Ядринский муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Етĕрне муниципаллă округĕ

Листаем страницы истории. Быт и обряды ядринцев

Листаем страницы истории. Быт и обряды ядринцев

Работавший в 1850 гг. в уездном училище штатным смотрителем (заведующим учебной частью) Петр Андреевич Андреев по заданию Императорского русского географического общества составил «Этнографическое описание города Ядрина». Оно начинается с характеристики внешности горожан, у которых рост средний, волосы светлорусые или темнорусые, а глаза серые.

Описывая вид города, П.А. Андреев подчеркнул, что после пожара 1843 г. Ядрин выглядит более благоустроенным. Новые дома расположены «по утвержденным планам и фасадам». Они были стандартны: «Дома эти все одноэтажные и большей частью как наружным, так и своим внутренним расположением довольно однообразны: каждый из них имеет три окна на улицу и состоит из одной обширной комнаты, разгороженной вдоль на две неравные половины, из коих правая, большая, называется избою, а левая, где обыкновенно стряпают, называется чуланом». Иные дома имели две избы: переднюю (для отдачи на постой) и заднюю (здесь жили хозяева). Или в доме имели одну чистую комнату для приема постояльца.

Интерьер дома описан таким образом: «При входе в избу, который обыкновенно против уличных окон, влево у самой стены стоит обыкновенная русская печь челом к улице. От печи до передней стены делается перегородка, отделяющая чулан от избы. Над головами вошедшего расположены полати. А вправо от него к углу и задней стене приделывается широкая лавка, называемая кутник, которая служит вместо кровати. В правом переднем углу ставятся образа, перед ними стол, перед столом же, начиная от самого переднего угла и кругом по всей избе около стен стоят лавки. У самого же чела печки к левой боковой стене чулана приделывается шкаф для разной посуды. На полу же перед печкой и перед шкафом прорубается «творило», или вход в подполье, куда ставятся разные съестные продукты».

Дом горожанина имел сени, а вход туда прорубался с боку. За сенями ставили клеть (холодный амбар) или такая же изба, только с печью вправо от входа. Во дворе находились сараи для скотины, крытые помещения для инвентаря (телеги, саней и прочих), в огороде – черная баня или землянка с печью.

По одежде горожане мужчины со своими кафтанами, шубами, тулупами, шапками, сапогами («часто вместо сапог – онучи или лапти») не отличались от сельских крестьян. Лишь молодежь немного форсила: «В праздники у молодежи накидывается на плечи «чуйка», которая шьется из сукна вроде шинели, только без капюшона». В одеянии ядринские женщины, особенно девушки, отличались большей изысканностью, чем мужчины: «Платья шьют из лучшего ситцу, кисеи, а многие даже из шелковой или шерстяной материи; на голове тщательно повязывается шелковая цветная (если женщина уже пожилая, то темного цвета) косыночка; на ногах – нитяные чулки и башмаки (зимою – шерстяные носки и ботинки); в ушах – серьги с подвесками, на руках – серебряные кольца и перстни. На шее цветная шерстяная или шелковая шаль, или большой платок. Поверх платья летом надевают шерстяной, иногда шелковой материи пальто, а зимою – длинную шубу. Некоторые носят даже мантоны и салопы… Девицы плетут одну только косу и отпускают ее на спину, а женщины плетут две косы и обвязывают их вокруг головы». Что скажешь – модницы существовали во все времена! Женская красота всегда ценилась! Мужской туалет не отличался ничем: «Волосы стригут в кружало и носят бороду»,- писал П.А. Андреев.

Все перечислил автор: что ели ядринцы в постные, скромные и праздничные дни. Им приписывает такую пословицу: «Свинья – скотина скверна, но на столе – то она перва». Любимым блюдом у горожан были пельмени (ядринцы их называли по-своему «пермени»), изготовленные в отсутствие мяса из поджаренной на постном масле с репчатым луком свежей или кислой капусты, а зимой обязательно из свинины. В заключение праздничного обеда подавался так называемый нежинна из бисквитного теста (или «битый»), запеченная в плошке в печи.

В быту горожан на важном месте стояли обряды свадебные. Они всегда были красочными, оживленными, но особенно в тех случаях, когда деревенские парни женились на городских девушках. Предусматривалось сватовство, смотрение невесты, рукобитие (согласие родителей обоих сторон породниться), девичник (прощание невесты с подружками). «Если жених городской, то смотрения не бывает», - замечал автор. В таких случаях подготовительный к свадьбе этап проходил проще, так как городская молодежь (жених и невеста) были знакомы с детства.

Автор так обрисовывал некоторые детали свадебного обряда: «Утром в день свадьбы дружка привозит невесте от жениха башмаки, духи и помаду; часа за два или три перед венчанием все поезжане (т.е. участники свадебного «поезда») выезжают от жениха и ездят по всему городу, потом берут с собой жениха и отвозят его в церковь, а после уже едут за невестой и отвозят ее вместе с ее свахами туда же… На другой день свадьбы все пирующие тут, мужчины и женщины, переряжаются как можно отвратительнее и смешнее и, взяв с собой медные тазы, заслонки, помело (т.е. метлу), веник и т.п., отправляются все вместе – чаще на лошади, а иногда пешком – и с бряком, криком, свистом и пляской ездят целый день по городу, заезжая беспрестанно то к молодым, то к отцу и матери молодой». Одним словом, по праву старые ядринцы любили веселиться.

По свидетельству П.А. Андреева, в середине XIX в. горожане очень верили приметам, которых было порядочное множество. Вот некоторые из них: «Курица пропоет петухом – не к добру; если она спела в избе, то берут ее в руки и, начиная от переднего угла, кувыркают ее по полу избы до порога двери и смотрят: если она (курица), встав на ноги, пойдет к двери, то, значит, спела к покойнику; а если ногами (зашагает) в избу, то к нечаянному гостю». Еще примета «Если горячие угли вылетают из печки во время топки, то гости будут незваные». Вскоре после свадьбы в семье молодых никому не давали дрожжей, опасаясь быть бедными в жизни. В девичник приносили пирог от жениха невесте, однако она сама его не ела из боязни, что их будущие дети заболеют золотухой. Чтобы молодые не ссорились, в день свадьбы ни у жениха, ни у невесты не подметали полы избы. Невеста под венец брала с собою кусок мыла: умывалась им после венца, боясь сглазу. На венце жених и невеста при исполнении хора «Положил еси на главах их венцы» старались наступить один другому на ногу. Верили, кто в этом упредит, тот в жизни будет иметь большой вес (власть в семье). Приходя в дом жениха по венчании, молодая старалась первою переступить через порог, обязательно приговаривая: «Не медведя в дом ведут, а полную хозяйку», потому что было поверье, что если она успеет все это свершить, то в доме будут не только любить ее, но и ей повиноваться. Для согласья в жизни новобрачные должны были съесть пшеничную лепешку, печеную на одном яйце, и разом взглянуть на поданное свахой зеркало. И другое поверье: придя домой с похорон, жена, дочери или сестры умершего подходили прями к печке и, открыв заслонку, смотрели во внутрь, якобы для того, чтобы не бояться покойника. Ряд поверий был связан с мышью: изгрызет она платье или белье – к смерти или к несчастью владелицы; прогрызет верхнюю корку каравая – будет высокая цена на хлеб, нижнюю корку – уже низкая цена, середину каравая – средняя цена; хлеб, объеденный мышами, умиротворит зубную боль. По понедельникам, считая его несчастливым днем, ядринцы из города не выезжали и никаких новых дел не начинали.

Автор сочинения упомянул две песни, якобы наиболее любимые горожанами: «Улица узкая, хоровод велик, разодвиньтесь, красны девушки» (Суть: молодица разыгралась, но что будут говорить по этому поводу свекор и батюшка родной?) и «Как под яблонью под кудрявою и да бьет жену муж угрюмую, не веселую, не басенную; как жена мужу не возмолится» (Потому что свекор велит бить еще пуще).

Чтобы в избах и хлевах не проказничали чужие домовые, держали растение местного названия «Остро-пестро». Оно не объяснимо.

Оказывается, старые ядринцы имели своеобразную местную лексику (выражения, понятия): вместо «действительно» говорили «впрямь», слово «замерна» обозначало первый осенний мороз, «зобня» - плетеную большую корзину, «каровать» - у кого-то долго пировать, «развеха» - бестолкового человека или разиню, «рассомаха» - неряху, «халитка» - жалкого простачка, «рюмить» - плакать, «жабер, жабра» - соседа (соседку), «катушка» - картошку, «инда» - так что и др. Обращало на себя обороты речи ядринцев; «как у ней шальта красна», «како время-то ненастно», «у меня сапоги-та новы», «добрава», «зеленава», «смирнава», «што» (что), «пымать» (поймать), «мытца» (мыться), «делаш», «знаш», «мово», «твово», «свово», «мому», «твому», «свому», «почта» (зачем), «перьва» (сперва) и т.д.

Что весьма интересно – это влияние окружающей чувашской среды на горожан. Трудно объяснить его причину: то ли общения с местными крестьянами были очень тесные, то ли жители прежней деревни Ядрино оставили некоторой наследство, то ли среди служилых людей – в основном стрельцов – была значительна прослойка чувашей. Вот несколько слов (терминов), принятых горожанами из чувашского языка: «канчала» (пряслица), «чиряс» (небольшая кадочка), «семик» (летний или престольный праздник), «кутник» (широкая лавка у печки), «трешник» (копейка серебром; по-чувашски – «вище пус»), семишник» (две копейки серебром; по-чувашски – «сиче пус), «апайка» (женщина-чувашка; по-чувашски – «мать») и др.

Ядринцы полностью переняли чувашский обряд «Хер аки» (Девичью пашню), который известный чувашский языковед, доктор филологических наук В.Г. Егоров охарактеризовал следующим образом : «Хер аки» (букв. «девичья пашня») – так называли в старое время обряд опахивания селений якобы с целью предупреждения их от повальных болезней скота и эпидемических заболеваний людей. Обряд этот состоял в том, что взрослые девушки деревни впрягались в деревянный плуг или соху и с распущенными косами, беспоясые, с непокрытой головой в таинственной тишине ночи проводили борозду вокруг своей деревни, захватывая и принадлежащие ей поля радиусом 1,5 – 2 километра. В это время по дороге никого не пропускали – ни из деревни, ни в деревню… Обряд «Хер аки» первоначально, по-видимому, не был приурочен к борьбе с эпидемиями и эпизоотиями…, а имел другое назначение. В нем можно видеть скорее имитацию древнейшего социального уклада жизни – матриархата, когда занятие земледелием было исключительно обязанностью женщин, и такой социальный уклад, по мнению народа, якобы вполне одобрялся богами и признавался ими нормальным явлением. И вот народ каждый раз после ряда неурожайных годов, чтобы заслужить себе милость богов, вернуть земле плодородие и предохранить посевы от засухи и градобития, символически возвращался к первобытному, угодному богам правопорядку – к обработке земли женщиной. Обычай «Хер аки» вывелся среди чувашей на моей памяти – в начале 80-х годов прошлого (XIX) столетия» (В.Г. Егоров. Этимологический словарь чувашского языка. Чебоксары, 1964. Стр. 298-299).

Конечно, ядринцы переняли указанный обряд в довольно переиначенном виде. П.А. Андреев со слов свидетелей, наблюдавших проведение обряда в 1831 и 1853 гг., описывал его в следующем виде: «При появлении в соседних местах холеры собираются несколько девиц в один дом и оттуда тайком ночью в белых, а если нет, то в чистых ситцевых платьях, растрепав по плечам косы, отправляются опахивать город. Для чего одна из них берет горшок с горячими углями и, посыпая туда ладанку, идет впереди. За нею следует другая и сеет какие-нибудь семена. Потом сзади ее идет третья и, запряженная как лошадь в хомуте, тащит за собою соху, а остальные, придерживая соху, помогают ей пахать и по пути перепрягаются одна после другой. Таким образом обходят они кругом всего города, оставляя позади себя борозду».

Несмотря на беглость и сжатость содержания, «Этнографическое описание города Ядрина» является ценным историческим сочинением для характеристики нравов ядринских жильцов середины XIX. (по материалам Ядринского районного архива).



Отдел обслуживания МБУ "ЦБС" Ядринского района
10 августа 2020
09:07
Поделиться