В поисках причала
Недавно правительство одобрило проект Республиканской целевой программы «Развитие туризма в Чувашии на 2011-2016 годы». В нем предусмотрено и «строительство причальной стенки на р. Суре в Ядринском районе».
Для местных жителей это вроде бы и не новость. И в Стратегии социально-экономического развития Ядринского района до 2020 года, принятой несколько лет назад, имеется инвестиционный проект под №18 - «Строительство набережной и комплекса зданий пассажирского причала в г. Ядрине». Предполагается, что с поднятием уровня Волги до 68-й отметки поднимется и уровень Суры, тогда по реке станет возможно прохождение туристических теплоходов. Тогда можно будет говорить и об организации регулярного сообщения по Суре между городами Алатырь, Шумерля, Ядрин, Курмыш, Н. Новгород. Общая стоимость проекта - 17,0 млн. рублей - за счет привлекаемых инвестиций, срок реализации - 3 года, срок окупаемости - 6 лет.
Однако нужно ли ждать гипотетического подъема уровня Волги? Уже дважды на свой страх и риск до Ядрина доплывал двухпалубный «Василий Чапаев». После первого круиза по Суре сотрудник речного флота А. Соснин отмечал в своем интернет-дневнике: «Сура судоходна в низовьях, причем до Ядрина (
На правом берегу находится известная в России турбаза «Сурские зори», где имелась единственная на Суре пристань для приема небольших пассажирских судов. Конечно, «Чапаеву» с его длиной
Те города, которые понимают выгоду водного туризма, ставят причалы. В Козловке и Мариинском Посаде, например, в разы увеличилось количество туристов, путешествующих по Волге. Конечно, причалы - недешевое удовольствие. Без инвесторов не обойтись. Но и «тыкаться» носом в берег - непозволительный риск. Тут соответствующая глубина нужна. Сегодня причалы не принадлежат судоходным и тем более, туристическим компаниям. Иной раз теплоходы были бы рады подойти именно к этому городу, а некуда.
На коллегии Минспорта Чувашии как-то посетовали, мол, к Ядрину присматриваются многие круизные компании, не только владельцы «Василия Чапаева». Однако основной проблемой на сегодня является отсутствие на Суре причала, способного принимать крупные туристические суда. Ведомство совместно с администрацией Ядрина вроде бы начало работу по его проектированию, но дальше благих пожеланий дело не пошло. Только слышны упования на включение данного объекта в федеральную целевую программу, направленную на развитие туризма в России.
Пока, как говорится, суд да дело, на Cype под Ядрином наблюдаются лишь элементы экстрим-туризма с рискованной швартовкой к деревьям, упованием на безветренную погоду. Краеведы вспоминают, что еще в 1832 году на Суре появился пароход, хотя вплоть до конца 19-го века здесь сохранялось бурлачество. В 50-80-х годах прошлого века можно было видеть, как вверх и вниз проходят суда и баржи. Пассажиров перевозили плоскодонные быстроходные суда типа «Зарница», которые могли пристать к берегу в любом месте. В связи с поднятием уровня воды возможности судоходства возросли, но по разным причинам грузоперевозки намного сократились, забыты пассажирские перевозки выше Ядрина. Не выставляются на прежних местах бакены и судоходные створы, а регулярное судоходство практически сошло на нет.
В Ядринской райадминистрации на вопрос, когда же появится причал на Суре, отвечают уклончиво. Вроде бы власти хотят заиметь его в черте города. Но для этого надо дождаться прихода большой воды. Почему тогда не построить причальную стенку у «Сурских зорь», ведь ее отсутствие может отпугнуть единственную круизную компанию, уже дважды доставлявшую туристов по воде? Отвечают, нет денег. Возможно, они появятся, если проект войдет в федеральную программу развития туризма.
Ждать у реки погоды - по нынешним меркам занятие убыточное. Пока ахи да вздохи, деньги «водных» туристов утекают по течению.