Прокуратура Ядринского района информирует!
Повышающий коэффициент 1,8 для граждан, проживающих в жилых или садовых домах, оборудованных электроотопительными установками, по решению региональных властей может применяться в течение всего отопительного сезона, независимо от диапазона потребления
Установлено, что по решению уполномоченного исполнительного органа субъекта РФ для населения, проживающего в не газифицированных и оборудованных электроотопительными установками жилых и (или) садовых домах и подтвердившего право собственности или иное предусмотренное законом право на указанные объекты, в отопительный период применяется сезонный коэффициент, не превышающий 1,8.
В субъектах РФ не позднее 1 марта 2025 г. должны быть приняты решения о пересмотре с 2025 года диапазонов объемов потребления электрической энергии (мощности), поставляемой населению и указанным потребителям, а также цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) и цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям для указанных категорий потребителей.
Стоимость электрической энергии (мощности), поставленной населению и указанным потребителям, за январь и февраль 2025 г. подлежит перерасчету исходя из диапазонов объемов потребления электрической энергии (мощности), увеличенных на сезонный коэффициент.
с 3 февраля 2025 г. установлен новый порядок оформления проездных документов (билетов) на места для инвалидов и сопровождающих их лиц в поездах дальнего следования
Оформление проездных документов (билетов) на места для инвалидов будет производиться в следующие сроки:
с момента открытия продаж - пассажирам из числа инвалидов, передвигающимся в креслах-колясках;
с момента открытия продаж в высокоскоростные поезда «Сапсан», туристский поезд «Рускеальский экспресс» - пассажирам из числа инвалидов всех категорий и пассажирам, не имеющим инвалидности, но следующим при неотложных поездках в (из) лечебные учреждения по документам, выданным медицинской организацией (справка или медицинское заключение) с отметкой о необходимости использования кресла-коляски, костылей, ходунков, других технических средств передвижения;
менее чем за 10 суток (240 часов) до отправления проезда - пассажирам из числа инвалидов всех категорий и пассажирам, не имеющим инвалидности, но следующим при неотложных поездках в (из) лечебное учреждение, передвигающимся в креслах-колясках (на носилках).
Изменение места осуществления лицензируемого вида деятельности не является основанием для переоформления лицензии на осуществление частной охранной деятельности
Право лицензиата осуществлять деятельность на всей территории РФ подтверждается наличием соответствующей лицензии. Указание в выписке из реестра лицензий на осуществление частной охранной деятельности, копии лицензии на бумажном носителе места осуществления лицензируемого вида деятельности: «Российская Федерация» (не указан конкретный адрес места осуществления лицензируемого вида деятельности) является надлежащим подтверждением соответствия заявки участника закупки требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Вместе с тем статьей 11.4 Закона РФ от 01.03.1992 N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» установлен исчерпывающий перечень оснований для внесения изменений в реестр лицензий на осуществление частной охранной деятельности (продление срока действия лицензии; намерение лицензиата осуществлять новый (новые) вид (виды) охранных услуг, не указанный (не указанные) в предоставленной лицензии; реорганизация охранной организации; изменение наименования охранной организации или места ее нахождения).
Оснований для внесения изменений в реестр лицензий в связи с осуществлением лицензируемого вида деятельности в ином субъекте РФ законодательством не предусмотрено.
В случае осуществления лицензируемого вида деятельности на территории других субъектов РФ, необходимо уведомление лицензирующих органов соответствующего субъекта РФ.
Уточнены особенности проведения ГИА по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в новых регионах РФ в 2024/25, 2025/26 учебных годах
Так, в частности, в 2024/25 учебном году участники ГИА-9 проходят ГИА-9 в форме ГВЭ или в форме ОГЭ по обязательным учебным предметам и двум учебным предметам по выбору участника ГИА-9 из числа следующих учебных предметов: «Биология», «География», «Иностранные языки» (английский, испанский, немецкий и французский), «Информатика», «История», «Литература», «Обществознание», «Физика», «Химия».
Для участников ГИА-9 с ограниченными возможностями здоровья, участников ГИА-9 - детей-инвалидов и инвалидов ГИА-9 в форме ГВЭ или в форме ОГЭ по их выбору проводится только по обязательным учебным предметам.
Часть первая статьи 226.1 УК РФ признана соответствующей Конституции РФ, поскольку она обеспечивает достаточную степень определенности, соразмерности и дифференциации ответственности за незаконное перемещение через границу стратегически важных товаров и ресурсов, выраженное в недостоверном декларировании таможенной стоимости и совершенное в крупном размере
Конституционный Суд РФ, в частности отметил, что само по себе несоответствие задекларированной таможенной стоимости той таможенной стоимости, которая будет установлена таможенным органом в пределах его компетенции, не может служить объективным признаком совершения деяния, являющегося преступлением против общественной безопасности. Только умышленное искажение сведений о товарах может характеризовать недостоверное таможенное декларирование в качестве признака контрабанды.
Соответственно, квалификация недостоверного декларирования сведений о таможенной стоимости стратегически важных товаров и ресурсов по части первой статьи 226.1 УК РФ и привлечение лица к уголовной ответственности предполагается лишь в случае наличия обстоятельств, свидетельствующих об умышленном введении таможенного органа в заблуждение относительно таможенной стоимости стратегически важного товара на основании предъявленных заявлений, документов и деклараций (в частности, путем представления подложных документов, призванных скрыть его реальную стоимость).
Таким образом, часть первая статьи 226.1 УК РФ не противоречит Конституции РФ, поскольку ее положения обеспечивают достаточную степень определенности признаков незаконного перемещения через таможенную границу ЕАЭС либо Государственную границу РФ с государствами - членами Союза стратегически важных товаров и ресурсов, устанавливают ответственность, соразмерную общественной опасности такого деяния, совершаемого в крупном размере, и не подразумевают повторного (двойного) привлечения к публично-правовой ответственности, а также предполагают привлечение к уголовной ответственности за недостоверное указание таможенной стоимости лишь в том случае, если оно было обусловлено умышленным введением таможенного органа в заблуждение по этому вопросу на основании предъявленных заявлений, документов и деклараций.
Федеральным законом от 28.12.2024 № 547-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», вступающие в силу с 30.03.2025
В настоящее время право на обращение является неотъемлемой, значимой частью правового статуса личности гражданина Российской Федерации.
Вместе с тем не все заявители реализуют свое право добросовестно. Информационная инфраструктура государственных органов, органов местного самоуправления Российской Федерации подвергается спам-рассылкам, которые осуществляются, как правило, посредством направления массовых обращений от заявителей, использовавших зарегистрированные в иностранной доменной зоне адреса электронной почты. При этом достоверно установить, что автором обращения действительно является лицо, непосредственно заинтересованное в разрешении своих вопросов, не представляется возможным.
Использование почтовых сервисов, зарегистрированных на территории недружественных Российской Федерации иностранных государств, на сегодняшний день не отвечает требованиям о защите информации, установленным Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Кроме того, направление обращения с использованием таких сервисов предполагает, что персональные данные заявителя, которые он должен указать в силу Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», фактически будут храниться вне территории Российской Федерации, что противоречит нормам Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».
В целях совершенствования законодательства, направленного на реализацию гражданами Российской Федерации своих прав, уточнены требования к обращению гражданина в форме электронного документа. Указано, что для получения ответа или уведомления о переадресации в обращении гражданина, поданного в форме электронного документа, должен быть указан электронный адрес, доменное имя которого находится в российской национальной доменной зоне. В случае, если в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, не будет указан адрес электронной почты, доменное имя которого находится в российской национальной доменной зоне, ответ на обращение не дается.
Возможность подачи гражданами обращений в письменной форме, как и возможность устного обращения, сохранится.
С 1 марта 2025 года гражданам можно будет устанавливать самозапрет на выдачу кредитов
Федеральным законом от 26.02.2024 № 31-ФЗ в Федеральные законы «О кредитных историях» и «О потребительском кредите (займе)» внесены изменения, позволяющие гражданам Российской Федерации устанавливать самозапрет на выдачу кредитов и займов. Закон даст гражданам возможность дополнительно защитить себя от мошенников, которые оформляют кредиты и микрозаймы на чужое имя, используя украденные или полученные обманом персональные данные. Для установления или снятия такого запрета физическое лицо вправе бесплатно любое количество раз подать заявление в квалифицированные бюро кредитных историй через МФЦ либо портал «Госуслуг».
При этом закон не будет распространяться на ипотеку, автокредиты, а также образовательные кредиты, предоставленные в рамках государственной поддержки.
Поправки вступают в силу с 1 марта 2025 года.
Виды компенсаций за работу в выходные и нерабочие праздничные дни
Статьей 153 Трудового кодекса Российской Федерации установлена обязанность работодателя компенсировать работу в выходной и нерабочий праздничным день и оплатить отработанное время не менее чем в двойном размере или предоставить другой день отдыха.
Работа в выходной и нерабочий праздничный день оплачивается:
- сдельщикам не менее чем по двойным сдельным расценкам;
- работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки;
- работникам, получающим оклад, в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки за день или час работы сверх оклада, если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки сверх оклада, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.
Конкретный размер оплаты работы в выходной или нерабочий праздничный день может устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.
Оплата в повышенном размере производится всем работникам за часы, фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день. Если на выходной или нерабочий праздничный день приходится часть рабочего дня (смены), в повышенном размере оплачиваются часы, фактически отработанные в такой день (от 0 до 24 часов).
По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.
Федеральным законом от 30.09.2024 № 339-ФЗ статья 153 Трудового кодекса Российской Федерации дополнена новыми нормами, согласно которым указанный выше день отдыха по желанию работника может быть использован в течение одного года со дня работы в выходной или нерабочий праздничный день либо присоединен к отпуску, предоставляемому в указанный период.
В случае, если на день увольнения работника имеется день отдыха за работу в выходной или нерабочий праздничный день, не использованный им в период трудовой деятельности у работодателя, с которым прекращается трудовой договор, в день увольнения работнику выплачивается разница между оплатой работы в выходной или нерабочий праздничный день, полагавшейся ему, и фактически произведенной оплатой работы в этот день. Указанная разница выплачивается работнику за все дни отдыха за работу в выходные или нерабочие праздничные дни, не использованные им в период трудовой деятельности у данного работодателя. Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2025 года.
Внесены изменения в законодательство, регулирующее вопросы заключения специального контракта в целях выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2024 № 1271 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 июля 2016 года № 615» установлен порядок заключения региональным оператором капитального ремонта специального контракта в целях поставки товаров (материалов и оборудования, в том числе высокотехнологичного) для выполнения работ по ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.
В соответствии с данным нормативно-правовым актом региональный оператор вправе осуществить закупку товаров, по результатам которой заключается договор на поставку товаров, предусматривающий встречные инвестиционные обязательства поставщика по созданию, модернизации, освоению производства товара, который после выполнения таких обязательств будет отвечать критериям подтверждения производства российской промышленной продукции, утвержденным Правительством РФ в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации», и сведения о котором будут включены в реестр российской промышленной продукции на дату исполнения поставщиком обязательств по поставке товара.
Установлено, что договор указанной категории является специальным контрактом.
Актом высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации определяются, в том числе: наименование товара, производство которого подлежит созданию, модернизации, освоению, и требования (при необходимости) к характеристикам такого товара; срок действия специального контракта, который не может превышать 10 лет; максимальный срок, в течение которого осуществляется создание, модернизация, освоение производства товара и который не может превышать срок действия специального контракта; минимальный объем инвестиций, подлежащих вложению участником закупки, с которым заключается контракт, в создание, модернизацию и освоение производства товара, который не должен составлять менее 100 млн руб.
Актом высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации определяются, в том числе: наименование товара, производство которого подлежит созданию, модернизации, освоению, и требования (при необходимости) к характеристикам такого товара; срок действия специального контракта, который не может превышать 10 лет; максимальный срок, в течение которого осуществляется создание, модернизация, освоение производства товара и который не может превышать срок действия специального контракта; минимальный объем инвестиций, подлежащих вложению участником закупки, с которым заключается контракт, в создание, модернизацию и освоение производства товара, который не должен составлять менее 100 млн руб.
Кроме того, актом высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации устанавливается требование о создании, модернизации, освоении производства товара на территории региона, принявшего решение о заключении специального контракта, определяется минимальное количество товара, возможность производства которого должна быть обеспечена создаваемым, модернизируемым, осваиваемым производством, а также порядок контроля за исполнением встречных инвестиционных обязательств поставщика по специальному контракту.
Специальный контракт может быть расторгнут при нарушении поставщиком сроков или объемов исполнения встречных инвестиционных обязательств, установленных условиями такого контракта.
Постановление Правительства РФ от 17.09.2024 № 1271, за исключением отдельных его положений, вступило в силу с 01.01.2025.
Дополнен перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей, страдающих муковисцидозом
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.01.2025 № 76-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 11.12.2023 №3551-р» в перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, в который добавлено 2 наименования специализированных продуктов лечебного питания для детей, страдающих муковисцидозом.
В данный перечень включены специализированные пищевые продукты диетического лечебного питания «Ресурс Юниор» («Resource JUNIOR») для энтерального питания детей от 1 года до 11 лет, и «Ресурс Оптимум» («Resource Optimum») для энтерального питания детей старше 7 лет.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.01.2025 № 76-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 11.12.2023 № 3551-р» вступило в силу с 23.01.2025.
Усилены меры по защите несовершеннолетних от негативного влияния табачного дыма и потребления никотиносодержащей продукции
Федеральным законом от 28.12.2024 № 515-ФЗ внесены изменения в статью 151.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающие уголовную ответственность за розничную продажу несовершеннолетним табачной продукции, табачных изделий, никотин содержащей продукции или сырья для их производства, кальянов, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, если это деяние совершено неоднократно.
Неоднократной розничной продажей несовершеннолетнему признается розничная продажа лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние.
За указанное деяние лицо наказывается штрафом в размере от 50 тыс. до 80 тыс. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 3 до 6 месяцев либо исправительными работами на срок до 1 года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
Уголовная ответственность за указанное преступление введена с 08.01.2025.
Уголовная ответственность за мошенничество при получении социальных выплат
Федеральным законом от 29.11.2012 № 207-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» введена уголовная ответственность за мошенничество при получении социальных выплат, установленных законами и иными нормативными актами, путем предоставления заведомо ложных и (или) недостоверных сведений, а равно путем умолчания о фактах, влекущих прекращение указанных выплат (ст. 159.2 УК РФ).
Такое такие действия квалифицируются как мошенничество, связанное с незаконным получением, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления социальных выплат гражданам, нуждающимся в социальной поддержке.
К социальным выплатам относятся, в том числе:
- пособие по безработице;
- компенсации на питание, оздоровление;
- субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
- средства материнского (семейного) капитала;
- предоставление лекарственных средств, технических средств реабилитации (протезов, инвалидных колясок и т.п.), специального транспорта, путевок, продуктов питания.
Не относятся к социальным выплатам по смыслу ст. 159.2 УК РФ гранты, стипендии, предоставляемые физическим лицам и организациям в целях поддержки науки, образования, культуры и искусства, субсидии на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, на поддержку малого и среднего предпринимательства.
Способом совершения мошенничества при получении выплат является обман, который выражается в предоставлении в органы исполнительной власти, учреждения или организации, уполномоченные принимать решения о получении выплат, заведомо ложных и (или) недостоверных сведений о наличии обстоятельств, наступление которых согласно закону или иному нормативному правовому акту является условием для получения соответствующих выплат в виде денежных средств или иного имущества (в частности, о личности получателя, об инвалидности, о наличии детей, наличии иждивенцев, об участии в боевых действиях, отсутствии возможности трудоустройства), а также путем умолчания о прекращении оснований для получения указанных выплат.
За совершение указанного преступления виновному лицу в зависимости от обстоятельств, тяжести и степени общественной опасности, а также размера причиненного ущерба может быть назначено наказание в виде штрафа в размере до 120 000 руб., либо лишения свободы на срок до 10 лет со штрафом в размере до 1 000 000 руб.
Нарушение правил охоты, правил, регламентирующих рыболовство и другие виды пользования объектами животного мира
Статья 8.37 КоАП РФ предусматривает наступление административной ответственности за нарушение Правил охоты, правил, регламентирующих рыболовство и другие виды пользования объектами животного мира.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с использованием и охраной объектов животного мира.
Совершение указанного деяния влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой или лишение права осуществлять охоту на срок до двух лет; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати пяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.
В соответствии с ч. 3 ст. 23 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 209-ФЗ) Правила охоты обязательны для исполнения физическими лицами и юридическими лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
Приказом Министерства природы Российской Федерации от 16.11.2010 № 512 утверждены Правила охоты.
В п. 5 ст. 1 Закона № 209-ФЗ дано понятие охоты, под которой понимается деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой.
Согласно ч. 2 ст. 57 Закона № 209-ФЗ в целях данной статьи к охоте приравнивается нахождение в охотничьих угодьях физических лиц с орудиями охоты и (или) продукцией охоты, собаками охотничьих пород, ловчими птицами.
В соответствии с ч. 3 ст. 8 Закона № 209-ФЗ право на добычу охотничьих ресурсов возникает с момента выдачи разрешения на их добычу.
Приказом Минприроды России от 16.11.2010 № 512 утверждены Правила охоты, которые устанавливают требования к осуществлению охоты и сохранению охотничьих ресурсов на всей территории Российской Федерации (далее — Правила охоты).
В силу пп. «а», пп. «в» п. 3.2 указанных Правил при осуществлении охоты охотник обязан иметь при себе:
— охотничий билет;
— в случае осуществления охоты в закрепленных охотничьих угодьях разрешение на добычу охотничьих ресурсов, выданное в установленном порядке.
Исходя из диспозиции ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ с учетом требований, установленных п. 3.2 Правил охоты, субъектом административного правонарушения, предусмотренного данной нормой, является лицо, осуществляющее охоту с нарушением установленных Правил охоты.
Согласно ст. 40 Закона № 52-ФЗ пользователи животным миром обязаны, в частности:
применять при пользовании животным миром способы, не нарушающие целостности естественных сообществ,
не допускать разрушения или ухудшения среды обитания объектов животного мира,
осуществлять учет и оценку состояния используемых объектов животного мира, а также оценку состояния среды их обитания,
проводить необходимые мероприятия, обеспечивающие воспроизводство объектов животного мира,
оказывать помощь государственным органам в осуществлении охраны животного мира,
обеспечивать охрану и воспроизводство объектов животного мира, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения.
Субъектами административной ответственности будут являться граждане, должностные лица.
Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также корпорацией развития малого и среднего предпринимательства, ее дочерними обществами.
При обращении субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки субъекты малого и среднего предпринимательства должны представить документы, подтверждающие их соответствие условиям, предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Поддержка не может оказываться в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства:
1) являющихся кредитными организациями, страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами;
2) являющихся участниками соглашений о разделе продукции;
3) осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;
4) являющихся в порядке, установленном законодательства Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, нерезидентами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.
Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, не может оказываться субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим производство и (или) реализацию подакцизных товаров, а также добычу и (или) реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых и минеральных питьевых вод, если иное не предусмотрено Правительством Российской Федерации.
Прокуратура разъясняет. Противодействие коррупции
Противодействие коррупции является одной из приоритетных задач государственной политики и важнейшим направлением деятельности органов прокуратуры Российской Федерации.
Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 10.10.2022
№ 581 «Об осуществлении прокурорского надзора и реализации прокурорами иных полномочий в сфере противодействия коррупции» одним из приоритетных направлений деятельности прокуратуры определено противодействие коррупции.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.
В свою очередь под противодействием коррупции определяется деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
О фактах коррупции граждане могут сообщить в государственные и муниципальные органы в порядке, установленном Федеральным законом № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в правоохранительные органы – в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса. Обращения о фактах коррупции, в основном, рассматриваются правоохранительными органами.
Прокуратура Ядринского района разъясняет.
Об ответственности за кражу с банковского счета
Пунктом «г» части 3 статьи 158 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за кражу, совершенную с банковского счета, а равно в отношении электронных денежных средств.
За указанное деяние предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 6 лет со штрафом в размере до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет либо без такового.
Зачастую кражей с банковского счета признаются совершение бесконтактных покупок по найденной банковской карте, а также снятие денежных средств с банкоматов по чужим картам.
В соответствии со ст. 15 УК РФ данное преступление отнесено к категории тяжких преступлений независимо от суммы похищенного
Ответственность за управление транспортными средствами несовершеннолетними
Согласно положениям Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» право на управление транспортными средствами категории «M» (мопеды и легкие квадроциклы) и подкатегории «A1» (мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт) предоставляется лицам, достигшим 16 лет. Российские национальные водительские удостоверения выдаются указанным лицам, сдавшим квалификационный экзамен и предоставившим медицинское заключение.
Лица, достигшие 17-летнего возраста, допускаются к сдаче экзаменов на право управления транспортными средствами категорий «B» и «C» при наличии медицинского заключения об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами. Российские национальные водительские удостоверения выдаются указанным лицам по достижении ими 18-летнего возраста.
За вождение транспортного средства несовершеннолетним лицом, достигшим 16-летнего возраста и не имеющим водительского удостоверения, предусмотрено наложение на него административного штрафа в размере от 5 тыс. до 15 тыс. рублей (ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ).
Отдельно хотелось бы обратить внимание на ответственность совершеннолетних лиц, допустивших к вождению транспортных средств несовершеннолетних без водительского удостоверения.
Частью 3 статьи 12.7 КоАП РФ предусмотрена ответственность за передачу управления транспортным средством лицу, заведомо не имеющему права управления транспортным средством (за исключением учебной езды) или лишенному такого права. Такое правонарушение влечет наложение административного штрафа в размере 30 тыс. рублей.
Административная и уголовная ответственность за уничтожение или повреждение чужого имущества
За порчу чужого имущества может наступить административная или уголовная ответственность.
Под чужим имуществом понимается имущество, не находящееся в пользовании и (или) владении, в собственности лица, причинившего ущерб любому чужому имуществу.
Статьей 7.17 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти действия не повлекли причинение значительного ущерба, что влечет наказание в виде административного штрафа в размере от 300 до 500 рублей.
Под уничтожением понимается приведение имущества в полную негодность, исключающую возможность его использования по назначению.
Под повреждением имущества понимается уменьшение его хозяйственной целостности, которая может быть восстановлена в результате ремонта (реставрации) поврежденного имущества.
За совершение данного правонарушения ответственность наступает с 16 летнего возраста.
Если размер причинённого вреда выше ущерба в сумме 5 000 рублей, то действуют нормы уголовного права.
Статьей 167 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, с возможным наказанием до двух лет лишения свободы.
Несовершеннолетние и госуслуги
Правительством Российской Федерации установлен порядок регистрации несовершеннолетних лиц в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» в целях обеспечения возможности предоставления детям и подросткам государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
Несовершеннолетние, достигшие возраста 14 лет, могут самостоятельно зарегистрироваться на портале Госуслуг в сети «Интернет» путем введения в интерактивной форме личных данных.
За детей, не достигших возраста 14 лет, являющихся гражданами Российской Федерации, регистрация на портале Госуслуг осуществляется их законными представителями, зарегистрированными в системе, путем введения в форму регистрации отдельных сведений.
Внесение СНИЛС ребенка, не достигшего возраста 14 лет, являющегося гражданином Российской Федерации, и реквизитов свидетельства о рождении осуществляются путем автоматической подстановки сведений, содержащихся в личном кабинете его законного представителя на портале Госуслуг.
Информация, введенная в форму регистрации на портале Госуслуг, проходит автоматическую проверку достоверности с использованием государственных информационных систем. В отношении ребенка, не достигшего возраста 14 лет, дополнительно осуществляется автоматическая проверка полномочий его законного представителя.
О налогообложении доходов, получаемых физическими лицами от продажи объектов недвижимого имущества
От обложения налогом на доходы физических лиц освобождаются доходы, полученные физическими лицами от продажи объектов недвижимого имущества, при условии, что такой объект находился в их собственности в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более (п. 17.1 ст. 217 и п. 2 ст. 217.1 НК РФ).
По общему правилу минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет.
Однако, в случаях, установленных п. 3 ст. 217.1 НК РФ, минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет три года для объектов недвижимости, в отношении которых соблюдается хотя бы одно из следующих условий:
1) право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком в порядке наследования или по договору дарения от физического лица, признаваемого членом семьи и (или) близким родственником налогоплательщика;
2) право собственности получено налогоплательщиком в результате приватизации;
3) право собственности на объект недвижимости получено налогоплательщиком - плательщиком ренты в результате передачи имущества по договору пожизненного содержания с иждивением;
4) в собственности налогоплательщика на дату государственной регистрации перехода права собственности не находится иного жилого помещения (не учитывается жилое помещение, приобретенное в течение 90 календарных дней до даты государственной регистрации перехода права собственности на проданное жилое помещение).
Указанные положения распространяются на земельный участок, на котором расположено жилое помещение (долю в праве собственности на земельный участок, связанную с долей в праве собственности на такое жилое помещение), и расположенные на земельном участке хозяйственные строения и (или) сооружения.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации право собственности на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникает, изменяется и прекращается с момента государственной регистрации (внесения соответствующей записи в государственный реестр).
Уголовная ответственность за преступления, совершенные с использованием сети «Интернет»
Причиной роста числа преступлений против собственности, совершенных с использованием информационно-коммуникационных технологий и в сфере компьютерной информации, в первую очередь, явилось повышение криминальной активности в сфере социального инжиниринга, связанного с хищением имущества граждан дистанционными методами.
В 2018 году ужесточена ответственность за совершение краж денежных средств с банковского счета, которые по степени тяжести приравнены к кражам с незаконным проникновением в жилище и караются лишением свободы на срок до 6 лет (пункт «г» части 3 статьи 158 УК РФ).
Федеральным законом от 01.04.2020 № 95-ФЗ внесены изменения в статью 238.1 УК РФ, предусматривающую наказание за оборот фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и фальсифицированных биологически активных добавок. Данные действия, совершенные с использованием сети Интернет, переведены из категории средней тяжести в число тяжких преступлений.
Введен специальный состав мошенничества, совершенного с использованием электронных средств платежа (статья 159.3 УК РФ), к которым относятся средства и (или) способы, позволяющие составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, иных технических устройств. При этом неправомерный оборот данных средств платежа (незаконное их изготовление, приобретение, хранение, транспортировка в целях использования или сбыта, а равно сбыт) относится к тяжким преступлениям и влечет наказание до 6 лет лишения свободы (часть 1 статьи 187 УК РФ).
Статья 159.6 УК РФ устанавливает ответственность за преступления, связанные с хищением чужого имущества путем получения доступа к компьютерной системе и совершения определенных действий (ввода, удаления, блокирования, модификации компьютерной информации либо иного вмешательства).
Повышенная уголовная ответственность также установлена за совершение с использованием сети Интернет таких преступлений, как доведение до самоубийства (статья 110 УК РФ), вовлечение несовершеннолетнего в совершение действий, представляющих опасность для его жизни (статья 151.2 УК РФ), сбыт наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (статья 228.1 УК РФ), незаконные изготовление и оборот порнографических материалов (статья 242 УК РФ), публичные призывы к осуществлению террористической и экстремистской деятельности (статьи 205.2 и 280 УК РФ), и ряда других преступлений.
Прокуратура Ядринского района разъяняет
С 01.12.2024 в Федеральный закон от 07.10.2022 № 377-ФЗ введена статья 2.1, предусматривающая прекращение кредитных и иных финансовых обязательств если до 1 декабря 2024 года вступил в силу судебный акт о взыскании задолженности по обязательствам участников СВО и членов их семей и (или) в целях исполнения таких обязательств банку или иной кредитной организации выдан исполнительный документ и (или) по заявлениям названных организаций возбуждено исполнительное производство (исполнительный документ предъявлен к исполнению), в части, не превышающей в совокупности 10 млн рублей, со дня заключения контракта о прохождении военной службы.
Указанное положение распространяется на граждан, призванных на военную службу по мобилизации, военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, иных гражданин, не проходящих военную службу, заключивших не ранее 1 декабря 2024 года контракт о прохождении военной службы сроком на 1 год и более для выполнения задач СВО, а также на супругов таких лиц.
Кроме того, при расчете периода «кредитных каникул» для мобилизованных лиц и участников СВО, а также членов их семей срок мобилизации, действия контракта или участия в СВО увеличивается не на 30, а на 180 дней.
Прокуратура разъясняет о современных информационно-телекоммуникационных технологий
Современные информационно-телекоммуникационные технологии предлагают гражданам широкий спектр возможностей, в том числе связанных с оказанием коммерческих услуг населению, в цифровом пространстве сегодня представлены банки, страховые компании, службы такси и перевозки грузов, продуктовые магазины, кинотеатры, библиотеки и иные организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность.
Взаимодействуя с такими организациями в интернете, например, совершая покупки, или заказав что-либо с доставкой, граждане передают им свои персональные данные, под которыми понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному, или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных), такие как фамилия, имя и отчество, дата рождения, место жительства и иные.
В подавляющем большинстве случаев люди размещают информацию о себе добровольно, например регистрируясь в социальных сетях, на иных различных сайтах или пользуясь интернет-мессенджерами.
Однако, зачастую граждане не замечают, как сами того не желая, делятся своими персональными данными, например, в погоне за незначительной скидкой в продуктовом магазине, для получения бонусной карты предоставляют все сведения о себе, не обращая внимания, что также соглашаются на передачу и последующую их обработку третьими лицами в маркетинговых и иных целях.
Несомненно, операторы – юридические или физические лица организующие или осуществляющие обработку персональных данных обязаны соблюдать требования законодательства по их защите, тем не менее, рост как объема информации в цифровом пространстве, так и числа субъектов ее обрабатывающих, неминуемо приводит к утечкам.
Казалось бы, представляет ли опасность факт нахождения в открытом доступе анкетных данных гражданина в связке с номером его мобильного телефона или адресом электронной почты, на первый взгляд кажется – нет.
Однако, именно с получения этой информации злоумышленник начнет подготовку к совершению преступления, к примеру, зная сведения о предполагаемой жертве, телефонный мошенник при совершении звонка будет обращаться к гражданину по имени, укажет что знает адрес его проживания или электронной почты, что придаст его словам правдоподобности и облегчит введение потерпевшего в заблуждение.
В другом случае, имея в распоряжении базу данных номеров телефонов пенсионеров, преступник может подгадать момент и начать осуществлять телефонные звонки указанной категории лиц, представляясь социальным работником, одновременно с началом реализации государственной программы, ориентированной именно на эту категорию граждан, чем значительно упростит себе процесс обмана.
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» их обработка должна осуществляться только с согласия гражданина, более того, оператор обязан опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к документу, определяющему его политику в отношении обработки персональных данных и сведениям о реализуемых требованиях к их защите.
Например, ссылки на положение о политике в отношении хранения и обработки персональных данных и иная нормативно-правовая информация размещается в самой нижней части сайта, либо в разделах «о нас», «правила использования», «правовая информация» и подобных, при взаимодействии с интернет-ресурсами не рекомендуется передавать свои конфиденциальные сведения интернет-сайтам, игнорирующим обозначенные требования.
Несмотря на принимаемые государством меры правового характера, как при нахождении в цифровом пространстве, так и предоставляя какую-либо информацию коммерческим организациям, гражданам для защиты от противоправных посягательств следует проявлять разумную бдительность, соблюдать требования цифровой гигиены и не допускать разглашения собственных персональных данных широкому кругу лиц в интернете, а при нарушении прав в указанной сфере – обращаться в правоохранительные органы.
В административном исковом заявлении лица, отбывающего наказание в виде лишения свободы, могут быть указаны реквизиты учреждения уголовно-исполнительной системы вместо реквизитов банковского счета, в целях получения компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок
Абзац первый пункта 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса РФ и пункт 10 части 2 статьи 252 КАС РФ признаны не противоречащими Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они допускают указание в административном исковом заявлении лица, отбывающего наказание в виде лишения свободы, о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок реквизитов для перечисления средств на его лицевой счет в учреждении уголовно-исполнительной системы.
Оставление же административного искового заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и исполнение судебного акта в разумный срок без движения и последующее возвращение его судом ввиду указания в нем реквизитов для зачисления средств на лицевой счет лица, содержащегося в учреждении уголовно-исполнительной системы РФ, вместо реквизитов банковского счета означало бы сугубо формальный подход к отправлению правосудия и судебной защите прав граждан.
Представлены рекомендации по определению минимального количества первичных баллов ОГЭ и ГВЭ в 2025 году
Рособрнадзором (письмо Рособрнадзора от 13.02.2025 N 04-41) представлены рекомендации по определению минимального количества первичных баллов ОГЭ и ГВЭ в 2025 году, подтверждающих освоение обучающимися образовательных программ основного общего образования.
Также направлены рекомендации по переводу суммы первичных баллов за экзаменационные работы ОГЭ и ГВЭ в пятибалльную систему оценивания в 2025 году. В частности, определено, что в рамках ОГЭ-2025 минимальной отметке «3» по пятибалльной системе оценивания соответствуют следующие первичные баллы: по русскому языку - 15, по математике - 8 (при условии, что из них не менее 2 баллов получено за выполнение заданий по геометрии), по физике - 10, по химии - 10, по биологии - 13, по географии - 12, по обществознанию - 14, по истории - 11, по литературе - 16, по информатике - 5, по иностранным языкам - 29.
Подписан закон о противодействии осуществлению операций с использованием денежных средств клиента без его согласия или с согласия, полученного под влиянием обмана или при злоупотреблении доверием (Федеральный закон от 13.02.2025 N 9-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Внесенными изменениями, в частности, с 1 сентября 2025 года устанавливается «период охлаждения» по кредитам и займам, когда получить деньги по кредиту или займу от 50 тыс. до 200 тыс. рублей можно будет только через 4 часа после заключения договора. Если сумма (лимит) потребительского кредита (займа) превышает 200 тысяч рублей, выдача денежных средств по кредитному договору может быть осуществлена не раньше, чем через 48 часов.
Мероприятия по противодействию заключению договоров потребительского кредита без добровольного согласия клиента не применяются: при множественности лиц в обязательстве на стороне заемщика, наличии у заемщика поручителей; если обязательства заемщика обеспечиваются ипотекой и (или) залогом транспортного средства (в случаях зачисления заемных денежных средств на счета юридического лица - продавца транспортного средства); если потребительский кредит предоставляется заемщику в целях полного или частичного исполнения им обязательств по другому кредиту (займу) или другим кредитам (займам) и если это не повлечет за собой увеличение размера существующих денежных обязательств заемщика; если заемщиком не позднее чем за два дня до направления заявления о предоставлении кредита назначено уполномоченное лицо для получения подтверждения заключения кредитного договора; если кредитная организация перечисляет денежные средства юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг) в счет оплаты товаров (работ, услуг), приобретаемых заемщиком, за исключением случаев их приобретения с использованием сети «Интернет»; если такие договоры являются договорами основного образовательного кредита.
Также регулируется порядок проверки сведений о получателе денежных средств в базе данных о случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без добровольного согласия клиента, определяются мероприятия по противодействию операциям по внесению наличных денежных средств на банковские счета с применением токенизированных (цифровых) платежных карт с использованием банкоматов или иных технических устройств, устанавливается обязанность предоставления бюро кредитных историй сведений пользователю кредитной истории для предупреждения возможного мошенничества.
Закреплена обязанность микрофинансовых организаций зачислять денежные средства по договору потребительского займа только при условии совпадения сведений о заемщике и получателе денежных средств.
Микрофинансовые организации смогут получать от Банка России в установленном порядке и по установленной форме информацию, содержащуюся в базе данных о случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без добровольного согласия клиента.
Предусматривается, что кредитные организации, микрофинансовые организации не вправе требовать исполнения заемщиком обязательств, начислять проценты и уступать права требования по договору потребительского кредита (займа) при одновременном наличии следующих обстоятельств: они не осуществили комплекс мер, направленных на борьбу с мошенниками, и по факту хищения денежных средств по договору потребительского кредита (займа) у заемщика возбуждено уголовное дело.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
Способы защиты от мошенников
Распространенные способы действий мошенников – получение обманным путем данных для доступа к личным кабинетам и приложениям, используя нейротехнологии, способные подделывать аккаунты и голоса, создавая видеосообщения, сгенерированные искусственным интеллектом, от имени ваших знакомых и руководителей. Зачастую мошенники представляются сотрудниками различных служб или предлагают финансовые выигрыши.
Вот несколько советов, которые помогут вам защититься от мошенников:
1. Будьте бдительны: если разговор кажется подозрительным, завершите его и перезвоните в организацию по официальным номерам;
2. Проверяйте способ связи: мошенники часто используют мессенджеры, тогда как настоящие представители не звонят через WhatsApp или Telegram;
3. Не сообщайте логины и пароли: читайте назначение смс-кодов и не делитесь ответами на контрольные вопросы;
4. Следите за актуальностью номера: убедитесь, что номер, к которому привязан аккаунт, актуален;
5. Используйте сложные пароли: меняйте их регулярно и подключайте двухфакторную аутентификацию;
6. Проверяйте адрес страницы: убедитесь, что сайт – это официальный ресурс (например, gosuslugi.ru).
Госуслуги обеспечивают защиту, но злоумышленник может получить доступ при передаче вами необходимых данных. Будьте внимательны и защищайте свои данные.
Разъясняется порядок применения ставки рефинансирования Банка России при расчетах пеней на сумму задолженности по оплате ЖКУ
Правительством принято постановление от 26 марта 2022 года N 474 «О некоторых особенностях регулирования жилищных отношений в 2022 году», которым фиксируется дата (27 февраля 2022 года), в соответствии с которой применяется ставка рефинансирования Банка России (9,5%), используемая для расчета размера штрафных санкций в случаях неполного и/или несвоевременного внесения платы за жилое помещение, коммунальные услуги и взносов за капитальный ремонт.
Постановлением Правительства от 29 декабря 2023 г. N 2382 «О внесении изменений в постановление Правительства от 26 марта 2022 г. N 474» действие вышеназванных особенностей начисления и уплаты пени было продлено на 2024 год.
Указанные особенности предусматривают применение минимального значения ключевой ставки Банка России из следующих значений: ключевая ставка, действующая по состоянию на 27 февраля 2022 г., и ключевая ставка, действующая на день фактической оплаты.
Таким образом, до 31 декабря 2024 года включительно применялась ставка рефинансирования Банка России (9,5%). С 1 января 2025 года при расчетах пеней на сумму задолженности по оплате ЖКУ применяется действующая ключевая ставка Банка России.
Особенности применения организациями федерального инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль
Право на вычет получили организации добывающей и обрабатывающей (кроме пищевых продуктов, напитков, табачных изделий) промышленности, энергетические компании, гостиницы, компании телекоммуникационной сферы, организации, занимающиеся научными исследованиями и разработками, а также деятельностью по обработке данных и предоставлению услуг по размещению информации.
Вычет можно применить к первоначальной стоимости машин и оборудования при их вводе в эксплуатацию. В отношении недвижимости вычет не предоставляется. В части нематериальных активов под вычет попадают расходы на приобретение исключительных прав на изобретение, полезную модель или промышленный образец - при условии получения патента.
Важная особенность вычета в том, что его может заявить не сама компания, которая и сделала капвложения, а компания, входящая с ней в одну группу.
Решение об использовании права на применение федерального инвестиционного налогового вычета отражается налогоплательщиком в учетной политике для налогообложения с выбором параметров применения вычета, указанных в Постановлении Правительства РФ от 28.11.2024 N 1638.