Отстроено 1600 огневых точек (дзотов и площадок), 1500 землянок и 80 км окопов с ходами сообщений...
Из истории
Когда в октябре 1941 года вермахт продвигался к Москве, и Москва готовилась к обороне, в ГКО был обсужден и принят предварительный план строительства оборонительных и стратегических рубежей в глубоком тылу на Оке, Дону, Волге. В основном и дополнительных планах тылового оборонительного строительства ставилась задача укрепления Горького, Казани, Куйбышева, Пензы, Саратова, Сталинграда, Ульяновска и других городов. В случае неудачного для советских войск развития оборонительных операций они должны были задержать противника на новых рубежах. Строительство Сурского оборонительного рубежа началось в конце октября 1941 года.
Начало строительства
Строительство линии оборонительного рубежа, позже получившего название «Сурский рубеж», началось в 1941 году, когда немецкие войска стояли уже под Москвой. В соответствии с указанием Государственного Комитета Обороны от 16 октября 1941 года Совет народных комиссаров Чувашской АССР и бюро Чувашского обкома ВКП(б) принимают решение: «Мобилизовать с 28 октября 1941 года для проведения работ по строительству на территории Чувашской АССР Сурского и Казанского оборонительных рубежей. Мобилизации подлежит население республики не моложе 17 лет, физически здоровых».
Только на территории Пензенской области планировалось соорудить около 360 километров рвов, эскарпов, 1 100 огневых артиллерийских точек, построить около 9 тыс. землянок для бойцов, около 340 ДОТов и ДЗОТов. Для этого потребовалось более 300 тыс. кубометров леса; 1,5 миллиона штук кирпича; десятки вагонов стекла, кровельного железа и гвоздей.
Речь шла только о первой очереди строительства. При сооружении второй очереди оборонительных укреплений эти цифры следовало увеличить, как минимум, в три раза. Это без учёта потребности в рабочей силе и материалах для проведения целого ряда инженерных работ: возведения проволочных заграждений; разрушения мостов и дорог; установки противотанковых мин; постройки убежищ; заготовки и подвоза материалов для основной линии обороны.