средств, который образуется в результате деятельности предприятия.
К притокам средств для расчета бюджетной эффективности относятся:
а) притоки от налогов, сборов и иных обязательных платежей, установленных действующим законодательством, особенно в части поступлений, формирующих доходную часть Ядринского районного бюджета Чувашской Республики;
б) доходы от лицензирования, конкурсов и тендеров на разведку, строительство и эксплуатацию объектов, предусмотренных деятельностью предприятия;
в) платежи в погашение кредитов, выданных из Ядринского районного бюджета Чувашской Республики;
г) платежи в погашение налоговых кредитов или инвестиционных налоговых кредитов.
К оттокам бюджетных средств относятся:
а) предоставление бюджетных ресурсов в виде инвестиционного кредита;
б) предоставление бюджетных средств на безвозмездной основе (субсидирование);
в) бюджетные дотации, связанные с проведением определенной ценовой политики и обеспечением соблюдения определенных социальных приоритетов.
Отдельно учитываются:
а) налоговые льготы, отражающиеся в уменьшении поступлений от налогов и сборов. В этом случае оттоки не возникают, но уменьшаются притоки денежных средств в доходы Ядринского районного бюджета Чувашской Республики;
б) муниципальные гарантии. Оттоки при этом отсутствуют, однако возможный риск выполнения обязательств перед кредитором по муниципальной гарантии уменьшает бюджетную эффективность.
При оценке бюджетной эффективности проекта учитываются также изменения доходов и расходов бюджетных средств, если предприятие участвует в реализации каких-либо инвестиционных проектов, и проект оказывает на них влияние, в том числе:
а) прямое финансирование предприятия, участвующего в реализации инвестиционного проекта;
б) изменение налоговых поступлений от предприятия, деятельность которого улучшается или ухудшается в результате реализации инвестиционного проекта;
в) выделение из Ядринского районного бюджета Чувашской Республики средств для переселения и трудоустройства граждан в случаях, предусмотренных инвестиционным проектом.
Приведенный список притоков и оттоков не является исчерпывающим, а может пополняться в зависимости от конкретных условий.
Основным показателем бюджетной эффективности является чистый доход, который определяется как разница между притоками и оттоками бюджетных средств.
В случае оценки показателей деятельности предприятия за несколько лет, необходимо использовать механизм дисконтирования.