Шесть школ района претендуют на премию президентов ЧР и РФ
Как уже было объявлено в средствах массовой информации, общеобразовательные учреждения в этом учебном году, активно внедряющие инновационные образовательные программы, могут претендовать на государственную поддержку. По РФ это 3 000 образовательных учреждений на сумму 1 млн. рублей каждому и 10 000 учителей no 100 000 рублей. Кроме этого, президентом Чувашской Республики также намечено отметить солидными денежными премиями 20 лучших школ - по 200 000 рублей и 30 лучших учителей образовательных учреждений по 10000 рублей. 33 школы республики, (а также 104 учителя) могут участвовать в конкурсе на соискание Премий Президента РФ. В нашем районе решили попробовать свои силы 6 школ: СОШ № 3 г. Ядрина, ЯНГ, В.Ачакская, М.Карачкинская, Б.Чурашевкая и Хочашевская основные общеобразовательные школы. У всех у них имеется Устав, соответствующая нормативно-правая база, самостоятельный баланс, лицензия, аккредитация.
17 декабря в вышеназванных учебных заведениях прошел День общественной экспертизы деятельности школ (День открытых дверей).
В экспертные группы вошли представители райадминистрации, отдела образования и молодежной политики, руководители СХПК и главы сельских администраций, общественности, депутаты райСобрания, родители, члены попечительского совета, СМИ. * * *
Ядринская национальная гимназия.
Тут нацелены на обучение и воспитание способных и одаренных сельских детей на чувашском и русском языках в особой социо-культурной среде.
Здесь работает 51 педагог, все они имеют высшее образование. 20 из них имеют высшую квалификационную категорию, 3 - ученую степень. 6 - звание Заслуженных учителей Чувашской Республики и 1 - Российской Федерации. 4 учителя награждены знаками «Отличник народного образования», 4 - «Почетный работник образования РФ» и 4 - Грамотами МО РФ.
Ядринская национальная гимназия - это уникальное учебное заведение, где оптимально организован учебно-воспитательный процесс; осуществляется личностно ориентированный подход к учащимся; каждый может выбрать себе занятие по душе в многочисленных секциях и кружках; дети учатся творить и создавать, делать свои научные открытия; сложилась удивительно доброжелательная дружелюбная доверительная атмосфера в педагогическом коллективе и во взаимоотношениях с детьми; выпускники гимназии конкурентоспособны наравне с выпускниками престижных учебных заведений Москвы и С.Петербурга.
Высок мониторинг успеваемости учащихся.
Ежегодно учащиеся гимназии занимают призовые места не только на районных олимпиадах, но и в республике. Становятся лауреатами Всероссийских конкурсов и олимпиад. Выпускники гимназии на конкурсной основе поступают в престижные столичные вузы.
Посещенные экспертной группой открытие уроки чувашского языка (преподаватель В.Н.Тимофеева), немецкого языка (преподаватель Л.Ф.Жукова) и русской литературы (преподаватель И.В.Алексеева) показали высокую квалификацию педагогов, использование ими информационно-коммуникационных технологий, доброжелательную атмосферу, активность, умение логически мыслить, делать учащимися обоснованные выводы и т. д.
Учащиеся среднего и старшего звена на уроках чувашского и немецкого языка закрепляли новую тему не только в устной и письменной речи, но быстро и оперативно выполняли тесты, разработанные учителями на компьютерах.
«Ты набрал 15 баллов из 15 возможных. Поздравляю — «5». Эта надпись на мониторе компьютера была ребятам лучшей наградой. Вместо 15 минутного письменного выполнения упражнения и ее проверки на задание при использовании компьютера ушло 5 минут.
Интересно, лирично и музыкально прошел урок литературы «Слово о полку Игореве» в русском искусстве (в живописи и музыке).
Это учителя высшей категории, чьи ученики ежегодно занимают призовые места на районных и республиканских олимпиадах, поступают в вузы республики и России, авторы научных работ, методических разработок.
Информационное пространство гимназии отвечает всем конкурсным требованиям.
Методкабинет гимназии признан лучшим в районе среди всех общеобразовательных учреждений.
Библиотека - своеобразный научно-методический центр. Кроме книг, газет и журналов она также предлагает широкий выбор аудио и видеоматериалов по всем предметам.
Спортзал гимназии также отвечает всем современным требованиям. Он открыт каждый день до 21 часа. Работают секции: карате, теннис, футбол, легкая атлетика, шахматы, физиотерапия. Работают душевые кабины.
2 раза в неделю по вторникам и четвергам гимназия предоставляет спортзал для занятия рабочей молодежи города.
Хорошо налажена в учебном заведении фандрайзинговая деятельность (попечительство).
Фоторепортаж и выставка творческих работ положительно дополняют все увиденное и услышанное. На Пресс-конференции «Почему мы претендуем на премию Президента», проведенной как подведение итогов Дня общественной экспертизы деятельности гимназии, члены экспертной группы отметили высокий шанс Ядринской национальной гимназии, а также вышеназванных учителей пройти во II-ой тур конкурса и искренне пожелали им победы.
В Большечурашевском ресурсном центре обучается 261 ученик, из них 38 отличников, 100 ударников (52 % ударники и отличники).
Из 25 педагогов 5 имеют высшую категорию. 6 первую, 4 - «Отличники просвещения», 1- «Заслуженный учитель ЧР» и один педагог был удостоен за успехи в обучении детей президентской премии в 5000 рублей.
Школа активно участвует во всех районных и республиканских мероприятиях, касающихся общеобразовательных учреждений, ежегодно занимает призовые места. Красноречиво говорят об успехах школы и достижения 2005 года. Это Кубок, России по легкоатлетическому многоборью «Шиповка юных» в Москве; II место в республиканском конкурсе «Самая спортивная школа» (16 тысяч рублей); II место в республиканском конкурсе «Самый спортивный класс», (6,5 тысяч рублей): I место в районе по итогам спартакиады; II место — в районе по призерам предметных олимпиад: I место по пришкольному участку; I место в районном конкурсе «Лучший ученик года» (Максим Рахкошкин); II место на республиканском слете «Юный лесовод» (Марина Павлова).
Здесь год от года совершенствуются формы и методы работы с одаренными детьми. Основной упор в учебно-воспитательном процессе делается на формирование культуры здоровья учащихся и родителей.
Видеофильм о школе, выставка научных работ и рефератов учащихся (В.П.Немцова), демонстрация портфолио методических разработок учителей (В.П.Немцова), выставка рукоделий (А.Г.Рахкошкина и С.Б.Иванов), а также открытые уроки Р.Софронова, В.Немцовой, Л.Дмитриевой, А.Рахкошкнна, В.Иванова показали, что ресурсный центр-школа и вышеназванные учителя действительно достойны участия в конкурсе и могут претендовать на выход во II-ой тур.
Малокарачкинская средняя общеобразовательная школа День общественной экспертизы начала с экскурсии по школе. Экспертная группа посетила группу «Теремок», выставку поделок кружка «Национальная вышивка» в библиотеке; методический кабинет и кабинет завуча (по изучению опыта работы учителей); кабинет Совета старшеклассников «Надежда»; уголок детской организации «Аранул».
Увиденное и услышанное говорило о кропотливой повседневной учебно-воспитательной работе всего педагогического коллектива.
Открытые уроки русского языка в 4 классе (учитель Р.Н.Максимова) и биологии в 6 классе (учитель И.В.Салтыкова) были проведены с использованием ИКТ и на высоком - уровне.
В школе обучается 178 учеников, 55 из них, почти 40 % посещают хореографический кружок (самая «танцующая» школа) и ежегодно занимают призовые места на районных смотрах-конкурсах. Это дисциплинирует и подтягивает учащихся в учебе, укрепляет их здоровье (самый низкий процент сколиоза среди детей по сравнению с остальными общеобразовательными учреждениями района. – Прим. автора).
Два года подряд школа (среди сельских) по результатам ЕГЭ занимает 1 место в районе - нет ни одного двоечника.
Также в этом году по результатам I четверти здесь не оказалось ни одного неуспевающего, ни одного прогульщика.
Члены экспертной группы отметили высокий статус школы в районе.
Руководитель СХПК М.Горбунов подчеркнул, что школа во всех отношениях соответствует своему назначению - культурному учебно-воспитательному центру; тесно сотрудничает с сельхозкооперативом, сельской администрацией; выразил пожелание на проведение более углубленной профориентационной работы в старших классах, направленной на обеспечение квалифицированными кадрами родное хозяйство.
Высоко оценил работу коллектива школы и родитель, рабочий СХП «Родина» Э. Емельянов.
В Верхнеачакской средней общеобразовательной школе обучаются 240 учеников, работает 28 педагогов. Из них 10 учителей имеют I-ю, 14 учителей II-ю квалификационную категорию.
В школе углубленно изучается в старших классах русский язык; проводятся элективные курсы по гуманитарному направлению; функционирует детская организация «Содружество Жемчужина».
В школе работают хореографический, музыкальный, туристический кружки, рукоделие; спортивные секции по волейболу, баскетболу, легкой атлетике, спортивные оздоровительные группы:
Ансамбль «Гармония» от районного Дома детского творчества является образцовым детским коллективом Министерства образования и науки Российской Федерации, многократным участником и лауреатом республиканских фестивалей и смотров-конкурсов, а также лауреатом международного детского фестиваля тюркских народов.
Экскурсия по школе, изучение документов (рефератов, научных работ, докладов) ознакомление с информационными ресурсами школы показали, что в школе созданы оптимальные условия для успешного учебно-воспитательного процесса.
Об этом же говорит и активное участие общеобразовательного учреждения на всех районных мероприятиях, призовые места на олимпиадах и конкурсах, спортивные достижения.
Открытый урок Е.Л.Владимировой, мастер-класса прошел на высоком уровне. При подведении итогов было отмечено, что школой проводится большая работа по внедрению инновационных технологий и она достойна участвовать в конкурсе, выйти во II-ой тур.
«Хочашевская средняя общеобразовательная школа» является муниципальным общеобразовательным учреждением, ориентированным на обучение, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных, возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других потребностей.
В школе работает 22 педагога, из них 1 имеет высшую категорию, 12 учителей - первую категорию и один - вторую. В школе созданы все условия для успешного проведения учебно-воспитательного процесса: неплохая материально-техническая база (15 компьютеров - Celeron, лазерные принтеры, ксерокс, видеокамера, музыкальный центр, фотоаппарат, школьный автобус, автомобиль ГАЗ-53 и т. д.); кабинет основ информатики и вычислительной техники, учебные мастерские, спортзал, стадион с игровыми площадками, школьный музей, опытный земельный участок, библиотека с общим фондом 14295 экземпляров.
С 2004-2005 учебного года введены элективные курсы для 9-х классов, с 2005-2006 учебного года - профильное обучение: естественно-научное (химия, биология) и социально-экономическое (экономика).
День общественной экспертизы и тут начался с экскурсии по школе. Гости приятно были удивлены своего рода зооуголком школы — разными экспонатами чучел птиц, школьным музеем, богатой «коллекцией» живых цветов в классах и коридорах и научными работами учащихся по профильному обучению.
Открытые уроки учителей Л.А. Кузьминой и В.Г.Викторова, претендующих на соискание Президентской Премии, были проведены на высоком уровне с использованием ИКТ.
Фестиваль танцев и «Веселые старты» дополнили атмосферу торжественности дня.
Круглый стол «Почему мы претендуем на победу?» завершил работу Дня экспертизы.
Члены экспертной группы, глава сельской администрации, родители, учителя, выпускники и учащиеся школы отметили высокий статус школы и что она достойна участвовать в конкурсе на соискание Премии Президента РФ.
«НАША ШКОЛА САМАЯ ХОРОШАЯ, ПОТОМУ ЧТО...»
А.ДАНИЛОВ
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 (с углубленным изучением отдельных предметов). Здесь созданы все условия для творческой работы учителей. В этом смогли убедиться участники общественной экспертизы, в составе представителей городской администрации, отдела образования и молодежной политики райадминистрации, родительского комитета школы и попечительного совета, бывшие выпускники, посетившие два открытых урока. Урок химии по теме «Электролитическая диссоциация» провела И.А.Рыжова, а урок биологии по теме «Значение моллюсков в природе и в жизни человека» представила М.И.Кольцова. Оба урока прошли интересно и познавательно с использованием компьютерных технологий, что значительно повышает интерес учащихся к учебному предмету. Подобные уроки наглядно демонстрируют, как важно учителю владеть электронными ресурсами, что, кстати, является одним из критериев для победы в конкурсе.
В ходе презентации школы участники общественной экспертизы ознакомились с учебными классами и служебными кабинетами, в том числе и с кабинетом психологической разгрузки, где психолог Е.Терентьева провела небольшой тренинг. Состоялось знакомство и со школьной библиотекой, где также имеется оборудованный читальный зал с компьютерами. Кстати, в школе задействованы два компьютерных класса. Кроме просторного спортзала в школе имеются и тренажерный зал, и стоматологический кабинет, и школьный музей, одним словом, созданы все условия для учебы детей. Поэтому в ходе «круглого стола» под названием «Наша школа самая хорошая, потому что...» учащиеся отмечали, как много времени педагоги уделяют - тому, чтобы были результаты. И как правильно было подмечено детьми, чтобы школа выиграла конкурс, нужно самим очень постараться и показать лучшие качества и в учебе, и в спорте, и во внеклассной работе. А сумму в 1 миллион рублей в случае победы на федеральном уровне есть куда направить: это и на благоустройство территории, и на ремонт кровли спортзала, и на закупку современного школьного оборудования и т. д. Вот если учителя и ученики совместно с родителями объединятся в единую команду для достижения поставленной цели, то, как знать, может быть и удастся попасть в число 33 общеобразовательных учреждений Чувашии, которые получат общефедеральный грант. Шансы для этого есть, так как СОШ № 3 г.Ядрина неоднократно участвовала на республиканских конкурсах «Школа открытий» и «Школа радости» и занимала призовые места. Думается, и третья попытка может быть удачной, только теперь на всероссийском уровне. С этим мнением члены общественной экспертизы были согласны на все 100 процентов, теперь остается пройти конкурсный отбор. В случае победы на республиканском уровне школа должна получить 200 тысяч рублей. Таким образом, будет стимулироваться творческий труд учителей и школ в 2006 году.