Ядринский муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Етĕрне муниципаллă округĕ

125 лет со дня возведения деревянной церкви св. Николая Чудотворца с. Чиганары

125 лет со дня возведения деревянной церкви  св. Николая Чудотворца с. Чиганары

Долгое время название села Ядринского уезда Казанской губернии «Чиганары» имело двойственное употребление. «Выла», «Никольское» употреблялось по духовному ведомству, «Чиганары» - по гражданскому.

В клировой ведомости Казанской Епархии о церкви св. Николая Чудотворца с. Чиганары за 1909 г. (в клировых ведомостях, метрических книгах церкви — Никольская церковь с. Выла) имеется запись, что церковь деревянная построена в 1898 г. взамен обветшавшей (построенной в 1784 г.) на средства прихожан.

Престолов в ней два: главный во имя Святителя Николая Мирликий­ского Чудотворца (богослужения — 6 декабря и 9 мая). Православным церковным календарем праздник Николая Чудотворца отмечен дважды: 9 мая/22 мая (перенесение мощей) и 6 декабря/19 декабря (день погребения). В народе эти дни называют Никола Вешний и Никола Зимний. Они относятся к непереходящим праздникам, то есть, с фиксированной датой. На Руси, еще с древних времен почитающей этого святого, как одного из самых любимых в народе, он имел несколько имен: Николай Чудотворец, Николай Угодник, Святитель Николай, Николай Мирликийский. Таким образом, люди в прозваниях хотели отразить его заслуги перед Спасителем и чудесную, разнообразную помощь, которую он оказывал верующим при жизни и после смерти. Помимо этих двух праздничных дней, церковь каждый четверг, еженедельно, чтит его память.

Придел - во имя Св. Великомученика Георгия Победоносца (богослужения - 26 ноября и 23 апреля). Считается, что праздновать 26 ноября по всея Руси, повелел князь Ярослав Мудрый, в этот день освятили Храм названный в честь святого. Почитается Георгий Победоносец в православной церкви под именем Юрий и Егорий, с древних времен земледельцы считали его своим покровителем. В народе 9 декабря (26 ноября по старому стилю) известен, как Юрьев день. Пословица о нем до сих пор живет в устном народном творчестве, закрепощение крестьян на Руси началось в пятнадцатом веке, но в самом начале оно имело не такие жесткие условия, как позже. Отработав на помещика и заплатив все долги и налоги, крестьянин мог сам решать на кого работать дальше и перейти к другому помещику. Сделать это позволялось в двух недельный период, давалась неделя до Юрьева дня и неделя после. Поэтому крестьяне в те далекие времена с нетерпением ждали наступления этого праздника, но уже в шестнадцатом веке их такого права лишили. Так и появилась знаменитая пословица «Вот тебе, бабушка, и Юрьев День». 06 мая (23 апреля) верующие православной Церкви отмечают день памяти святого великомученика Георгия Победоносца, в день его преставления


© 
http://pozdravkin.com/data-prazdnika/den-georgija

Иконостас в главном храме трехъярусный, а в пределе одноярусный. Зодчие прошлого не до­пускали никаких отделок. Архитектура фасадов скромная, вертикальные тяги и наличники окон сделаны были из накладного теса. В колокольне - небольшие полуциркульные окна в первом ярусе и круглые во втором. Колокол же был весом 54 пуда - это один из трех в Казан­ской губернии колоколов таких огромных размеров. К куполу была подвешена уникальной работы люстра-паникадило. Из-за своего удаленного расположения церковь практически не была известна специалистам. Однако храм с живописной компоновкой объемов представлял собой одну из лучших для Поволжья деревянных построек XVIII века.

Притч состоял из священника, дьякона, пономаря. С 1868 г. служил священником Александр Яснитский, дьячком — Василий Русанов, пономарем - Петр Краснов. В 1869 г. в приходе церкви значились прихожане с. Выла (Чиганары), д.Чебаково, д. Верхние Мочары. За год родилось 75 человек, умерло -134 (в возрасте до 5 лет умерло 86), заключено браков — 25. Согласно записям метрических книг церкви за 1897 г., священником работал Вячеслав Николаевич Андромонов, псаломщиком — Василий Васильев (позже — Евграф Павлов). По данным 1905 г. в трех населенных пунктах родилось 164 человека, умерло 106 (причем в возрасте до 1 года умерло 52 младенца, от 1 до 5 лет — 24) заключено браков — 31. По данным 1906 г. родилось 147 человек, умерло 104 (причем в возрасте до 1 года умерло 55 младенцев, от 1 до 5 лет — 13), заключено браков — 48. По данным 1907 г. родилось 145 человек, умерло 78 (причем в возрасте до 1 года умерло 29 младенца, от 1 до 5 лет — 5) заключено браков — 40. Притч получал в год следующее жалованье от казны: свя­щенник -160 руб., дьяк -106 руб., псаломщик-40 руб.

При церкви имелась своя библио­тека, насчитывающая 80 томов и 34 названия. В 1902 г. выписывались для церкви журналы: «Церковные ведомости», «Православный собеседник», «Известия по Казанской епархии». В приходе действовали две школы: церков­но-приходская в д. Верхние Мочары (с 1892 г.), в ней обучалось (по данным 1909 г.) 32 мальчика и земская школа (с 1882 г.), в ней обучалось 37 мальчиков, 13 девочек. Богослужение совершалось на славянском и частично на чувашском языках. Всего прихожан в церкви в 1909 г. было:

Категория населения

Число дворов

Число душ

мужчин

женщин

с. Выла (Чиганары)

духовных

2

2

5

военных

49

183

171

крестьян

153

484

520

д.Чебаково

военных

42

151

120

крестьян

181

503

518

д. Верхние Мочары

военных

12

35

36

крестьян

69

165

185

Итого

русских

204

669

696

Итого

чувашей

304

854

839

Всего

508

1523

1555

С приходом советской власти начались гонения на Русскую Православную Церковь, начавшись с конца 1917 г., приняли массовый и ожесточенный характер уже в 1918 г., когда был принят декрет об отделении Церкви от государства, ставивший Церковь в бесправное положение. Так, священник Владимир Николаевич Андромонов чрезвычайным комитетом Ядринского уезда Казанской губернии был обвинен в агитации против советской власти, неподчинении декрету о сдаче метрических книг Чиганарскому волостному Совету и приговорен к высшей мере наказания — расстрелу, который приведен в исполнении 08 сентября 1918 г. Только в 1999 г. Владимир Николаевич был реабилитирован.

Сама же церковь Святителя Николая Мирликий­ского Чудотворца с. Чиганары в 1940 г. была закрыта. В советское время ее помещения использовались для хранения колхозного зерна. Со временем гонения прекратились, и церковь была предана забвению... Затем наступили времена перестройки, многое в государстве стало меняться, изменилось и отношение к религии.
В течении многих десятилетий помещение пустовало, ветшало. В 2013 г. останки старинной деревянной церкви сгорели в пожаре. В 2015 г. жители села приступили к сбору средств на строительство нового храма на прежнем месте. Огромную финансовую помощь в возведении храма оказал председатель Совета Директоров АО «НПО «Каскад» Константин Васильевич Маскевич. Разработана проектная документация, проведены работы по исследованию грунтов, возведены стены колокольни, закуплено семь позолоченных куполов.
Крест и купола освятили Благочинный V округа настоятель Свято-Троицкого собора г.Ядрин протоиерей Сергий и настоятель храма Вознесения Господня села Балдаево отец Владимир.

28 сентября совершена закладка храма и жители села на том же месте начали строительство нового храма на свои средства.22 декабря 2017 года состоялось Освящение Крестов и куполов. 10 сентября 2018 года совершено освящение колоколов.

История храма – это история веры, преданности и духовного роста. Здесь многие нашли ответы на свои вопросы, нашли поддержку и утешение. Храм стал для нас не только местом молитвы, но и символом единства и силы духа.

Основание: БУ «Государственный исторический архив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии, фонд № 225, опись № 11, дело № 2, л.1785.(ф. № 225 «Чебоксарское духовное правление», опись № 11, д. № 1, л.479).

На фото: фрагменты метрических книг церкви Святителя Николая Мирликий­ского Чудотворца с. Чиганары за 1870 г. , клировых ведомостей церкви за 1909 г.

Главный специалист – эксперт администрации Ядринского муниципального округа Чувашской Республики М.В.Ильина




28 ноября 2023
10:38
Поделиться