Очереди к чиновникам отменяются
Однажды в администрацию Ядринского городского поселения заглянули молодые компьютерщики из Чебоксар, которые предложили установить программный комплекс, предназначенный для автоматизации функций местного самоуправления. И совсем недорого.
«Разве откажешься от такого делового предложения? — улыбается городской глава Бандурин. — С десяток функций — и «все в одном флаконе». А если говорить серьезно, то это не только учет доходов, но и планирование бюджета, обеспечение муниципальных закупок, учет земли, имущества, похозяйственный учет, управление муниципальной собственностью и администрирование доходов. Между тем местная администрация должна обладать всесторонней информацией. С поселений «требуют» десятки отчетов, справки, планы и прочие документы, получить которые можно только на основе полной и актуальной информационной базы данных».
Программный комплекс и его подсистемы обеспечивают полную автоматизацию местного самоуправления Ядрина. Находясь в единой локальной сети городской администрации, «узкие» специалисты всегда могут получить интересующие цифры из базы, формируемой коллегами из других отделов. К тому же каждый из них имеет возможность работать в системе «Консультант-плюс».
Один из насущных вопросов — как организовать полный учет налогоплательщиков, в первую очередь уплату налогов на имущество. Все мы знаем, что есть постройки, здания, сооружения, собственники которых не платят налог на имущество, потому что оно не зарегистрировано в установленном порядке. Есть незавершенное строительство. Может быть, настала пора законодательно установить срок обязательной регистрации прав на недвижимое имущество. Или предусмотреть иной порядок налогообложения незавершенного строительства.
«В своем городском поселении мы проводим мероприятия по выявлению собственников земельных участков и других объектов недвижимого имущества, привлекаем их к налогообложению, — говорит С. Бандурин, — а также принимаем меры по учету и приватизации заброшенных и неиспользуемых земельных участков и объектов недвижимости, контролируем сбор местных налогов». За 2007 год выявлено 318 не прошедших кадастровый учет земельных участков, поставлено на кадастровый учет 125, зарегистрировано прав собственности на 108. Кстати, впервые утвержден перечень сдаваемого в аренду имущества и осуществляется постоянный контроль за задолженностью арендатора.
Сейчас завершается создание универсальной базы данных — своеобразной визитной карточкой поселения. В ней собрана информация о физических лицах, недвижимости, собственности, уплате налогов. Когда подсчитали, то оказалось, что из 5700 земельных участков, числящихся в городе, на каждый десятый не было полной информации у налоговиков. Значит, не было и поступлений налогов с них в местный бюджет.
Насколько важны сегодня передовые решения в области информационных технологий, говорить не приходится. Как подметил С. Бандурин, бумаге «приделывать ноги», чтобы ускорить прохождение через все кабинеты, слава богу, уже не приходится. Чаще всего горожане обращаются за справками по земельным участкам. Теперь после посещения специалиста им остается только пройти до следующего кабинета и поставить печать на выданном документе. А это система «одного окна» в действии. Так многие вопросы оказания муниципальных услуг упростились, точнее сказать, упорядочились. Ядринцы, заметьте, могут получить вместе со справкой весь пакет соответствующих документов на приватизацию или для иных целей.
Выигрыш и в том, что также установлена оперативная обратная связь, ведь городское поселение в «одной информационной связке» с финансовыми органами республики, Федерального казначейства, Росфиннадзора, администраторами неналоговых поступлений, распорядителями, централизованными бухгалтериями и обычными бюджетными учреждениями.
На будущий год бюджет Ядрина, заверил С. Бандурин, будет бездотационным. Разрабатываются регламенты оказания муниципальных услуг для нормального функционирования администрации городского поселения и Собрания депутатов. Принят ряд программ, в частности, по благоустройству, реформе ЖКХ, переселению населения из аварийного и ветхого жилья, капитальному ремонту муниципального жилого фонда. «Начинали, что скрывать, в потемках, — говорит Сергей Николаевич. — С внедрением локальной сети убедились, что некоторые должности можно совмещать. Недавно сократили двух штатных работников, которые весь день были заняты выдачей справок и иных документов. Этим успевают заниматься и основные специалисты в строго обозначенные часы. Даже очереди пропали».
Получается, программный комплекс стал своего рода «палочкой-выручалочкой» для администрации поселения. По этому поводу С. Бандурин считает, что «каждый глава сельского или городского поселения должен перестать надеяться на дотации из бюджетов всех уровней. Пора начать верить в свои силы и рассчитывать только на себя. В руках администрации четкие рычаги администрирования муниципальных доходов. Программный комплекс дает возможность контролировать финансы».
Для пущей убедительности глава города включает компьютер. На экране все разложено по полочкам. Так ведется учет поступлений и начисленных сумм за аренду земельных участков, недвижимого имущества и прочих поступлений от плательщиков. Тут же данные об учете договоров аренды. Несколько минут, и готовы расчет арендной платы, начисление сумм или пеней по договорам. И такие операции разработаны по всем направлениям деятельности.
«Возврата к старым методам работы не переживу, — признается главный специалист по имущественным отношениям А. Громова. — И люди довольны нашей работой. Квитанции заполнять вручную им не надо, как и стоять в банке за справками. Достаточно внести реквизиты арендатора, и вся информация как на ладони. Иной раз приходится напоминать посетителям о задолженности, в ответ слышим только слова благодарное. Хочется «копать глубже», совершенствовать знания и навыки. Поверьте, никогда не предполагала, что с каждым днем будет все интереснее работать».