Ядринский муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Етĕрне муниципаллă округĕ

Об утверждении муниципальной программы развития профильного обучения в общеобразовательных учреждениях Ядринского района на 2012-2014 годы

В соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года №3266-I «Об образовании», Законом Чувашской Республики от 4 июня 2007 года №8 «О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года», Указом Президента Чувашской Республики от 21 марта 2008 года №25 «О стратегии развития образования в Чувашской Республике до 2040 года», приказом Минобразования Российской Федерации от 18 июля 2002 года №2783 «Об утверждении Концепции профильного образования на старшей ступени общего образования», приказом Минобразования Чувашской Республики от 05 декабря 2011 года №2410 «Об организации пилотных площадок по апробации моделей функционирования профильных инженерно-технических классов» Ядринская районная администрация Чувашской Республики п о с т а н о в л я е т: Утвердить муниципальную программу профильного обучения в общеобразовательных учреждениях Ядринского района на 2012-2014 годы (приложение №1). Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы – начальника отдела образования и социальной политики Филимонова А.А. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования. Глава Ядринской районной администрации В.Н.Кузьмин Приложение №1 к постановлению Ядринской районной администрации Чувашской Республики от 22.06.2012 г. № 469 Муниципальная программа профильного обучения в общеобразовательных учреждениях Ядринского района на 2012-2014 годы Паспорт Программы Наименование Программы Муниципальная программа профильного обучения общеобразовательных учреждений Ядринского района на 2012-2014 годы Основание для разработки Программы «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования Министерства образования Российской Федерации», утвержденная приказом Министерством образования и науки Российской Федерации №2783 от 18июня 2002 года. Муниципальный заказчик Программы Отдел образования и социальной политики Ядринской районной администрации Чувашской Республики Цель Программы Создание единого педагогического пространства, обеспечивающего полноценные условия для саморазвития, самореализации и самоопределения личности (обучающихся, родителей). Задачи Программы - обеспечение углубленного изучения отдельных общеобразовательных предметов; - расширение возможностей выстраивания учеником собственной, индивидуальной образовательной траектории; - осуществление осознанного, ответственного, успешного выбора учеником профиля обучения, в том числе по инженерному профилю - создание условий для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами, способностями и жизненными планами в полной мере; - осуществление психолого-педагогической поддержки личности старшеклассника и его семьи в ходе профилизации; - обеспечение преемственности общего и профессионального образования Срок реализации Программы 2012-2014 годы Перечень основных мероприятий Программы I. Подготовительный этап 2012 год - принятие решения, создание и запуск системы управления проектом; - подготовка ресурсов; - формирование целевых групп. II. Основной этап – этап работы целевых групп 2012-2013 годы - создание системы сетевого взаимодействия образовательных учреждений; - проведение мониторинга по целевым направлениям III. Итоговый этап – 2014 год - экспертно-диагностическая оценка Программы Исполнители Программы Отдел образования и социальной политики Ядринской районной администрации, общеобразовательные учреждения Ядринского района Чувашской Республики Объем и источники финансирования Программы Ожидаемые результаты реализации Программы - 2012-2014 годы – в пределах средств бюджетных ассигнований, предусмотренных на развитие образования ; -расширение образовательных возможностей учащихся, учителей, родителей; -рациональное и эффективное использование имеющихся ресурсов (кадровых, финансовых, материальных, информационных и т.д.); -создание единого культурно-образовательного пространства; -рациональная система управления качеством образования в районе; -позитивное изменение качества образования, обновление содержания образования; -расширение спектра дополнительных образовательных услуг; - становление лидирующей позиции СОШ №3 в районной и городской системе образования, что подтверждается статусом ресурсного центра, ведущего экспериментальную деятельность по проблеме профильного обучения; -повышение мотивации учащихся к естественнонаучному образованию, формирование интереса выпускников школы к продолжению образования по инженерному профилю Система контроля за исполнением Программы Отчет об исполнении контроль за реализацией Программы осуществляется отделом образования и социальной политики Ядринской районной администрации Чувашской Республики Ежегодно к 1 августа администрация общеобразовательных учреждений представляет отчет о проделанной работе в отдел образования и социальной политики I.Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом Сложившаяся обстановка в системе образования района показывает, что отдельные процессы модернизации активно реализуются в жизнь: это реструктуризация сети школ, введение единого государственного экзамена, информатизация и компьютеризация ОУ, программа «Школьный автобус». В районе в 2011-2012 учебном году работают 10 средних, 8 основных общеобразовательных школ. Функционируют 11 дошкольных учреждений, учреждения дополнительного образования: муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Ядринский районный Дом детского творчества», муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Ядринская детская школа искусств им. А.В.Асламаса», муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско –юношеская спортивная школа физкультурно-спортивный комплекс «Присурье» Ядринского района. Приоритетным направлением преобразований в районе стали: введение нормативно-бюджетного финансирования, перевод образовательных учреждений на финансовую самостоятельность, реструктуризация сети школ, профильное обучение. Согласно программе реструктуризации сети общеобразовательных учреждений Ядринского района с 2002 по 2012 год закрыто 12 ООШ, 3 СОШ имеют статус основной общеобразовательной школы, 2 ООШ являются структурными подразделениями средних общеобразовательных школ. Согласно приложению №1 Распоряжения Кабинета Министров Чувашской Республики № 451-р от 25.11.2004 г.(в ред. Распоряжений Кабинета Министров ЧР от 23.10.2006 №282-р, от 03.09.2007 № 255-р) и в целях реализации муниципальной программы реструктуризации сети общеобразовательных учреждений утвержден перечень базовых средних школ: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1» г.Ядрин Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» г.Ядрин Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» г.Ядрин Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Большечурашевская средняя общеобразовательная школа» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Верхнеачакская средняя общеобразовательная школа» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Советская средняя общеобразовательная школа» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Малокарачкинская основная общеобразовательная школа» Общеобразовательные учреждения укомплектованы высококвалифицированными педагогическими кадрами. 86,7 процента учителей аттестованы на квалификационные категории (2010 г – 84,1%), 19,3 процента учителей имеют высшую квалификационную категорию (по республике – 18 %). В общеобразовательных учреждениях работают педагоги, награжденные государственными и отраслевыми наградами: «Заслуженный учитель Чувашской Республики» – 11, нагрудный знак «Почетный работник общего образования Российской Федерации» - 32, почетное звание "Почетный работник общего образования РФ"- 5, Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации – 35, отличники народного просвещения-8. В соответствии с Концепцией модернизации образования деятельность муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений района (далее МБОУ) направлена на обеспечение современного качества школьного образования. Образование как развивающая система решает множество проблем, касающихся разработки нового содержания образования, форм и методов организации образовательного процесса, поэтому отличительной чертой его стал поисковый инновационный характер. Сформирована научно – ориентированная практика образования в районе – экспериментальные площадки, которые концентрируют результаты экспериментальной и инновационной деятельности в образовательных учреждениях. В республиканском эксперименте по индивидуализации образования с 1 сентября 2009 года участвуют 4 общеобразовательных учреждения: 1.Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1» г.Ядрин 2.Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» г.Ядрин 3.Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Большечурашевская средняя общеобразовательная школа» 4.Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Верхнеачакская средняя общеобразовательная школа» Число учащихся, охваченных предпрофильным и профильным обучением, составляет 100%. Профильная подготовка учащихся старшей ступени ведется по следующим направлениям: социально-гуманитарное, химико-биологическое, социально-экономическое, физико-математическое, физико-химическое, биолого-химическое, информационно-технологическое, гуманитарное, агротехнологическое, естественно-научное. В ОУ уделяется серьезное внимание обучению иностранным языкам. При этом эффективно решается одна из стратегических задач модернизации образования – раннее (со 2 класса) обучение иностранному языку. 2996 учащихся изучают иностранный язык со 2 –ого класса. В рамках реализации Приоритетного национального проекта «Образование» и «Комплексного проекта модернизации образования» ОУ получили оборудование для кабинетов: географии, химии, русского языка, математики, биологии, физики, литературы, ОБЖ, поступила учебно-методическая и справочная литература. Одним из основных направлений развития системы образования является информатизация, внедрение в общеобразовательный процесс новых информационных технологий. В рамках реализации Приоритетного национального проекта «Образование», Комплексного проекта модернизации образования, комплекса мер по модернизации общего образования в районе за последние годы увеличилось оснащение ОУ компьютерным оборудованием и системным программным обеспечением. В настоящее время ОУ района оснащены 531 современным компьютером. На 5,1 обучающихся приходится один компьютер. В районе за последние годы сложилась определенная система работы с одаренными детьми, стабильно или увеличивается количество выпускников, награжденных золотой и серебряной медалями ( 2011 год- 34 медали; 2012год - 36 медалей). Учреждена стипендия главы Ядринской районной администрации, которая ежегодно вручается 10 лучшим учащимся, а также стипендия депутата Госсовета ЧР Н.В.Малова для 10 одаренных учащихся. Важным направлением модернизации образования является введение профильного обучения в 10-11 классах. Реализация данной задачи способствует дифференциации обучения, индивидуализации учебного процесса, активному использованию новых информационных технологий учителями и учащимися, формированию у учащихся стремления к самообразованию, осознанному выбору учащимися профиля обучения, повышению профессионального уровня педагогов. В образовательных учреждениях района разработаны и утверждены мероприятия по организации предпрофильной подготовки, оказывается помощь по выбору профессий учащимися. ОУ активно работают с центром занятости населения по вопросам профессионального самоопределения и профориентации. В программе модернизации российской экономики особое внимание уделяется развитию и внедрению инноваций, в первую очередь, в сфере техники и технологий. Для реализации этой задачи необходимы люди, обладающие соответствующими компетенциями, как в сфере инженерной деятельности, так и в сфере предпринимательства. Решение проблем качества инженерно-технического образования и подготовки инновационных научно-педагогических кадров относится к числу приоритетов государственной политики. Современной промышленности нужны инженерно-технические специалисты, обладающие особыми компетенциями - гибкостью, мобильностью, умением успешно работать в командах переменного состава и многими другими, востребованными в стремительно и непредсказуемо изменяющихся условиях глобализирующегося мира. Инновации в технике и технологиях в настоящее время формируются на междисциплинарной основе в результате передачи знаний из одной области в другую. Распределение и комбинация фундаментальных и прикладных знаний, их использование «неожиданным образом» в практических целях становятся главной задачей инженера в его инновационной деятельности. В этой связи все активнее применяются проблемно-ориентированные методы и проектно-организованные технологии обучения. Необходимо новое качество подготовки будущего инженера, обеспечивающего комплекс компетенций, который включает фундаментальные и прикладные знания, умения анализировать и решать проблемы с использованием междисциплинарного подхода, владение методами проектного менеджмента, готовность к коммуникациям и командной работе. Задачи: - Подготовка нового поколения будущих инженеров – предпринимателей, осознающих особость инженерного цеха, к которому они принадлежат, и вкладывающихся в его переоформление в современных условиях непрерывного образования; - Возвращение представлений о предназначении инженерной деятельности как деятельности, связанной с социальной пользой, работой на общественное благо, реализующейся в больших и значимых социальных проектах. Состояние демографической обстановки в районе влияет на численность обучающихся, отмечается ежегодное сокращение контингента обучающихся. За четыре последних учебных года в целом по городу количество учащихся уменьшилось на учеников. Средняя наполняемость классов в городе – 24,59 учеников, по селу- 13,47. Вывод: В связи с этим профильное обучение ведется по модели сетевого взаимодействия образовательных учреждений района. II. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы. Главной целью Программы является создание единого педагогического пространства, обеспечивающего полноценные условия для саморазвития и самореализации личности, всех участников учебно-воспитательного процесса (учителей, обучающихся, родителей). Программа рассчитана на 2012-2014 годы и предлагает решение следующих задач: - обеспечение углубленного изучения отдельных общеобразовательных предметов; - расширение возможностей выстраивания учеником собственной индивидуальной образовательной траектории; - осуществление осознанного, ответственного, успешного выбора учеником профиля обучения, в том числе инженерного направления - создание условий для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами, способностями и жизненными планами в полной мере; - осуществление психолого-педагогической поддержки личности старшеклассников и его семьи в ходе профилизации обучения; - обеспечение преемственности общего и профессионального образования. III. Система программных мероприятий. Программа включает следующие мероприятия по модели сетевого взаимодействия образовательных учреждений района в целях реализации профильного обучения на старшей ступени общего образования: -создание рабочей группы по апробации моделей функционирования профильных инженерно- технических классов в образовательных школах; - формирование профильных классов, в т.ч. по инженерно-техническому профилю; - проектирование образовательной модели инженерно-технического профиля - создание нормативно-правовой базы; - разработка содержания профильного образования - ресурсное обеспечение; - мониторинг результативности профильного обучения. Мероприятия по реализации муниципальной Программы профильного обучения ОУ на 2012-2014 годы № п/п Мероприятия Сроки исполнения Исполнители Ресурсы 1 Изучение нормативных документов об организации профильного обучения в образовательных учреждениях и открытию инженерно-технического класса Внесение изменений в устав ОУ в связи с открытием инженерно-технического класса Определение профилей в ОУ к началу учебного года Определить оптимальную модель организации образовательного процесса, обеспечивающую организацию урочной и внеурочной деятельности обучающихся в целях реализации республиканского проекта Разработать план методической работы СОШ №3 г.Ядрин, обеспечивающий реализацию республиканского проекта по инженерно-техническому классу Формирование элективных курсов инженерной направленности в предпрофильных 9-х классах(по физике, математике, информатике, геометрии, инженерной графике и др.) март-май, август 2012 г. Отдел образования, Руководители школ СОШ №3 г.Ядрин 2 Анализ возможностей 8 образовательных учреждений, участников эксперимента, по комплектованию и открытию инженерного класса. Комплектование инженерно-технического класса обучающимися, Прием документов май, июнь, июль 2012 г. Рабочая группа и руководители школ Отдел образования, ОУ, Администрация СОШ №3 г.Ядрин 3 Анализ образовательных потребностей учащихся 9-11 классов образовательных учреждений (анкетирование) 1 квартал 2012 г. Руководители школ и рабочая группа 4 Создание рабочей группы по открытию инженерного класса Проведение организационных совещаний Назначение заместителя директора, ответственного за работу инженерного класса (расписание, учет посещаемости и др.) Приобретение учебников, составление рабочих программ по профильным предметам, в т.ч. в инженерном классе май, июнь, август 2012 г. отдел образования СОШ №3 г.Ядрин Руководители школ в пределах средств бюджетных ассигнований, предусмотренных на развитие образования в пределах средств бюджетных ассигнований, предусмотренных на развитие образования 5 Проведение Дней открытых дверей в СОШ №3 г.Ядрин для учащихся инженерно-технического класса май – июль 2009 г. СОШ №3 г.Ядрин г.Ядрин, рук-ли ОУ 6 Создание банка данных по учителям, работающим в профильных классах, в т.ч. инженерно-техническом, и преподающих элективные курсы сентябрь-октябрь 2012г. отдел образования 7 Разработка формы «портфолио» для учащихся и учителей Формирование кружков технической, инженерно-технической направленности во внеурочное время с привлечением специалистов среднего и высшего профессионального образования июнь 2012 г. август, сентябрь Рабочая группа ОУ, ДДТ 8 Согласование и утверждение учебного плана инженерно-технического класса Заключение договоров с ВУЗами, агротехнологическим техникумом г.Ядрин о совместной реализации образовательных программ в инженерно-техническом классе, проведении практических занятий по инженерному профилю Работа по целевому приему учащихся в учреждения высшего профессионального образования после окончания инженерно-технического класса июнь- август 2012г. 2014г. СОШ №3 г.Ядрин ОУ Отдел образования 9 Разработка индивидуальных учебных планов и расписания уроков сентябрь 2012 г. Администрация СОШ №3 г.Ядрин 10 Анализ результатов работы инженерного класса Мониторинг эффективности профильного обучения по данному направлению 1,П полугодие 2013 г. Отдел образования, координационный Совет 11 Повышение квалификации руководителей и учителей по вопросам предпрофильного и профильного обучения, в т.ч. по инженерному направлению 2012 г. 2013 г. 2014 г. Руководители ОУ в пределах средств бюджетных ассигнований, предусмотренных на развитие образования 12 Экспертно – диагностическая оценка Программы профильного обучения 2012 г. 2013 г. 2014 г. отдел образования, центр мониторинга, образовательные учреждения Приобретение оборудования для профильного инженерно-технического класса и своевременная постановка на баланс полученных комплектов, подготовка извещений и оформленных актов приемки-передачи в течение 15 дней со дня получения. Представление документов в Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики 2012г. Отдел образования, СОШ №3 г.Ядрин в пределах средств бюджетных ассигнований, предусмотренных на развитие образования VI. Ожидаемые результаты от реализации Программы: Предполагается, что полное и своевременное выполнение мероприятий Программы будет способствовать: расширению образовательных возможностей для всех учащихся образовательного процесса рациональному и эффективному использованию имеющихся ресурсов (кадровых, финансовых, материальных, информационных и т.д.); совершенствование механизма управления ОУ, форм и способов кадрового, финансово-материального, научно-методического обеспечения жизнедеятельности образовательных учреждений; созданию единого культурно-образовательного пространства в районе; обеспечению рациональной системой управления качеством образования в городе; позитивному изменению качества образования, обновлению содержания образования; расширению спектра дополнительных образовательных услуг VII. Организация управления и контроля за ходом реализации Программы Ежегодно к 1 августа администрации ОУ представляют отчет о проделанной работе в отдел образования и социальной политики Ядринской районной администрации Контроль за реализацией Программы осуществляет отдел образования и социальной политики Ядринской районной администрации ПОКАЗАТЕЛИ эффективности реализации программных мероприятий Показатели 2012 2013 2014 - увеличение охвата учащихся 9 -11 классов предпрофильной подготовкой и профильным обучением, в %; в т.ч. по инженерно-техническому профилю 100 10 100 11 100 12 стабильный охват детей старшей ступени сетевыми формами предпрофильного и прпрофильного обучения 100 100 100 увеличение охвата детей дополнительным образованием 95 95,1 95,5 рост объема стимулирующих надбавок сетевым учителям в общем фонде оплаты труда педагогов, в % 5 10 15 увеличение количества призеров республиканских и российских предметных олимпиад, чел. 6 8 10 численность обучающихся в расчете на один персональный компьютер, чел. 6,1 5,3 5 удельный вес педагогических работников, владеющих информационно-коммуникационными технологиями 95 98 100 удельный вес педагогических работников, применяющих инновационные образовательные технологии в практике, в % 65 75 81
Постановление
469
22 июня 2012 года
10 июля 2012 года
Поделиться