Ядринский муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Етĕрне муниципаллă округĕ

О районной целевой программе «Развитие сельского хозяйства Ядринского района на 2012 год»

В целях развития сельского хозяйства в Ядринском районе Чувашской Республики инфраструктуры, Ядринская районная администрация Чувашской Республики п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить прилагаемую районную целевую программу «Развитие сельского хозяйства Ядринского района на 2012 год» (далее - Программа). 2. Финансовому отделу Ядринской районной администрации Чувашской Республики предусмотреть средства в Ядринском районном бюджете и бюджетах городского и сельских поселений Ядринского района Чувашской Республики. 3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на отдел сельского хозяйства Ядринской районной администрации. Глава Ядринской районной администрации В.Н.Кузьмин Утверждена постановлением Ядринской районной администрацией Чувашской Республики №527 от 11.07.2012 Программа развития сельского хозяйства Ядринского района на 2012 год СОДЕРЖАНИЕ Паспорт Программы 3 Введение 5 1. Предпосылки разработки программных мероприятий 6 2. Цели, Программы и прогноз развития сельского хозяйства на 2012 год 7 3. Создание общих условий функционирования сельского хозяйства 8 4. Развитие подотраслей сельского хозяйства 8 5. Стимулирование малых форм хозяйствования 10 6. Снижение рисков в сельском хозяйстве 10 7. Ожидаемые результаты 11 ПАСПОРТ районной программы «Развитие сельского хозяйства в Ядринском районе Чувашской Республики на 2012 год» Наименование Программы «Развитие сельского хозяйства Ядринского района Чувашской Республики на 2012 год» Основание для разработки Про-граммы Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства»; Закон Чувашской Республики «О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 го-да»; Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года №446 «О Государственной программе разви-тия сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохо-зяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» Заказчик Про-граммы Ядринская районная администрация Основной раз-работчик Про-граммы Отдел сельского хозяйства Ядринской районной администра-ции Цели Програм-мы Формирование эффективного высокотехнологичного и конку-рентоспособного агропромышленного производства для улуч-шения продовольственного обеспечения населения с актив-ным продвижением товаров и сельскохозяйственного сырья , произведенного в Ядринском районе Чувашской Республики (далее – Ядринский район) на республиканские и межрегио-нальные рынки Задачи Про-граммы Эффективная реализация направлений приоритетного нацио-нального проекта «Развитие АПК»; повышение эффективности ведения сельскохозяйственного производства; Проведение последовательной политики в рациональном ис-пользовании земель сельскохозяйственного назначения; Внедрение инновационных, энергосберегающих и ресурсосбе-регающих технологий; Формирование благоприятного инвестиционного климата, при-влечение инвестиций в агропромышленный комплекс; Укрупнение сельскохозяйственных организаций , позволяю-щее осуществлять эффективное сельскохозяйственное произ-водство , развитие интеграции, обеспечивающей минимизацию посредников; Повышение мотивации в закреплении квалифицированных кадров на селе; Повышение престижности проживания на селе. Сроки реали-зации Програм-мы Срок реализации Программы - 2012 год Перечень раз-делов Про-граммы 1.Предпосылки разработки программных мероприятий 2.Цели Программы и прогноз развития сельского хозяйства на 2012 год 3.Устойчивое развитие сельских территорий 4. Развитие подотраслей сельского хозяйства 5. Стимулирование малых форм хозяйствования 6. Снижение рисков в сельском хозяйстве 7. Ожидаемые результаты Исполнители основных меро-приятий Ядринская районная администрация Сельскохозяйственные предприятия*, крестьянско-фермерские хозяйства *, личные подсобные хозяйства населения * и сель-скохозяйственные потребительские кооперативы* Ядринского района Объемы и ис-точники финан-сирования Про-граммы Суммарный объем финансирования Программы в 2012 г. (в действующих ценах 2011 г) составляет 137,58.млн. рублей, из них: средства Ядринского районного бюджета - 227,3 тысяч рублей средства республиканского бюджета Чувашской Республики - предусматривается 25,01 млн. рублей средства федерального бюджета - предусматривается 47,43 млн. рублей. средства других внебюджетных источников - предусматрива-ется 63,64 млн. рублей Ожидаемые ко-нечные резуль-таты реализа-ции Программы Индекс физического объема валовой продукции сельского хо-зяйства увеличится на 16,3%, уровень заработной платы уве-личится 2 раза. Примечание: * -по согласованию Ведение. Районная программа «Развитие сельского хозяйства в Ядринском районе Чувашской Республи-ки на 2012 год» разработана в соответствии с Государственной программой развития сельско-го хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольст-вия на 2008-2012 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. №446, и Законом Чувашской Республики «О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года». Программа определяет цели , задачи и основные направления развития сельского хозяйства в Ядринском районе, финансовое обеспечение товаропроизводителей и механизмы реализа-ции предусматриваемых мероприятий .Рост продукции сельского хозяйства будет обеспечен за счет роста объемов производства в животноводстве на основе создания новой технологической базы , использования современного технологического оборудования для модернизации живот-новодческих ферм , а также за счет наращивания генетического потенциала продуктивности животноводства и создания соответствующей кормовой базы. 1. Предпосылки разработки программных мероприятий В аграрном секторе экономики района в результате его реформирования сложилась многоук-ладная структура, которая характеризуется наличием сельскохозяйственных организаций, кре-стьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств населения. В настоящее время в аграрном секторе функционируют 120 крестьянских (фермерских) хозяйств, 10822 личных подворий, 20 сельскохозяйственных кооперативов, 6 обществ с ограниченной ответственно-стью, 2 коллективных хозяйства, 1 закрытое акционерное общество и одно открытое акционер-ное общество. Сельскохозяйственные предприятия района занимают 42532 гектаров сельхозу-годий, в том числе 36331 гектаров пашни, из них 15000 гектаров занимают зерновые культуры, 16500 гектаров кормовые культуры, что составляет 45% от пашни. В районе, как и в целом по Республике проводится большая работа по увеличению производст-ва высококачественной сельскохозяйственной продукции, отвечающей требованиям потреби-теля. В этих целях предоставляются льготные кредиты, как крупным товаропроизводителям, так и занятым на личном подворье. За время действия национального проекта «Развитие АПК» в районе на развитие личного подворья выдано кредитов на сумму более 174 млн. рублей. Кредитами воспользовались около 1100 хозяйств. Выдача кредитов продолжается. На личном подворье кредитные ресурсы в основном направляются на строительство животноводческих помещений, приобретения оборудования, малогабаритной техники и племенного скота. Ведутся работы по обновлению основных фондов и в сельскохозяйственных предприятиях. По-лученные долгосрочные льготные кредитные ресурсы на сумму более 27 млн. рублей предпри-ятиями ЗАО «Колос», колхоз «Пучах», СХПК «Трудовик», СХПК «Заветы Ильича» направлены на реконструкцию животноводческих помещений, приобретения оборудования и племенного скота. Для более доступного для малых форм хозяйствования и личных подсобных хозяйств кредит-ных ресурсов в районе открыт дополнительный офис ОАО «Россельхозбанк». Вторым немало-важным мероприятием в стимулировании развития малых форм хозяйствования является соз-дание в районе сети заготовительных и снабженческо-сбытовых структур, развитие кредитной кооперации. В рамках реализации национального проекта «Развитие АПК» в районе созданы 16 сельских потребительских кооперативов, из них 4 кредитных кооператива, 2 заготовительно- снабженческих , 3 кооператива по переработке сельхозпродукции и 7 кооператива по обслужи-ванию. Кооперативы призваны оказывать помощь в реализации продукции, произведенной в личном подворье граждан. Так как в личном подворье производится 65 процентов продукция животноводства, картофеля и овощей 90 %. Второе основное направление – ускоренное разви-тие животноводства. В этом направлении проделана определенная работа, отрасль свиновод-ства во многих хозяйствах переведено на новую технологию выращивания, в связи с чем в сельскохозяйственных предприятиях численность свиней увеличилась до 6328 голов. По про-изводству молока достигли увеличения за счет продуктивности коров. В 2006 году средний удой от 1 коровы составляет 4233 кг. За 2007 год этот показатель ожидается еще выше . Реконст-рукция и модернизация животноводческих помещений продолжается. Параллельно с обновлением оборудования и реконструкции животноводческих помещений необходимо обновление парка сельскохозяйственной техники, так как парк сельскохозяйствен-ных машин изношен до 70 процентов. Хозяйства в настоящее время закупают технику по об-работке и подготовке почвы по новой технологии, в том числе и энергонасыщенные трактора. Проблему технической насыщенности сельхозпредприятия в основном решают через агроли-зинг. Вопрос обеспеченности предприятий современной техникой все еще остается открытой. Сельхозтоваропроизводители активно работают по внедрению энергосберегающей технологии, как в животноводстве, так и в растениеводстве. В целях увеличения эффективности животно-водства все больше возделываются бобовые культуры, что позволяет сбалансировать корма растительным белком. Применяются семена и посадочный материал высоких репродукций. В целях закрепления специалистов на селе планируется предоставление льготных кредитов и субсидий при строительстве жилья и надворных построек, увеличение заработной платы как специалистам, так и всем занятым в сельскохозяйственном производстве. Основными причинами относительно медленного развития отрасли сельского хозяйства в районе являются низкие темпы технологической модернизации отрасли , обновление основных производственных фондов . Также существенное влияние на развитие сельского хозяйства оказывает нестабильность рынка сельскохозяйственной продукции, недостаточный приток ча-стных инвестиций на развитие отрасли, дефицит квалифицированных кадров , вызванный низ-ким уровнем и качеством жизни в сельской местности. 2. Цели Программы и прогноз развития сельского хозяйства на 2012 год. Целями Программы на этот период являются: Устойчивое развитие сельских территорий ,повышение занятости и уровня жизни сельского на-селения; Сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земель-ных и других природных ресурсов. Для достижения этих целей необходимо решение основных задач: Создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий и обеспечение улуч-шение жилищных условий молодым специалистам на селе (увеличение ввода и приобрете-ния жилья в 3 раза по отношению к 2006 году); Улучшение кадрового и информационного обеспечения отрасли; Улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства путем сохранения и под-держания почвенного плодородия; Обеспечение ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства , прежде всего животноводства на основе доведения удельного веса племенного скота в общем обьеме поголовья сельскохозяйственных животных до 42 процентов , а также на основе доведения удельного веса площади , засеваемой элитными семенами в общей площади посева до 22 процентов; Повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства за счет мер по расширению доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным ресурсам на льготных условиях и повышения удельного веса застрахованных площадей посевов в общей площади до 31 процен-та. В результате реализации Программы базовые показатели социально-экономического разви-тия сельского хозяйства должны улучшиться. Производство продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств стабилизируется и должно вырасти до 2013 года на 12% . Положительное влияние на рост объемов производства продукции сельского хозяйства окажет увеличение инвестиций . В 2012 году рост инвестиций в сельское хозяйство должен продолжиться. В первые годы реализации Программы обеспеченность сельскохозяйственных товаропроизво-дителей некоторыми видами техники будет снижаться за счет опережающего выбытия уста-ревшей техники . В сельскохозяйственные предприятия будет поступать более энергонасы-щенная и ресурсосберегающая техника . Основными условиями достижения прогнозируемых темпов роста социально-экономического развития сельского хозяйства на 2012 год являются: Развитие кормовой базы на основе производства культур, обеспечивающих кормопроизводст-во белком т.е. увеличения площадей кормовых бобовых культур ; Ускоренный переход к использованию новых высокопроизводительных и ресурсосберегающих технологий; Создание условий сельскохозяйственным товаропроизводителям для инвестирования в мо-дернизацию и техническое перевооружение производства. Вместе с тем наращиванию прогнозируемых темпов роста социально-экономического развития сельского хозяйства до 2012 года могут помешать риски , сложившиеся под воздействием нега-тивных факторов и имеющихся в аграрном секторе социально-экономических проблем. К основным рискам относятся следующие: Природно-климатические риски, обусловленные тем, что сельское хозяйство относится к от-расли , в значительной степени зависящим от погодно-климатических условий, а также тем, что колебания погодных условий оказывают серьезное влияние на урожайность сельскохозяйст-венных культур, объемы их производства и на обеспеченность животноводства кормовыми ре-сурсами. Экономические риски, обусловленные ухудшением цен на сельскохозяйственную продукцию, снижение инвестиционной активности . В результате этого может снизиться реальные доходы сельского населения , что обусловлено нехваткой квалифицированных кадров на селе и уси-ление социальной непривлекательности села. 3. Создание общих условий функционирования сельского хозяйства Устойчивое развитие сельских территорий Одним из направлений устойчивого развития сельских территорий является повышение уровня жизни сельского населения, которое включает в себя : - Мероприятия по повышению уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских населенных пунктов. Целью осуществления мероприятий по развитию социальной инфраструктуры села является повышение уровня и качества жизни сельского населения, а также создание условий для улучшения социально-демографической ситуации в сельской местности. - Развитие инфраструктуры на основе рационального использования территории, муниципаль-ной собственности и природных ресурсов, строительства, коммуникаций, жилищно-коммунального хозяйств. Мероприятия данного направления являются основополагающими для повышения благосос-тояния населения Ядринского района. - Активное жилищное строительство, в том числе с использованием механизма ипотечного кредитования, дорожное строительство, участие в реформировании жилищно - коммунального хозяйства с одновременной реализацией механизма предоставления субсидий, проведение экологических мероприятий. - Обеспечение разработки и принятие нормативных правовых актов в соответствии Градо-строительным кодексом Российской Федерации. Реализация мероприятий по развитию социальной и инженерной инфраструктуры села осуще-ствляется в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 го-да», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года №858. Финансирование мероприятий по развитию социальной и инженерной инфраструктуры села будет осуществляться на основе принципа софинансирования за счет средств федерального бюджета , бюджетов республиканского и местного и внебюджетных источников. Мероприятия по развитию жилищного строительства в сельской местности и обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов будет осуществляться также с использованием механизма ипотечного кредитования. Создание государственного информационно-консультационного обеспечения в сфере сель-ского хозяйства. Создание информационно-консультационных центров вызвано потребностью сельскохозяйст-венных организаций, КФХ и личных подсобных хозяйств в консультационных услугах по управ-лению хозяйством, маркетингу, финансам и кредитованию, а также по технологиям производст-ва продукции , кормления сельскохозяйственных животных. Одним из условий функционирования информационно-консультационной службы является обеспечение обратной связи с сельскохозяйственными товаропроизводителями, органами ме-стного самоуправления, органами управления АПК, разработчиками научно-технической про-дукции, поставщиками материально-технических средств, иными субъектами АПК. Создание системы государственного информационно-консультационного обеспечения позво-лит создать систему получения и передачи сельскохозяйственных знаний и информации, не-обходимых для ведения производства и увеличения уровня доходов в сельской местности. 4.Развитие подотраслей сельского хозяйства Растениеводство. Для эффективного функционирования сельского хозяйства необходимо осуществлять меро-приятия по поддержке почвенного плодородия и рационального использования земель сель-скохозяйственного назначения. Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач; систематическое воспроизводство и повышение природного плодородия почв земель сельско-хозяйственного назначения ; внесение минеральных удобрений; сохранение и поддержание агроландшафтов в системе сельскохозяйственного производства , охрана сельскохозяйственных угодий от водной и ветровой эрозии. В рамках реализации Программы планируется ежегодно проводить мероприятия по повыше-нию плодородия почв на площади более 2 тыс. гектаров, минеральные удобрения приобре-тать и внести более 2,5 тысяч тонн и довести внесение минеральных удобрений до 30 кг дей-ствующего вещества на гектар сельскохозяйственной культуры. Ежегодно сельхозтоваропроизводители будут проводить сортосмену и сортообновление рай-онированных сортов семян сельхозкультур. На выделенных семенных участках проводить ком-плекс агротехнических и селекционно-семеноводческих мероприятий. Ежегодно проводят сев яровых и озимых культур только кондиционными семенами не ниже 3 репродукции. Для воспроизводства семенного материала высшей репродукции площадь, засеваемая элитными семенами , должна составить к 2012 году не менее 15 % общей площади посевов, что обеспе-чит внедрение новых сортов, адаптированных к природно-климатическим условиям. За последнее десятилетие производство хмеля сокращается. В целях приостановки спада и увеличения производства хмеля на основе дальнейшей интенсификации отрасли , увеличения доли хмелеплантаций с высоким содержанием альфа-кислот , снижение себестоимости произ-водства Программой предусматривается: восстановление производства и расширение площадей высокоурожайных сортов, создание и внедрение в производство современных эффективных технологий. Фитосанитарное состояние полей ежегодно обследуются на площади 4500 гектаров В сель-хозпредприятиях каждый сезон будут проводить химическую прополку на площади не менее 10 тыс га, химическую защиту на площади 8 тысяч га и протравливание семян более 3 тыс .тонн .Для этого ежегодно необходимо закупать средства защиты растений на сумму более 3 млн.рублей нового поколения способные быстро разлагаться в почве и в растениях. Животноводство. Стабилизация производства продукции животноводства произойдет в основном за счет повы-шения продуктивности скота , технического перевооружения отрасли и перехода на энергосбе-регающие технологии. В связи с этим основной целью является оптимизация численности и структуры стада, создание благоприятных условий инвестиционной политики и сохранение ге-нофонда племенных животных. В целях повышения генетического потенциала животных и улучшения условий их содержания в рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК» предусматривается осуществление закупок племенного скота и современного техноло-гического оборудования путем привлечения инвестиционных кредитов на льготных условиях. Внедрение современных ресурсосберегающих технологий в молочном скотоводстве будет на-правлено на сохранение и рост поголовья дойного стада с одновременным увеличением про-дуктивности коров. Используя долгосрочные кредиты , сельхозтоваропроизводители будут проводить реконструкции и модернизации новейшим оборудованием молочно-товарные фер-мы. Свиноводство, как одну из скороспелых отраслей животноводства, предусматривается разви-вать для наращивания объемов производства мяса. Предусматривается дальнейшее внедре-ние и распространение энергосберегающих технологий содержания свиней с внедрением сухо-го типа кормления и использованием белково-витаминных концентратов. Для развития животноводства также важно и ветеринарное благополучие. В целях эффектив-ной ветеринарной защиты поголовья скота и птицы будут проводиться следующие мероприя-тия: - Проведение противоэпизоотических и ветеринарно-санитарных мероприятий ; - Осуществление полной вакцинации скота и птицы; - Осуществление контроля за качеством кормов в период заготовки. Техническая и технологическая модернизация. Высокие темпы выбытия из эксплуатации сельскохозяйственных машин и постоянный рост цен на энергоносители заставляют сельхозтоваропроизводителей переходить на современ-ные ресурсосберегающие технологии. В целях внедрения ресурсосберегающей технологии и учитывая возможности сельхозтоваропроизводителей будут закупать технику широкоза-хватную и комбинированные агрегаты. Также планируется закупить системы машин для про-изводства отдельных видов сельскохозяственных культур на основе ресурсосберегающих тех-нологий с законченным циклом. Это прежде всего , для возделывания картофеля. В условиях недостатка финансовых средств у сельхозтоваропроизводителей обновление ма-шинно-тракторного парка будет производиться за счет кредитных ресурсов и за счет республи-канского лизингового фонда. Ежегодно парк сельскохозяйственных машин будет обновляться на 4-5 % и в основном на машины многофункциональные и универсально-комбинированные. Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства Опережающие темпы роста цен материально-технические ресурсы по сравнению с ценами на сельскохозяйственную продукцию не позволяют резко увеличивать рентабельность сельскохо-зяйственного производства. Однако при этом, при проведении процедур финансового оздоров-ления удельный вес прибыльных хозяйств за последние годы несколько увеличился. Кроме того, на увеличение числа прибыльных сельскохозяйственных организаций оказало влияние более эффективное действие отдельных инструментов государственной поддержки феде-рального и республиканского уровней. В 2012 году продолжается: - Процедура реструктуризации задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей в рамках Федерального закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропро-изводителей»; - Осуществление государственной поддержки инвестиционной деятельности в соответствии с Законом Чувашской Республики от 25.05.2004 г. №8 « О государственной поддержке инвести-ционной деятельности в Чувашской Республике». На уровне района за счет средств местного бюджета объявляется конкурс на разработку и внедрение лучших проектов по развитию АПК. 5. Стимулирование развития малых форм хозяйствования. Важной составляющей мелкотоварного сектора являются крестьянские (фермерские) и лич-ные подсобные хозяйства граждан. В результате реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» увеличилась доступность льготных кредитов для граждан, ведущих личное подсобное хозяйство на приобретение сельскохозяйственной техники, строительство животноводческих помещений. Привлечение значительной суммы финансовых средств позво-лило укрепить материально-техническую базу сектора , простимулировало рост объемов про-изводства и его товарность. Для повышения роли малых форм хозяйствования в обеспечении экономического роста , заня-тости сельского населения предусматривается их дальнейшее развитие путем: - Обеспечения доступности к мерам государственной поддержки; - Активизации работы сельскохозяйственных потребительских кооперативов( перерабатываю-щих, заготовительных, снабженческих , обслуживающих и кредитных) - Создание взаимовыгодных условий сотрудничества с сельскохозяйственными организациями. 6. Снижение рисков в сельском хозяйстве. Фактором повышения устойчивости развития сельскохозяйственного производства и надежным инструментом возмещения потерь селхозтоваропроизводителей в результате объективных рисковых обстоятельств является система сельскохозяйственного страхования. В соответствии с установленным порядком государственная поддержка будет оказываться в форме субсидирования затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страхо-вых взносов по договорам страхования. Указанные субсидии будут предоставляться при про-велдении страхования рисков гибели сельскохозяйственной продукции или снижения урожая сельскохозяйственных культур в результате воздействия опасных природных явлений – засу-хи , заморозков, вымерзания, выпревания, градобития, половодья и переувлажнения почвы. Для обеспечения своевременного заключения договоров страхования урожая сельскохозяйст-венных культур организации могут привлекать для уплаты страховых взносов коммерческие кредиты на условиях субсидирования процентных ставок. Использование механизмов господдержки страхования сельскохозяйственных культур позволит увеличить удельный вес застрахованных посевных площадей в общей посевной площади до 60%. 7. Ожидаемые результаты Динамика увеличения сельскохозяйственного производства 2013 2014 2015 Объем сельскохозяйственного производства, млн. руб. (с/х пред-приятия.) 405 419 434 Темп роста, % к предыдущему го-ду в сопоставимых ценах 103,0 103,4 103,8 Зерно (в весе после доработки) 30,9 30,9 40 Картофель 35,7 36,0 36,8 Овощи 6,3 6,6 6,9 Производство мяса 7,39 7,39 7,39 Молоко 41,4 42,33 42,35 Реализация комплекса мероприятий , предусмотренных Программой , обеспечит сохранение и наращивание ресурсного потенциала, проведение целенаправленной финансовой , освоение высоких технологий , достижение объемов производства во всех категориях хозяйств к оконча-нию срока действия. Совокупность реализуемых мероприятий Программы позволит максимально мобилизовать имеющиеся ресурсы сельскохозяйственных товаропроизводителей, повысить трудовую актив-ность работников, что в свою очередь положительно скажется на росте объемов производства продукции и доходов агропромышленного комплекса и его работников.
Постановление
527
11 июля 2012 года
30 июля 2012 года
Поделиться