Ядринский муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Етĕрне муниципаллă округĕ

КТО ЕСТЬ ГЛАВА: статист событий, исполнитель приказов, управляющий территорией?

Осталось совсем немного времени до окончания 2003 года. Настала пора отчетов районной, городской и сельских администраций на территориях, встреча «лицом к лицу» с населением на сходах и конференциях граждан, принятие перспективных направлений развития территорий на будущий год. В решении, принятом на прошлом заседании районного Собрания депутатов от 26 сентября 2003 года поставлены конкретные задачи по повышению ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением района, формированию общественного мнения по восприятию адмтерриторий в роли местных сообществ, как самоорганизации граждан для самостоятельного решения вопросов местного значения, целенаправленного социально-экономического развития своих территории. Каждый житель деревни, села, города (поселения, территории) должен осознать и принять себя не просто как гражданина, способного по делу и без дела критикующего, но и умеющего, могущего созидать, желающего объединиться с другими во благо развития малой родины, поселения. Принятый в третьем чтении Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который вступит в силу с января 2006 года, потребует предельного напряжения сил в управлении территориями и со стороны районной администрации, его структурных подразделений и их руководителей. Мы начинаем забывать, что территория сельская или городская, да и районная - это не узкоспециализированная отдельная отрасль, здесь все переплетено, и нельзя считать здоровой, благополучной обстановку, когда остальные звенья, еле влачат существование. Нужен комплексный подход, прежде всего в мышлении по развитию той или иной территории, так как «красочного, финансового одеяла на всех не хватит». Можно сверху реформировать все отрасли, а население может не понять, для чего это делается, да и нужно ли это делать и стоит ли это делать сейчас, будет ли это во благо развития территорий? Апатия у населения ко всевозможным «так необходимым» реформам складывается, прежде всего, из-за отсутствия связи с ним, как прямой, так и обратной. На разъяснительную работу не обращается пока соответствующее внимание. А решение вопросов местного значения без учета мнения самих людей, проживающих на местах, не всегда приводит к положительным результатам. Начиная с 2001 года районной администрацией конкретно ставится вопрос развития территорий, приняты перспективные планы их социального развития и переустройства. С одобрением встречены они и населением. Но вопрос скудного финансирования ставит в тупик решение, многих перспективных направлений территорий. Необходимо здесь искать новые пути финансирования. Некоторые главы сельских администраций любой ценой намерены пробить брешь, финансовую или административную, в решении остроназревших проблем, действуя согласованно с депутатами районного Собрания, активом, членами ТОС, руководителя предприятий, известными земляками. Они занимаются конкретной работой по формированию местного сообщества. С другой же стороны, непонятно безразличие со стороны некоторых глав, специалистов в решении вопросов местного значения, когда бросается в глаза отсутствие объемности мышления. А она может быть не только материальной, но и соучастной, энергетически более важной, в выработке стратегической линии местного сообщества. Кто же формирует ядро сообщества на местах сейчас? Глава, как назначенный, так и избранный, депутаты, избранные от мест или же руководители предприятий и муниципальных учреждений? У кого реальная власть? Встает вопрос управляемости муниципальными образованиями. Ведь будущий статус главы сельского и городского муниципального образований, в рамках принятого нового Федерального Закона, автоматически не придаст территории статуса и управляемости ее звеньев, как излагается на бумаге. Все упирается в того, кто его взвалит на свои плечи. Равноценная ответственность и на муниципальных, республиканских и федеральных структурах, которые немыслимы без тесной связи, поддержки начинаний со стороны населения территория. Но в то же время руководство территориями сообществ должно быть как бы соединяющим звеном и не только находиться в сфере материальных понятий, но более важного - духовного, способного создать климат местного сообщества. Тогда все трудности преодолимы. За проводимыми мероприятиями на местах (ради галочки и без галочки) главам необходимо увидеть собственный статус, должностные обязанности, которые требуют безотлагательного исполнения и государственного мышления в самых простых, казалось бы, ситуациях. Вступающий с января 2006 года новый Федеральный Закон потребует подбора кадров не только в рамках новообразуемых сообществ, но и муниципальных, законом утвержденных и принятых нормами развития территорий, образовании. Мы надеемся их подобрать испокон веков сразу по принципу «свято место пусто не бывает». На практике ничто, да и никто не приходит сразу, так как деятельность органов местного самоуправления - это не клерки с папками, входящие утром в одно здание для решения узконаправленных вопросов и выходящие вечером, а в первую очередь представители местного самоуправления, которые должны быть и на местах, умеющие обобщать, анализировать и предлагать пути решения возникающих проблем. То есть, разбирающиеся во всех вопросах, универсалы и тонкие психологи в одном лице. Жизнь территории многогранна и вскоре будет ставиться вопрос: стоит ли держать на местах глав, не оправдывающих доверия людей. Нужен управляющий, менеджер не просто узконаправленный, а территории (села, деревни, поселения, куста, района - сообществ), в обязанности которого будет входить решение вопросов местного значения на вверенной ему сообществом территории. Новый Федеральный Закон «Об организации местного самоуправления в Российской Федерации» уже принят. И вопрос консолидации сообщества стоит остро. Одна из задач, поставленная в решении районного Собрания депутатов перед местными органами - это необходимость выработки конкретной основы развития территории. Отчеты на местах, уверен, реально станут основой в принятии направления социально-экономического развития территории и формирования самого сообщества поселении.


19 ноября 2003
00:00
Поделиться