Ядринский муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Етĕрне муниципаллă округĕ

Лицеисты

В образовательной практике есть такое понятие «ресурсный центр». Это значит, что какое-то учебное заведение является базовым для подготовки кадров не только для конкретной местности, но и всей округи. Именно таковым считается профессиональный лицей № 25 г. Ядрина. По словам директора Владислава Мартьянова, с возложенными на него функциями учебное заведение справляется: здесь учатся юноши и девушки из Ядринского и других районов республики.

В новых условиях
Система начального профессионального образования сегодня испытывает трудности. Некоторые учебные заведения даже закрылись. Но ядринцы этой участи избежали.
- Это стало возможным благодаря эффективному использованию имеющейся материальной базы в учебном процессе, налаженным связям с районами и сельхозпредприятиями, сохранению педагогического потенциала и традиций. Но средств у профтехобразования всегда не хватает. Большим стимулом в работе явилась помощь со стороны правительства, - говорит директор.
Лицей, в числе других ресурсных центров Чувашии, в рамках программы по поддержке образовательных учреждений получил финансовую помощь от МБРР в размере 12 миллионов рублей. В соответствии с этим лицею в прошлом году было выделено три автомобиля, более 30 компьютеров и другой информационной техники и современного оборудования, мини-типография. В этом году финансирование будет продолжено. Учебное заведение получит тренажеры по обучению учащихся навыкам работы на сельскохозяйственной технике в комнатных условиях.
Разумеется, все это должно использоваться по прямому назначению. Представители МБРР уже дважды проверяли целевое использование полученной техники и оборудования. Претензий пока не было.
Начиная с 2005 года профессиональные учебные заведения содержит республиканский бюджет (а до этого финансирование было федеральным). В связи с этим В. Мартьянов заметил, что в первое время были трудности, но сейчас все наладилось. В конце года даже получили целевые деньги на нужды лицея: 250 тысяч рублей - на установку пожарной сигнализации, 2,2 миллиона рублей на ремонт нового трехэтажного учебного корпуса. А старый в ближайшее время будет передан в муниципальную собственность, как это было сделано в прошлом году с одним из двух общежитий. Словом, руководство в целях экономии средств решительно освобождается от помещений, которые в течение последних лет использовались нерационально и были только обузой для лицея. Оставшихся площадей, по словам Владислава Васильевича, вполне достаточно для учебного процесса, и они даже дают возможность увеличить при необходимости численность студентов на 50%.

«Все профессии важны»
Традиционными специальностями, которым здесь обучают, являются автомеханики и трактористы-машинисты сельскохозяйственного производства. Кроме того, из стен учебного заведения выходят строители, повара, кондитеры, портные. Одновременно за учебные столы садится 570 учащихся. Окончившие лицей получают диплом об образовании, а трактористы-машинисты - еще и удостоверение на право вождения машины плюс документ, дающий право работать слесарем-ремонтником.
Контингент учащихся по сравнению с недалеким прошлым уменьшился, но незначительно.
- Сокращение во всех сельских профессиональных лицеях и училищах произошло по многим причинам, - рассказывает В. Мартьянов. - Влияет демографическая ситуация. Техника стареет, падает производство, зарплата механизаторов зачастую неадекватна вложенному труду... Все перечисленное делает профессию тракториста и водителя на селе малопрестижной.
Не согласиться с собеседником нельзя: причина эта во многом приобретает социальную окраску силу. Хотя есть и такие сельхозтоваропроизводители, которые с каждым годом наращивают объемы производимой продукции. Вот они в первую очередь и направляют молодежь на учебу, дабы парень, получив профессию трактоиста-машиниста, вернулся затем в родные пенаты.
Обучение здесь бесплатное (бюджетное), за исключением тех, кто охвачен очно-заочной формой. Кто хочет получить профессию водителя, продавца-кассира, каменщика, учатся на специальных курсах по сокращенной, но более «уплотненной» программе.

По вузовской программе
У Ядринского лицея в последние годы сложились хорошие рабочие отношения с администрацией района. По обоюдной договоренности, например, в прошлом году на базе учебного заведения были организованы курсы повышения квалификации зоотехников, работающих в сельхозкооперативах района. Лекции специалистам хозяйств читали преподаватели Чувашской сельхозакадемии и казанских вузов. Помещением, питанием и необходимым учебным инвентарем обеспечил лицей. «Наше учебное заведение, как ресурсный центр, этим тоже должно заниматься. Для нас это честь, что существующая база позволяет проводить такие занятия. Мы можем частично обучать в наших лабораториях старшеклассников из профильных классов навыкам работы на тракторах и машинах. Ведь у нас для этого есть хорошая база с парком современной сельскохозяйственной техники и мастерскими. Словом, пусть теорию они изучают у себя, а практику проходят в лицее. Тогда подготовка у юных механизаторов была бы более профессиональная», - продолжает свой рассказ директор.
Когда автор этих строк посетил лицей, здесь занимались главные инженеры и главные агрономы АПК, а также представители крестьянско-фермерских хозяйств и личного подворья. На очереди — механизаторы.
Владислав Васильевич поведал мне, что «вынашивается» один заманчивый проект, поддержанный главой района Е. Яранским и ректором Чувашской сельхозакадемии Н. Кирилловым. Стороны изучают вопрос о наборе платной группы, которая училась бы на базе лицея методом дистанционного обучения. Прием, если идея осуществится, будет производиться на факультет заочного обучения академии по специальностям «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции», «Механизация сельского хозяйства» и «Механизация переработки сельскохозяйственной продукции». Ведь всем понятно, что сельская молодежь не всегда имеет возможность учиться в Чебоксарах. Это связано и с финансовыми затратами, и со временем, к тому же многие студенты учебу хотят совместить с работой. Да и предоставление учебных отпусков, особенно тем, кто трудится в предпринимательских структурах, проблематично.
По словам В. Мартьянова, такой опыт есть у американцев. Например, в штате Аляска, где в труднодоступных районах лицам, не имеющим возможность выезжать в центр, а также инвалидам через Интернет «дается» дистанционное обучение. Группа обучающихся, собираясь один или два раза в неделю в аудитории Ядринского лицея, с помощью современных информационных технологий, благо для этого здесь есть условия, слушала бы лекции профессоров академии и даже общалась бы с ними. Ну а контрольные проверки полученных студентами знаний преподаватели вуза могли бы проводить один раз в месяц, приезжая в Ядрин.
Есть в районе и свои кандидаты сельскохозяйственных наук, их тоже можно привлечь к педагогической деятельности. Надо стремиться к тому, чтобы профильное сельскохозяйственной образование было непрерывным дабы выпускники лицея стремились обучаться в колледжах и вузах, подчеркивает В. Мартьянов.

Летом
Каждый год более ста юношей и девушек становятся воспитанниками лагеря труда и отдыха и выезжают в Кстовский район Нижегородской области (СХПК «Ждановский»). Кто-то работает на прополке, а кто-то и на технике (таковым выдается временное свидетельство на право вождения трактора; полноправное свидетельство выдается третьекурсникам перед прохождением уже производственной практики). Будущие повара практикуются в учреждениях питания. Все, что заработали учащиеся, получают они сами (деньгами). Лицею безвозмездно отпускается продукция, ГСМ. В прошлом году спонсорская помощь превысила 200 тысяч рублей. Так что обе стороны остаются довольны. В программе пребывания чувашской молодежи на нижегородской земле предусмотрены экскурсии и другие формы отдыха.
Часть ребят (50-60 человек), опять же по программе летнего лагеря труда и отдыха, проходит практику на базе лицея. У учебного заведения есть 370 гектаров земли, на которых студенты и трудятся. Произведенная собственными руками продукция значительно удешевляет питание в столовой.
Питомцы лицея на договорной основе трудятся и по месту жительства. Правда, масштабы куда скромнее. А хотелось бы наоборот. Ведь здесь сполна можно использовать имеющийся потенциал современной передвижной техники, которой располагает лицей, считает директор.



"Республика"
15 марта 2006
00:00
Поделиться