Ядринский муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Етĕрне муниципаллă округĕ

В поисках причала

Недавно правительство одобрило проект Республиканской целевой программы «Развитие туризма в Чувашии на 2011-2016 годы». В нем предусмотрено и «строительство причальной стенки на р. Суре в Ядринском районе».

 

Для местных жителей это вроде бы и не новость. И в Стратегии социально-экономического развития Ядринского района до 2020 года, принятой несколько лет назад, имеется инвестицион­ный проект под №18 - «Стро­ительство набережной и комплекса зданий пассажирского при­чала в г. Ядрине». Предполагает­ся, что с поднятием уровня Волги до 68-й отметки поднимется и уровень Суры, тогда по реке станет возможно прохождение туристических теплоходов. Тогда можно будет говорить и об орга­низации регулярного сообщения по Суре между городами Алатырь, Шумерля, Ядрин, Курмыш, Н. Новгород. Общая стоимость проекта - 17,0 млн. рублей - за счет привлекаемых инвестиций, срок реализации - 3 года, срок окупаемости - 6 лет.

Однако нужно ли ждать гипо­тетического подъема уровня Вол­ги? Уже дважды на свой страх и риск до Ядрина доплывал двухпа­лубный «Василий Чапаев». Пос­ле первого круиза по Суре со­трудник речного флота А. Соснин отмечал в своем интернет-дневнике: «Сура судоходна в низовьях, причем до Ядрина (60 километров от устья). На ней есть гарантированные глубины 4 метра. Это позволяет заходить крупным грузовым судам. Имеет­ся судоходная обстановка: баке­ны и створы. Правда, они не горят, а ширина садового хода невелика, ее гарантированное значение – всего 50 метров. Кро­ме того, на реке есть участки с односторонним движением, а так­же очень крутые закругления. Все это затрудняет судоходство по Суре, но не делает его невозможным».                               

На правом берегу находится известная в России турбаза «Сурские зори», где имелась единственная на Суре пристань для приема небольших пассажирских судов. Конечно, «Чапаеву» с его длиной 77 метров стоять там было непросто. От речников требова­лась максимальная осторожность. И вроде бы логичным решением выглядела модернизация прича­ла. Но вот этим летом тот же теплоход во второй раз заглянул на ядринскую землю. Чем пора­довали хозяева? На интернет-форуме появилась реплика одно­го из участников круиза: «А в этом году дебаркадера в «Сурских зорях» не было и мы при­чаливали прямо к берегу. При­шлось отодвигать чью-то яхту (хозяина рядом не было). Швар­товались к деревьям». Короче, был дебаркадер, да сплыл.

Те города, которые понимают выгоду водного туризма, ставят причалы. В Козловке и Мариинском Посаде, например, в разы увеличилось количество туристов, путешествующих по Волге. Конечно, причалы - недешевое удо­вольствие. Без инвесторов не обойтись. Но и «тыкаться» носом в берег - непозволительный риск. Тут соответствующая глубина нужна. Сегодня причалы не принадлежат судоходным и тем более, туристическим компаниям. Иной раз теплоходы были бы рады подойти именно к этому городу, а некуда.

На коллегии Минспорта Чувашии как-то посетовали, мол, к Ядрину присматриваются многие круизные компании, не только владельцы «Василия Чапаева». Однако основной проблемой на сегодня является отсутствие на Суре причала, способного прини­мать крупные туристические суда. Ведомство совместно с админис­трацией Ядрина вроде бы начало работу по его проектированию, но дальше благих пожеланий дело не пошло. Только слышны упования на включение данного объекта в федеральную целевую программу, направленную на развитие туриз­ма в России.

Пока, как говорится, суд да дело, на Cype под Ядрином на­блюдаются лишь элементы экстрим-туризма с рискованной швар­товкой к деревьям, упованием на безветренную погоду. Краеведы вспоминают, что еще в 1832 году на Суре появился пароход, хотя вплоть до конца 19-го века здесь сохранялось бурлачество. В 50-80-х годах прошлого века можно было видеть, как вверх и вниз проходят суда и баржи. Пассажиров перевозили плоскодонные быстроходные суда типа «Зарница», которые могли пристать к берегу в любом месте. В связи с поднятием уровня воды возможности судоходства возросли, но по разным причинам грузоперевозки намного сократились, забыты пассажирские перевозки выше Ядрина. Не выставляются на прежних местах бакены и судоходные створы, а регулярное судоходство практически сошло на нет.

В Ядринской райадминистрации на вопрос, когда же появится причал на Суре, отвечают уклончиво. Вроде бы власти хотят заиметь его в черте города. Но для этого надо дождаться прихода большой воды. Почему тогда не построить причальную стенку у  «Сурских зорь», ведь ее отсутствие может отпугнуть единственную круизную компанию, уже дважды доставляв­шую туристов по воде? Отвечают, нет денег. Возможно, они появят­ся, если проект войдет в феде­ральную программу развития туризма.

Ждать у реки погоды - по ны­нешним меркам занятие убыточ­ное. Пока ахи да вздохи, деньги «водных»  туристов утекают по течению.



"Советская Чувашия"
24 сентября 2010
00:00
Поделиться