Ядринский муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Етĕрне муниципаллă округĕ

О модельном стандарте деятельности учреждений культуры в Ядринском районе Чувашской Республики

Во исполнение Указа Президента Чувашской Республики от 9 ноября 2007 г. № 97 «О мерах по развитию сельских учреждений культуры в Чувашской Республике» и в соответствии с постановлениями Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 октября 2006 г. № 274 «О совершенствовании и расширении сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования», от 15 февраля 2007 г. № 28 «Об оценке результативности республиканских и ведомственных целевых программ Чувашской Республики» и от 11 марта 2008 г. №55 «О мерах по реализации Указа Президента Чувашской Республики от 9 ноября 2007 г. №97» , п о с т а н о в л я ю: 1. Утвердить: Модельный стандарт деятельности муниципального культурно-досугового учреждения в Ядринском районе Чувашской Республики (приложение № 1); Модельный стандарт деятельности муниципальной общедоступной (публичной) библиотеки в Ядринском районе Чувашской Республики (приложение № 2); 2. Рекомендовать органам местного самоуправления городского и сельских поселений: обеспечить завершение в 2009 году реконструкции помещений клубных учреждений, их надежное энергообеспечение, приобретение современной мебели, а также благоустройство прилегающих территорий; руководствоваться для организации эффективной работы сельских учреждений культуры модельными стандартами. 3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на отдел социального развития, культуры, спорта. Глава Ядринского района Е.М. Яранский Приложение№1 к постановлению главы Ядринского района Чувашской Республики от 30.12.2008 № 731 Модельный стандарт деятельности муниципального культурно-досугового учреждения в Ядринском районе Чувашской Республики I. Общие положения Муниципальное культурно-досуговое учреждение в Ядринском районе Чувашской Республики (далее – культурно-досуговое учреждение) обеспечивает конституционные права граждан на свободу творчества, равный доступ к участию в культурной жизни и пользованию культурными благами, развивает навыки творческого общения, способствует развитию реальной демократии через различные социально-культурные инициативы. Его основной деятельностью являются предоставление населению разнообразных услуг социально-культурного, просветительского, оздоровительного и развлекательного характера, создание условий для занятий любительским художественным творчеством. Культурно-досуговое учреждение является организацией, реализующей полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в сфере культуры, а именно: созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей муниципального образования услугами организаций культуры; созданию условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участия в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении. Культурно-досуговое учреждение предоставляет услуги всем гражданам независимо от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, политических убеждений, отношения к религии. Культурно-досуговое учреждение является некоммерческой организацией. Органам местного самоуправления для организации эффективной системы обслуживания населения культурно-досуговыми учреждениями рекомендуется руководствоваться принци-пами и нормативами, изложенными в настоящем Модельном стандарте. II. Основные виды деятельности культурно-досугового учреждения В соответствии с законодательством Российской Федерации культурно-досуговое учреждение предоставляет населению следующие услуги: проведение различных по форме и тематике культурных мероприятий – праздников, представлений, смотров, фестивалей, конкурсов, концертов, выставок, вечеров, спектаклей, дискотек, обрядов, игровых и развлекательных программ и др.; организация работы клубных формирований и любительских объединений различной направленности; организация работы лекториев, школ и курсов по различным отраслям знаний, других форм просветительской деятельности; организация показа фильмов; оказание консультативной, методической и организационно-творческой помощи в подготовке и проведении культурно-досуговых мероприятий; оказание справочных, информационных и рекламно-маркетинговых услуг; предоставление других видов досуговых и сервисных услуг в сфере культуры и смежных отраслях. Услуги культурно-досугового учреждения носят интегрированный характер и могут быть предоставлены в различной форме (массовой, камерной, индивидуальной, интерактивной) и на любой демонстрационной площадке (в зрительном, танцевальном, выставочном зале, на пло-щади, стадионе и т.д.). Эффективность услуг культурно-досугового учреждения оценивается в соответствии с прилагаемыми Методическими рекомендациями по оценке эффективности и качества работы культурно-досугового учреждения. Услуги культурно-досугового учреждения предоставляются населению на бесплатной основе (за счет бюджетного финансирования) и на платной основе (за счет средств потребителей). На бесплатной основе могут предоставляться услуги, связанные с: проведением общественно и социально значимых культурно-массовых мероприятий (государственных, сельских (городских), отраслевых праздников и т.п.); культурным обслуживанием наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, детей из малообеспеченных семей, детей-сирот, многодетных семей и пр.); поддержкой деятельности основных (концертных) составов любительских творческих коллективов, в том числе имеющих звание «народный»; патриотическим воспитанием детей и молодежи; развитием национальных культур народов, проживающих на территории Чувашcкой Республики, выявлением, сохранением и популяризацией традиций материальной и нематериальной народной культуры (праздников, обычаев, обрядов и пр.). Культурно-досуговое учреждение вправе предоставлять следующие виды платных услуг: организация и проведение вечеров отдыха, праздников, встреч, гражданских и семейных обрядов, литературно-музыкальных гостиных, балов, дискотек, концертов, спектаклей и других культурно-досуговых мероприятий, в том числе по заявкам организаций и отдельных граждан; проведение семейных, гражданских праздников и торжеств с участием оркестров, ансамблей, самодеятельных художественных коллективов и отдельных исполнителей; обучение в кружках, студиях, на курсах; оказание консультативной, методической и организационно-творческой помощи в подготовке и проведении культурно-досуговых мероприятий; предоставление услуг по прокату сценических костюмов, записей отечественных и зарубежных музыкальных и художественных произведений, звукоусилительной и осветительной аппаратуры и другого профильного оборудования, изготовление сценических костюмов, обуви, ре-квизита; организация игровых комнат для детей; организация работы спортивно-оздоровительных клубов и секций, групп туризма и здоровья; организация и проведение ярмарок, лотерей, аукционов, выставок-продаж; предоставление помещений в аренду; предоставление услуг по организации питания и отдыха посетителей и др. Согласно постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 октября 2007 г. № 280 «О порядке посещения отдельными категориями граждан государственных организаций культуры и спорта Чувашской Республики» культурно-досуговое учреждение с учетом финансовых, материально-технических и организационных возможностей может устанавливать льготы для детей дошкольного возраста, учащихся, инвалидов, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования до заключения ими контракта о прохождении военной службы и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования с дополнительной образовательной программой, имеющей целью военную подготовку несовершеннолетних граждан при посещении ими платных мероприятий. III. Обеспечение доступности культурно-досуговых услуг Доступность культурно-досуговых услуг для населения обеспечивается следующими факторами: 3.1. Рациональное размещение сети культурно-досуговых учреждений. При этом учитываются социальные нормативы и нормы обеспеченности населения учреждениями культурно-досугового типа, одобренные распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. № 1063-р: Численность населения в населенном пункте Единица измерения Минимальная количественная величина 1 2 3 Сельские поселения с числом жителей до 500 человек зрительских мест на каждые 100 жителей 20 Сельские поселения с числом жителей от 500 до 1 тыс. человек зрительских мест 150–200 Сельские поселения с числом жителей от 1 тыс. до 2 тыс. человек зрительских мест на 1 тыс. жителей 150 Сельские поселения с числом жителей от 2 тыс. до 5 тыс. человек зрительских мест на 1 тыс. жителей 100 Сельские поселения с числом жителей от 5 тыс. человек и более зрительских мест на 1 тыс. жителей 70 Городские поселения с числом жителей до 10 тыс. человек учреждений культуры 1 Городские поселения и городские округа с числом жителей от 10 тыс. до 50 тыс. человек зрительских мест на 1 тыс. жителей 50 Городские поселения и городские округа с числом жителей от 50 тыс. до 100 тыс. человек зрительских мест на 1 тыс. жителей 30 Городские поселения и городские округа с числом жителей от 100 тыс. до 250 тыс. человек зрительских мест на 1 тыс. жителей 25 Городские поселения и городские округа с числом жителей от 200 тыс. до 500 тыс. человек зрительских мест на 1 тыс. жителей 20 3.2. Использование внестационарных (передвижных) форм культурного обслуживания. Внестационарное культурное обслуживание осуществляют передвижные клубные учреждения различных видов (агиткультбригады, автоклубы, передвижные досуговые центры, цен-тры по внестационарному культурному обслуживанию и т.п.) и стационарные клубные учреждения, в сферу обслуживания которых входят населенные пункты, не имеющие стационарных клубных учреждений. При расчете потребностей во внестационарных формах культурного обслуживания учитывается необходимость обслуживания жителей каждого населенного пункта, не имеющего стационарного клубного учреждения, не менее двух раз в месяц. В малонаселенных пунктах, которые не имеют почты, аптек, магазинов, парикмахерских и других учреждений социально-бытовой сферы, целесообразно организовать внестационарное комплексное социально-культурное обслуживание, которое может осуществляться в рамках муниципальной межотраслевой целевой программы. 3.3. Удобное месторасположение стационарного клубного учреждения – в центре села, города, жилого квартала, микрорайона, района города, на пересечении пешеходных путей, вблизи транспортных сообщений, развязок и т.д.; гибкий и удобный для населения режим работы учреждения, предусматривающий работу в вечернее время, праздничные и выходные дни; сбалансированное и экономически обоснованное соотношение бесплатных и платных услуг, обеспечивающее финансовую доступность предоставляемых услуг для всех категорий населе-ния. IV. Ресурсное обеспечение культурно-досугового учреждения 4.1. Нормативный ресурс – правовые и организационно-технологические документы и инструктивная информация, определяющая организационный порядок в культурно-досуговом учреждении. В соответствии с законодательством Российской Федерации учредительными документами культурно-досугового учреждения являются: решение собственника о создании учреждения; устав учреждения. Локальными актами культурно-досугового учреждения могут являться: структура учреждения, штатная численность подразделений (отделов) и штатное расписание; коллективный договор; правила внутреннего трудового распорядка; должностные инструкции; положение об оплате труда; положение о предоставлении платных услуг; документы, регулирующие вопросы охраны труда и техники безопасности. Организационно-распорядительными документами культурно-досугового учреждения могут являться: планы и отчеты учреждения; протоколы, постановления, решения; приказы, распоряжения, указания; аттестационные документы; бухгалтерские документы; кадровые документы; журнал учета работы учреждения; журнал учета работы любительских формирований; справки, переписка; номенклатура дел. 4.2. Материально-технический ресурс: недвижимый – здания, сооружения, обустроенная прилегающая территория и земля под ними; движимый – специальное оборудование, техника, инвентарь для производства культурных благ и обеспечения культурно-досуговой деятельности. Культурно-досуговое учреждение и его структурные подразделения рекомендуется размещать в специально предназначенных или приспособленных зданиях и помещениях, доступ-ных для населения и оснащенных телефонной связью. По размерам и состоянию помещения культурно-досугового учреждения соответствуют требованиям санитарно-гигиенических норм и правил, пожарной безопасности, безопасности труда и защищены от воздействия факторов, отрицательно влияющих на качество предоставляемых услуг (повышенной или пониженной температуры воздуха, влажности воздуха, запыленности, загрязненности, шума, вибрации и т.д.). Культурно-досуговое учреждение рекомендуется оснастить специальным и профильным оборудованием, современной аппаратурой и приборами, отвечающими требованиям стандар-тов, технических условий, других нормативных документов и обеспечивающими надлежащее качество предоставляемых населению культурно-досуговых услуг. Специальное и профильное оборудование, аппаратура, приборы используются строго по назначению, содержатся в технически исправном состоянии. 4.3. Финансовый ресурс – бюджетное финансирование и другие виды доходов, получение и использование которых не противоречит законодательству Российской Федерации. Финансирование муниципальных культурно-досуговых учреждений осуществляется за счет средств местного бюджета в соответствии с нормативными правовыми актами органов ме-стного самоуправления муниципальных образований, а также из всех источников, не запрещенных законодательством. Расходы бюджета учреждения с учетом всех источников его формирования могут осуществляться на следующие цели: оплата труда работников (оплата труда с начислениями, выплата надбавок за квалификационные категории по результатам аттестации и иных надбавок, ежегодные расходы на по-вышение квалификации кадров); содержание здания и оборудования (коммунальные услуги, текущий и капитальный ремонт, аренда, техническое обслуживание зданий и оборудования и т.д.); содержание объектов, относящихся к культурно-досуговому учреждению; материальное обеспечение художественного воплощения творческих замыслов (создание новых постановок, представлений, подготовка концертных программ, фестивалей, выставок и других видов культурно-массовых мероприятий, обновление сценических костюмов, обуви, реквизита и т.д.); оснащение культурно-досугового учреждения современными техническими средствами и оборудованием; проведение капитального ремонта; другие затраты, связанные с основной деятельностью учреждения. 4.4. Кадровый ресурс – руководители и специалисты, обеспечивающие предоставление культурно-досуговых услуг населению (административный и творческий состав), а также служащие и рабочие, обеспечивающие бесперебойную работу учреждения (технический состав). Культурно-досуговое учреждение располагает необходимым и достаточным числом специалистов для обеспечения выполнения основных функций учреждения. Каждый специалист имеет соответствующее образование, квалификацию, профессиональную подготовку, обладает знаниями и опытом, необходимыми для выполнения возложенных на него обязанностей. Руководителям и специалистам учреждения рекомендуется не реже одного раза в 5 лет проходить повышение квалификации по любой из установленных форм (профессиональная переподготовка – от 500 часов, стажировка – от 140 часов, курсы повышения квалификации – от 72 часов). V. Клубные формирования Под клубным формированием понимается добровольное объединение граждан, основанное на общности интересов, запросов и потребностей в занятиях любительским художест-венным и техническим творчеством, в совместной творческой деятельности, способствующей развитию дарований его участников, освоению и созданию ими культурных ценностей, а также на единстве стремления граждан к получению актуальной информации и прикладных знаний в различных областях общественной жизни, культуры, литературы и искусства, науки и техники, к овладению полезными навыками в области культуры быта, здорового образа жизни, организации досуга и отдыха. Клубное формирование руководствуется в своей деятельности Примерным положением о клубном формировании культурно-досугового учреждения, утвержденным решением коллегии Министерства культуры Российской Федерации от 29 мая 2002 г. № 10. За достигнутые успехи творческим клубным формированиям художественной направленности может быть присвоено звание «народный самодеятельный коллектив художественного творчества». Порядок присвоения и подтверждения звания определяется нормативным правовым актом органа исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющего государственную политику в сфере культуры и искусства. VI. Методическое обеспечение деятельности культурно-досуговых учреждений Организационно-методическое обеспечение деятельности культурно-досуговых учреждений осуществляют: районные дома культуры; районные (городские) организационно-методические центры, службы, методические кабинеты. Методическая служба может существовать как: учреждение культурно-досугового типа (являться самостоятельным юридическим ли-цом); филиал, подразделение или представительство в составе централизованной клубной системы; специализированное структурное подразделение (отдел, сектор) культурно-досугового учреждения или органа управления культурой. Основными задачами методических служб являются организационное, информационное, методическое и творческое обеспечение деятельности культурно-досуговых учреждений и других организаций различных организационно-правовых форм, ведущих работу по сохранению и развитию традиционной народной культуры, любительского искусства и социокультурной деятельности. Основными функциями методических служб являются: повышение квалификации руководителей и специалистов культурно-досуговых учреждений; создание и ведение базы данных по жанрам народного творчества, культурно-досуговой деятельности, сбор и фиксация на различных носителях образцов традиционного народного творчества; организация участия специалистов культурно-досуговых учреждений и любительских коллективов в фестивалях, конкурсах, смотрах, учебно-методических мероприятиях и обучения на курсах повышения квалификации республиканского, всероссийского и международного уров-ней; мониторинг деятельности культурно-досуговых учреждений, аналитическое обобщение творческих, досуговых и социокультурных процессов; разработка и издание методических, репертуарных, информационно-аналитических, рекламных и других материалов по различным аспектам народного творчества и культурно-досуговой деятельности и обеспечение ими клубных учреждений; разработка методик сохранения и интеграции традиционной народной культуры в современные общественные процессы; сбор и обобщение данных государственной статистической отчетности о работе культурно-досуговых учреждений. Приложение к Модельному стандарту деятельности муниципального культурно-досугового учреждения в Ядринском районе Чувашской Республики МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по оценке эффективности и качества работы культурно-досугового учреждения Администрация культурно-досугового учреждения и его учредитель регулярно оценивают эффективность, качество работы учреждения по индикаторам (показателям) эффективности, утвержденным учредителем на основе следующих положений: 1. Организационно-правовая форма культурно-досугового учреждения. Наличие основной регламентирующей документации (устав, правила пользования, перечень услуг, планы и отчеты, положения, инструкции и другие локальные документы). 2. Доступность культурно-досугового учреждения и предоставляемых им услуг. Соответствие нормативам размещения, удобный для жителей режим работы. Охват жителей культурным обслуживанием. Перечень бесплатных услуг. Перечень платных услуг. Удовлетворенность жителей предоставляемыми услугами (анализ книги отзывов, результаты опросов населения и др.). Условия размещения и функционирования: помещение, мебель, освещенность, температура. 3. Наличие аудио-, видеоаппаратуры, презентационной техники, персонального компьютера, принтера, сканера, телефона, факса. Финансирование техобслуживания и приобретение расходных материалов. Наличие доступа к сети Интернет. Доступность в удаленном режиме электронных ресурсов ведущих домов народного творчества и методических центров Российской Федерации. 4. Количество дипломированных специалистов. Непрерывное обучение и повышение квалификации сотрудников, их аттестация. 5. Проведение ежегодных творческих отчетов самодеятельных коллективов перед населением. Информация о культурно-досуговом учреждении рекламного характера за его предела-ми (плакаты, листовки, другие формы). Число контактов со средствами массовой информации за последний год (пресса, радио, телевидение), тематика информации. Степень поддержки учреждением местных инициатив, участие в социальных, образовательных, культурных проектах. Участие населения в попечительских и наблюдательных советах и др. Проведение мониторинга предпочтений населения. Работа по привлечению спонсоров. Участие в конкурсах. Приложение№2 к постановлению главы Ядринского района Чувашской Республики от 30. 12.2008 № 731 МОДЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ деятельности муниципальной общедоступной (публичной) библиотеки в Ядринском районе Чувашской Республики I. Основные положения Модельный стандарт деятельности муниципальной общедоступной (публичной) библиотеки в Ядринском районе Чувашской Республики (далее – Модельный стандарт) разработан с учетом специфики организации деятельности сети общедоступных библиотек и базируется на документах, носящих рекомендательный характер: «Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО по развитию службы публичных библиотек» (1986, 2002 гг.); «Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки» (РБА, 2001 г.). Основополагающим принципом деятельности муниципальных общедоступных библиотек в Чувашской Республике (далее – общедоступные библиотеки) является принцип открытого и равного доступа к библиотечным фондам и информации для всех граждан. Общественная значимость общедоступных библиотек заключается в исполняемых ими функциях – информационной, культурной, образовательной, просветительской. Общедоступные библиотеки участвуют в формировании информационных ресурсов в соответствии с потребностями и интересами населения, создании культурной среды вместе с другими учреждениями культуры, поддерживают систему образования всех уровней, традиционно выполняют миссию просветительства и сохранения культурного наследия. Органам местного самоуправления для организации эффективной системы библиотечного обслуживания населения рекомендуется руководствоваться принципами и нормативами, изложенными в настоящем Модельном стандарте. II. Пользователи и обслуживание Библиотечное обслуживание населения на территории Чувашской Республики является социально значимым видом деятельности. Во всех общедоступных библиотеках рекомендуется обеспечивать права особых групп пользователей: детей, юношества, инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов труда. К бесплатным услугам общедоступных библиотек относятся: получение во временное пользование любого документа из библиотечных фондов; получение информации о составе библиотечных фондов через систему каталогов и другие формы библиотечного информирования, а также информации о наличии в библиотечных фондах конкретного документа; получение консультационной помощи в поиске и выборе источников информации. Эффективность услуг общедоступной библиотеки оценивается в соответствии с прилагаемыми Методическими рекомендациями по оценке эффективности и качества работы общедоступной библиотеки. Общедоступные библиотеки могут оказывать дополнительные платные библиотечные и сервисные услуги в соответствии с целями и задачами, указанными в их уставах. Перечень дополнительных услуг, предоставляемых на платной основе, определяется правилами пользования библиотекой и может включать в себя: составление библиографических списков, справок и каталогов по запросам читателей; копирование документов (печатных, электронных, музыкальных, видеозаписей и др.); распечатку материалов, полученных по глобальным информационным сетям; тематическую подборку материалов по запросам читателей; организацию и проведение платных форм культурно-просветительской и информационной деятельности; реализацию собственной интеллектуальной продукции; другие виды предпринимательской деятельности, направленные на расширение перечня предоставляемых пользователям услуг. III. Обеспечение доступности библиотечных услуг Доступность библиотечных услуг для населения обеспечивается следующими факторами: 3.1. Рациональное размещение общедоступных библиотек. В каждом городском и сельском поселении рекомендуется иметь не менее одной общедоступной библиотеки, оснащенной современным информационно-коммуникационным оборудованием, электронными ресурсами, подключенной к сети Интернет. При этом учитываются социальные нормативы и нормы в сфере культуры, одобренные распоряжением Правительства Рос-сийской Федерации от 3 июля 1996 г. № 1063-р. Если общедоступная библиотека ведет надомное обслуживание ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов труда, инвалидов, престарелых людей, то норматив численности населения на одну библиотеку может быть уменьшен по согласованию с учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации. Органы местного самоуправления поселений (городских округов), являющиеся административными центрами муниципальных районов (городских округов), могут присваивать общедоступной библиотеке соответствующего поселения (городского округа) статус центральной районной (городской) библиотеки. Численность населения в населенном пункте Единица измерения Минимальная количественная величина Муниципальные районы межпоселенческая библиотека 1 детская библиотека 1 юношеская библиотека 1 Городские поселения и городские округа с количеством населения до 50 тыс. человек общедоступная библиотека 1 детская библиотека 1 юношеская библиотека 1 Городские поселения и городские округа с количеством населения 50 тыс. человек и более общедоступная библиотека 1 на 10 тыс. человек детская библиотека 1 на 4–7 тыс. учащихся и дошкольников юношеская библиотека 1 на 17 тыс. населения Сельские поселения с числом жителей до 500 человек, расположенные на расстоянии до 5 км от административного центра внестационарное библиотечное обслуживание (пункт выдачи) 1 Сельские поселения с числом жителей до 500 человек, расположенные на расстоянии более 5 км от административного центра филиал общедоступной библиотеки 1 Административные центры сельских поселений с числом жителей до 1 тыс. человек общедоступная библиотека 1 Административные центры сельских поселений с числом жителей свыше 1 тыс. человек общедоступная библиотека 1 на тыс. человек детская библиотека 1 на тыс. человек детей 3.2. Использование внестационарных (передвижных) форм библиотечного обслуживания. При отсутствии стационарной библиотеки жителям населенного пункта предоставляется любая другая удобная форма библиотечного обслуживания (библиотечный пункт, передвижной читальный зал, библиобус и т.п.). Внестационарное библиотечное обслуживание осуществляют общедоступные библиотеки, в зону обслуживания которых входят населенные пункты, не имеющие стационарных биб-лиотек. 3.3. Режим работы общедоступной библиотеки. Гибкий и удобный для населения режим работы определяется на основе данных мониторинга интенсивности посещений по согласованию с учредителем. Общедоступной библиотеке рекомендуется режим работы, при котором 20 процентов времени работы устанавливается в вечерние часы и выходные дни. 3.4. Удобное месторасположение общедоступной библиотеки – в центре села, города, жилого квартала, микрорайона, района города, на пересечении пешеходных путей, вблизи транспортных сообщений, развязок и т.д. IV. Ресурсное обеспечение Основными ресурсами общедоступных библиотек являются фонд документов (книги, газеты, журналы, издания на электронных носителях), справочно-информационный фонд, здания, помещения, оборудование, персонал, финансовые средства. 4.1. Библиотечные фонды. Основными характеристиками библиотечного фонда являются оптимальный объем, информативность (соответствие запросам пользователей), обновляемость. В соответствии с Законом Чувашской Республики «О языках в Чувашской Республике» в фонде общедоступной библиотеки необходимо иметь издания на чувашском и русском языках. Нормативный объем фонда общедоступной библиотеки определяется исходя из средней книгообеспеченности на 1 жителя, в том числе в городских округах – 3–5 томов на 1 жителя, в сельском (городском) поселении – 6–8 томов на 1 жителя. Фонд на бумажных носителях дополняется электронными и аудиовизуальными документами. Центральная библиотека муниципального района (городского округа) располагает дополнительным фондом для обслуживания населения из расчета 0,5–2 тома на 1 жителя. Для сохранения значимости библиотечного фонда необходимо его постоянное обновление. В нем должно содержаться до 50 процентов наименований новых изданий на различных носителях. Норматив ежегодного пополнения фонда составляет в среднем 250 книг в расчете на 1000 жителей. Рекомендуется следующая структура библиотечного фонда: справочные издания – не менее 10 процентов фонда; документы для жителей в возрасте до 15 лет – не менее 30 процентов фонда, для библиотечного обслуживания детей рекомендуется иметь обучающие и развивающие электронные программы, игры и т.д. В центральной общедоступной библиотеке сельского (городского) поселения с компактным проживанием национальных групп не менее 10 процентов фонда представляется документами на национальных языках. Ежегодное поступление таких документов составляет 1 том на 25 человек для населенных пунктов с численностью до 2000 человек и 1 том на 50 человек – для населенных пунктов с численностью свыше 2000 человек. Объем фонда периодических изданий общедоступной библиотеки определяется из рас-чета не менее 10 изданий на 1000 жителей. В фонде общедоступной библиотеки рекомендуется иметь общегосударственные, республиканские, районные (городские) периодические издания. Базовая обеспеченность центральной общедоступной библиотеки муниципального района (городского поселения) периодическими изданиями составляет не менее 80 наименований, филиала в городском округе – не менее 25 наименований, библиотеки в сельском поселении – не менее 10 наименований. В общедоступной библиотеке соблюдаются условия для обеспечения сохранности фондов и их эффективного использования. 4.2. Здания и помещения. Общедоступная библиотека может размещаться в отдельном здании или в блоке-пристройке к жилому или общественному зданию, а также в приспособленном помещении жилого или общественного здания с отдельным входом при соблюдении архитектурно-планировочных, строительных норм, соответствующих функциональному назначению библиотеки. По размерам и состоянию помещения общедоступной библиотеки соответствуют требованиям санитарно-гигиенических норм и правил, пожарной безопасности, безопасности труда и защищены от воздействия факторов, отрицательно влияющих на качество предоставляемых услуг (повышенной или пониженной температуры воздуха, влажности воздуха, запыленности, загрязненности, шума, вибрации и т.д.). В помещениях рекомендуется иметь лаконичные и понятные надписи и указатели о передвижении людей внутри здания. Площади библиотечных помещений определяются из расчета 50–100 кв. метров на 1000 жителей. В общедоступной библиотеке рекомендуется иметь не менее 5 посадочных мест для чтения. Для проведения культурно-массовых мероприятий целесообразно иметь отдельное помещение. 4.3. Оборудование и техника. Для обеспечения надлежащего качества предоставляемых услуг, размещения фондов и организации производственных процессов общедоступную библиотеку рекомендуется оборудовать предметами библиотечной мебели (стеллажи, витрины, кафедры, столы, стулья и т.д.) и оснащать следующими техническими средствами: компьютеры для информационного обслуживания населения, организации доступа к глобальным информационным сетям; средства программного обеспечения и другие средства автоматизации библиотечных процессов; средства связи; копировальный аппарат для тиражирования документов; теле-, аудио-, видеоаппаратура, презентационная техника; транспортные средства; средства для обработки и защиты документов. Для поддержания оборудования в рабочем состоянии и модернизации технической базы библиотеки ежегодно на эти цели рекомендуется выделять не менее 8–10 процентов средств от балансовой стоимости уже имеющегося оборудования и техники. 4.4. Персонал. В штате общедоступной библиотеки рекомендуется иметь не менее 85 процентов специалистов с библиотечным образованием. Руководителям и специалистам рекомендуется не реже одного раза в 5 лет проходить повышение квалификации по любой из установленных форм (профессиональная переподготовка – от 500 часов, стажировка – от 140 часов, курсы повышения квалификации – от 72 часов). Нормативная потребность в штатных библиотечных работниках определяется основными показателями деятельности общедоступной библиотеки (количество читателей, диапазон предоставляемых услуг, количество структурных подразделений, внестационарных форм обслуживания, интенсивность посещений и др.) и численностью населения в зоне обслуживания. На директора центральной общедоступной библиотеки сельского (городского) поселения, его заместителей, работников отделов комплектования и обработки литературы, методиче-ской и библиографической работы, организации и использования единого фонда и межбиблиотечного абонемента, художника нормативы нагрузки по числу читателей, посещений и количеству жителей не устанавливаются. В штатном расписании центральной общедоступной библиотеки рекомендуется предусматривать технических специалистов, обеспечивающих бесперебойную работу информационных сетей и программных средств. Для участия в создании корпоративных сводных электронных каталогов в штат общедоступной библиотеки рекомендуется включать дополнительную ставку библиографа. 4.5. Финансовые ресурсы. Финансирование общедоступных библиотек осуществляется за счет средств местного бюджета в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований, а также из всех источников, не запрещенных законодательством. Расходы бюджета общедоступной библиотеки с учетом всех источников его формирования могут осуществляться на следующие цели: оплата труда работников (оплата труда с начислениями, выплата надбавок за квалификационные категории по результатам аттестации и иных надбавок, ежегодные расходы на повышение квалификации кадров); комплектование, организация и сохранность библиотечных фондов (приобретение печатных и электронных изданий, обеспечение сохранности и безопасности фондов); оснащение информационно-коммуникационным оборудованием, программными средст-вами; оплата услуг связи (телефон, Интернет); содержание здания и оборудования (коммунальные услуги, текущий и капитальный ре-монт, аренда, техническое обслуживание зданий и оборудования и т.д.); проведение капитального ремонта; другие затраты, связанные с основной деятельностью общедоступной библиотеки. V. Общедоступная библиотека и местное население Общедоступная библиотека осуществляет свою деятельность на основе анализа потребностей населения. Она стремится к активному участию населения в библиотечных делах, создавая попечительские и наблюдательные советы, любительские объединения. Общедоступная библиотека информирует общественность о своих планах, целях, задачах, ресурсах, услугах, правилах и условиях их предоставления. Приложение к Модельному стандарту деятельности муниципальной общедоступной (публичной) библиотеки в Ядринском районе Чувашской Республики МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по оценке эффективности и качества работы общедоступной библиотеки Администрация общедоступной библиотеки и ее учредитель регулярно оценивают эффективность и качество работы общедоступной библиотеки по индикаторам (показателям) эффективности, утвержденным учредителем на основе следующих положений: 1. Организационно-правовая форма общедоступной библиотеки. Наличие основной регламентирующей документации (решение собственника о создании библиотеки, устав или положение о библиотеке, правила пользования, перечень услуг, планы и отчеты, инструкции и другие локальные документы). 2. Доступность общедоступной библиотеки и библиотечных услуг (соответствие нормативам размещения, удобный для пользователей режим работы). Условия размещения и функ-ционирования общедоступной библиотеки: помещение, мебель, освещенность, температура. Охват пользователей библиотечным обслуживанием. Особые группы пользователей. Перечни бесплатных и платных услуг. Обслуживание удаленных пользователей. Удовлетворенность пользователей предоставляемыми услугами (статистика неудовлетворенных запросов, анализ книги отзывов, результаты опросов пользователей и др.). 3. Совокупный фонд общедоступной библиотеки на печатных, электронных и других ви-дах носителей информации. Ежегодное пополнение фонда. Справочно-библиографический фонд, фонд периодических изданий, фонд по отраслям знаний и видам носителей, фонд для особых групп (дети, этнические группы, инвалиды). Справочно-библиографический аппарат об-щедоступной библиотеки. Каталоги и картотеки: электронные и традиционные (карточные). Наличие персональных компьютеров, принтеров, сканеров, ксероксов, аудио- и видеоаппаратуры, презентационной техники, телефона, факса. Финансирование техобслуживания, при-обретение расходных материалов. Обеспечение доступности электронных ресурсов для пользователей. Наличие доступа к сети Интернет. 4. Количество дипломированных специалистов. Обеспечение непрерывного обучения и повышения квалификации сотрудников. Проведение аттестаций. 5. Информация об услугах общедоступной библиотеки, содержании библиотечных фондов. Издание рекламной продукции о проводимых мероприятиях, ресурсах (плакаты, листовки, другие формы). Публикации в средствах массовой информации за последний год, тематика информации. Участие населения в делах общедоступной библиотеки (попечительский и наблюдательный советы); мониторинг предпочтений пользователей. Контакты библиотеки с другими уч-реждениями (список партнеров и календарный план совместных культурных мероприятий). Уча-стие общедоступной библиотеки в социальных, образовательных, культурных проектах. Работа по привлечению спонсоров, грантовой поддержке, участие в конкурсах.
Постановление
731
31 декабря 2008 года
03 апреля 2009 года
Поделиться