Солдатские треугольные письма
Треугольные солдатские письма, написанные в 1941-1945 годах, более 65 лет назад, попали к нам из архива Геннадия Федоровича Артемьева, краеведа, учителя истории, долгие годы проработавшего в Советской средней школе. Эти письма, омытые слезами, прошедшие сквозь огненные бури Великой Отечественной войны, приближали День Победы. Мы в поисках их адресатов и авторов немало колесили по окрестным деревням. Они адресованы редакции Нижнесунарской газеты «Совет ялав.», его редактору Якову Сигаеву; Анне Терентьевой из деревни Липовая; Анне Лавановой и Перасковье Максимовой из деревни Большие Багиши.
Само собой, по цензурным требованиям, ни в одном письме не указываются конкретные места дислокаций частей, сражений и т. д.
Предлагаем вашему вниманию некоторые из них.
Здравствуйте, мама и сестрица!
Всем вам шлю огромный привет! Сегодня получил от отца письмо и узнал, что зятя тоже забрали на фронт. Как получите от него письмо, сообщите мне его адрес. Сейчас коротко о себе. Уже третий месяц идет, как я живу под свистом пуль. За это время немало пришлось вытерпеть, не раз спасся от неминуемой гибели.
Если судьба будет милостива ко мне, может, вернусь живым и невредимым. В целом, все в порядке. Есть тут земляки из села Хочашево, деревни Ванькино.
Пока нечего писать. Остаюсь живым и здоровым. И вам желаю здоровья. Жду ответа. 5 сентября 1941 года.
Мой адрес: Действующая Красная Армия, военно-полевая почтовая станция 672 ЛАП.677 2 бг. Быстрову Ивану Николаевичу.
К сожалению, Иван Николаевич не дождался Великой Победы: он пропал без вести…
Дорогой друг!
Твое письмо получил 4 -5 дней назад. Сразу не смог ответить. Коротко о себе.
В целом, дела у меня идут неплохо. Как сотрудник редакции, работаю с бумагами. Работы много. Практически не бывает свободного времени. Время идет своим чередом. Со мной в полку служит Моложин Григорий Васильевич. Он в
На фронте нет больших изменений. Мы крепко стоим на своих позициях. На нашем участке пока нет наступлений. Врага гонят с другого участка в нашу сторону. Кругом море. А на косе, суше – враги. Фашисты 10 месяцев пытались прорваться на нашу маленькую землю, не получилось. Нередко артиллерийскими снарядами топим вражеские корабли. Поэтому враг еще больше звереет. А один корабль в течение двух суток горел у всех на виду, дымился. Оказывается, фашисты на огромном танкере, в сопровождении 15 кораблей издалека везли горючее. А мы на подходе его обстреляли, и он загорелся. Утонул и тральщик. Постоянно идут воздушные бои. У нас тут самолетов больше, чем у немцев. Начались белые ночи. Погода стоит теплая.
Пиши. Какие там литературные новости? Где живет Ивник? Неужели Янгас в тюрьме?
М. Я. Назаров, 2 июня 1942 года.
Чувашская АССР, Советский район, редакции газеты, Якову Сигай.
Дорогие родные!
Всем вам в своем письме шлю огромный привет!
Давно я вам не писал. Ни сам от вас писем не получал. Постоянно меняем место дислокации. В последе время шли 6 дней, дошли до фронта, передового края. Перед выездом я отправил письмо из Москвы, наверно, уже получили. С тех пор, уже неделю, не разувались, портянки и одежду не снимали. Не знаю, что будет дальше. Совсем обессилели, похудели, ослабли руки и ноги. Не верится, что доведется увидеться с вами. Пишите почаще, очень жду писем от вас. Как там живет моя Алевтина? Так хочется ее обнять и прижать к себе… 13 октября 1942 года.
Мой адрес: Действующая армия, полевая почта. Станция 919, часть 126, Лаванову Петру.
Чувашская АССР, Моск. Казан. Жел. Дорога
Ст. Вурнары, Советский район, Шумшевашское отд. д. Большие Багиши, Лавановой Анне Федоровне.