Ядринский муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Етĕрне муниципаллă округĕ

Не пропал без вести

Тогда под Воронежем шли ожесточенные бои. Днем и ночью атаковали немцы позиции наших войск, немецкие самолеты беспрерывно бомбили город. Кругом пахло порохом.
Однажды после такого тяжелого боя вдруг наступила тишина. Решив хоть немножко отдохнуть, наши солдаты расположились на опушке леса и мирно беседовали между собой.
Прибывшие в часть Алексей Иванов и Иван Баженов сразу же подружились и сейчас вспоминали своих близких, родной край.
- Эх, Ваня, Ваня! — старался шутить девятнадцатилетний чувашский парень Алексей. - Соседи ведь мы, соседи!
- Не так уж близко... - пробормотал Иван — Может и вправду соседи, ведь Нижний Новгород и Ядрин находятся почти что рядом...
Вдруг послышалась команда.
- Иванов, Баженов! К командиру!
Не только их, оказывается позвал к себе подполковник. Там были и другие разведчики. Как только Иванов и Баженов подошли к ним, командир сразу задал вопрос:
- Кто из вас умеет плавать?
- Я! - тут же ответил Иванов.
- Какие большие реки приходилось переплывать?
- Сура... Волга... — тихо перечислял парень из Чувашии.
Командир больше ни о чем не спрашивал, лишь сообщил, что срочно надо добраться до реки Воронеж. 33-й полк конной армии получил приказ форсировать реку и освободить город Воронеж от фашистов. Поэтому нужно проверить участок реки протяженностью примерно в два километра вдоль берега, ибо там могут быть заложены мины. Это было весной 1943 года. Недавно освободившаяся от льда вода была очень холодной, одно только прикосновение с ней в дрожь бросало. Хоть и худощав был чувашский парень, но чувствовал в себе крепкую силу. Сначала он окатил холодной водой руки, затем разделся и зашел в воду. Начал искать мины. Несмотря на то, что студеная вода обжигала все его тело, продолжал искать мины.
В тот же день, ночью полк, удачно форсировав реку Воронеж, вступил в жестокий бой с фашистами.
...Алексей Иванов был командиром взвода разведки. Его взвод защищал Москву, принимал участие в боях за освобождение Сталинграда, Смоленска, Орла, Курска и многих других городов.
Однажды разведчики получают приказ взять «языка». С этой целью разведчики без страха добрались до траншеи врага и тихо «убрали» часового. Но во время схватки Алексея ранили в ногу. Несмотря на это, он вместе со своими сражался храбро. Наши солдаты уничтожили всех немцев, лишь одного оставили в живых и забрали «языка» в плен.
В одном из тяжелых боев наши понесли большие потери. Немцы разгромили и взвод Иванова: многие из разведчиков пали смертью храбрых.
После этого и приходит страшная весть в семью Ивановых из Лапракасов Ядринского района. В ней сообщалось, что Алексей Иванович пропал без вести.
...В семье Ивановых выросли восемь детей. Из них трем старшим пришлось воевать на фронте. Миша погиб на Ленинградском фронте. Весть о том, что Алексей пропал без вести явилась очередным ударом для престарелых родителей, но они не хотели этому верить и написали письмо. Но через некоторое время они получили письмо, содержание которого повторяло содержание первого - пропал без вести. Родителям ничего не оставалось другого, как поверить, что Алексей умер. Собрав всех родственников, они помянули Алексея.
Но обстоятельства сложились по-другому. В 1944 году после долгого лечения в госпитале Алексей Иванов возвращается в родные Лапракасы. Как раз в день своего рождения! О том, как прошла встреча, можно и не писать. Алексей рассказывал, как его вытащила с поля боя незнакомая медсестра и отправила в госпиталь. Об этом ему самому тоже рассказывали другие, так как он долго лежал без памяти...
Несмотря на то, что его здоровье было еще слабым, Алексей Иванович Иванов начал работать в колхозе бригадиром. Но раны напоминали о себе. Долго ему пришлось лечиться в Цивильском госпитале. Там он познакомился с медработницей и они поженились. Он остался жить в деревне Иваново.
На разных работах трудился Алексей Иванович. До пенсии он проработал на пасеке Цивильского опытного хозяйства.



"Знамя труда" (Ядринская районная газета)
25 марта 1995
00:00
Поделиться